Адаптированная Рабочая программа 8-9 классы 2023-2024г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования Администрации Режевского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя
общеобразовательная школа №5»
МБОУ СОШ № 5

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 8-9 классов

Реж 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная

рабочая

жизнедеятельности

(далее

программа
–

ОБЖ)

по

для

основам

обучающихся

безопасности
с

задержкой

психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного

стандарта

основного

общего

образования

(Приказ

Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер
64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной
рабочей программы основного общего образования по предмету «Основы
безопасности
предмета

жизнедеятельности»,

«Основы

Концепции

безопасности

преподавания

жизнедеятельности»,

учебного
Примерной

программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых
требований

к

результатам

освоения

Адаптированной

основной

образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития.
В Программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно
представлено

десятью

модулями

(тематическими

линиями),

обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного
общего образования и преемственность учебного процесса на уровне
среднего общего образования:
модуль

№

1

«Культура

безопасности

жизнедеятельности

в

современном обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту. Безопасность на объектах
экономики»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;

модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»; модуль № 5
«Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»;
модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного
предмета ОБЖ на уровне основного общего образования Программа
предполагает

внедрение

универсальной

структурно-логической

схемы

изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной
жизнедеятельности: «предвидеть опасность, по возможности её избегать, при
необходимости действовать». Учебный материал систематизирован по
сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые
условия;

улица

и

общественные

места;

природные

условия;

коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
Программой

предусматривается

использование

практико-

ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с
возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных моделей.
При этом использование цифровой образовательной среды на учебных
занятиях

должно

быть

разумным,

компьютер

и

дистанционные

образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и
практические действия обучающихся.
Примерная

рабочая

программа

разработана

с

целью

оказания

методической помощи преподавателям-организаторам, учителям ОБЖ в
составлении рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на
системно-деятельностный

и

практико-ориентированный

подход

в

преподавании ОБЖ обучающимся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является
обязательным для изучения на уровне основного общего образования и
является одной из составляющих предметной области «Физическая культура
и Основы безопасности жизнедеятельности». Изучение учебного предмета
«Основы

безопасности

обучающимися

знаний,

жизнедеятельности»
умений,

навыков

способствует
и

получению

компетенций

личной

безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально
сложного и технически насыщенного окружающего мира.
Значимость предмета для формирования жизненной компетенции
обучающихся с ЗПР заключается в углублении представлений о целостной и
подробной картине мира, понимании взаимосвязей между деятельностью
человека и состоянием природы; получении навыков и компетенций личной
безопасности в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций социально
сложного

и

технически

насыщенного

окружающего

мира;

умении

распознавать и противостоять психологической манипуляции, социально
неблагоприятному воздействию.
Программа определяет базовое содержание по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые
соответствуют возрастным особенностям и особым образовательным
потребностям обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Основы
безопасности жизнедеятельности» представляет определенную сложность
для данной категории обучающихся с ОВЗ. Это связано со своеобразием
психической деятельности обучающихся с ЗПР:


низким уровнем познавательной активности, вследствие

чего обучающиеся овладевают гораздо меньшим объемом знаний и
представлений об окружающем мире, чем их нормативно развивающиеся

сверстники;


преимущественно

пассивным

характером

усвоения

знаний, которые с трудом актуализируются;


низким

уровнем

развития

познавательной

сферы,

трудностями понимания причинно-следственных связей и прогнозирования
последствий тех или иных действий;


недостаточной

сформированностью

саморегуляции

деятельности и поведения.
При адаптации программы основное внимание обращается на
овладение обучающимися с ЗПР практическими умениями и навыками, на
уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или
целых разделов в материалы для обзорного или ознакомительного изучения.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»
Целью

изучения

учебного

предмета

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» на уровне основного общего образования является
формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности

в

соответствии

с

современными

потребностями

личности, общества и государства
Достижение этих целей применительно к обучающимся с задержкой
психического развития обеспечивается решением следующих задач:


освоение обучающимися с ЗПР знаний о безопасном поведении

в повседневной жизнедеятельности;

современной

понимание обучающимися личной и общественной значимости
культуры

безопасности

жизнедеятельности,

ценностей

гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового
поведения;


понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье

как индивидуальную и общественную ценность;


понимание необходимости следовать правилам безопасного

поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;


понимание необходимости сохранения природы и окружающей

среды для полноценной жизни человека;


освоение обучающимися с ЗПР умений экологического

проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных,
техногенных и социальных рисков;


понимание роли государства и действующего законодательства

в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера,
в том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;


освоение

умений

использовать

различные

источники

информации и коммуникации для определения угрозы возникновения
опасных и чрезвычайных ситуаций;


освоение умений предвидеть возникновение опасных и

чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также
на основе информации, получаемой из различных источников;


освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;



освоение умений проявлять предосторожность в ситуациях

неопределенности;

конкретной

освоение

умений

принимать

опасной

(чрезвычайной)

обоснованные

ситуации

с

решения

учетом

в

реально

складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;


освоение умений использовать средства индивидуальной и

коллективной защиты.
Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» направлено на:



воспитание у обучающихся с ЗПР чувства ответственности за

личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;


развитие

у

обучающихся

с

ЗПР

качеств

личности,

необходимых для ведения здорового образа жизни; необходимых для
обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;


формирование у обучающихся с ЗПР современной культуры

безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости
защиты

личности,

общества

и

государства

посредством

осознания

значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций
природного,

техногенного

и

социального

характера,

убеждения

в

необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстримистской
и антитеррористической личностной позиции, нетерпимости к действиям и
влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по основам
безопасности жизнедеятельности
Особенности

психического

развития

обучающихся

с

ЗПР

обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности», направленные на развитие
мыслительной

деятельности,

повышение

познавательной

активности,

формирование саморегуляции деятельности и коммуникативных навыков.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» необходима адаптация объема и характера
учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР:
учебный материал необходимо преподносить небольшими порциями,
усложняя его постепенно, изыскивать способы адаптации трудных заданий,
некоторые темы давать как ознакомительные (в программе они выделены
курсивом); теоретический материал рекомендуется изучать в процессе
практической деятельности по решению учебных задач (через решение

ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой
форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни
опасных ситуаций). Органическое единство практической и мыслительной
деятельности обучающихся на уроках ОБЖ способствует прочному и
осознанному формированию жизненных компетенций.
Изучение

учебного

жизнедеятельности»

предмета

позволяет

«Основы

обучающимся

с

безопасности
ЗПР

получить

систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе
жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных
ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и
выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Примерная программа предоставляет автору рабочей программы
свободу в распределении материала по годам обучения и четвертям
(триместрам). Тематическое планирование программы курса «Основы
безопасности

жизнедеятельности»

может

быть

разработано

как

по

линейному, так и по концентрическому принципу. Предлагается два варианта
тематического планирования. Первый построен по линейному принципу,
предполагает последовательное изучение модулей программы в течении двух
лет (8-9 класс) может применяться в условиях инклюзивного класса. Второй
вариант построен по концентрическому принципу, все модули изучаются и в
8, и в 9 классе с постепенным усложнением тем, данный вариант
используется в отдельном классе для обучающихся с ЗПР. Вариант
тематического планирования самостоятельно определяется образовательной
организацией и зависит от индивидуальных возможностей обучающихся с
ЗПР. При составлении рабочих программ в отдельных темах возможны
дополнения с учетом региональных особенностей.
Примерные
обусловленные

виды
особыми

деятельности

обучающихся

образовательными

с

потребностями

ЗПР,
и

обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по
предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Содержание

видов

деятельности

определяется

особыми

образовательными потребностями обучающихся с ЗПР. Помимо широко
используемых в ООП ООО общих для всех обучающихся видов деятельности
следует

усилить

обеспечивающие

специфичные
осмысленное

для

данной

освоение

категории

содержания

подростков,

образования

по

предмету: усиление предметно-практической деятельности с активизацией
сенсорных

систем;

чередование

видов

деятельности;

введение

дополнительных заданий, обеспечивающих коррекцию регуляции учебнопознавательной деятельности и контроль собственного результата.
При изучении материала по ОБЖ целесообразно давать алгоритм
ответа или наводящие вопросы, использовать план, составленный при
подготовке домашнего задания, которые помогут последовательно изложить
материал; упражнения, направленные на отработку плохо усвоенного
материала, обсуждение ошибок и их устранение.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ПООП ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенными являются приемы работы с
лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по
введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе; обязательна
визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы
для актуализации терминологии.
Место

учебного

предмета

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» в учебном плане
Изучение учебного предмета ОБЖ предусматривается в течение двух
лет, в 8–9 классах по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета ОБЖ

отводится 68 часов, из них по 34 часа в каждом классе.
Организация вправе самостоятельно определять последовательность
тематических

линий

учебного

предмета

«Основы

безопасности

жизнедеятельности» и количество часов для их освоения. Конкретное
наполнение модулей может быть скорректировано и конкретизировано с
учётом региональных (географических, социальных, этнических и др.), а
также бытовых и других местных особенностей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»:
цель и задачи учебного предмета ОБЖ, его ключевые понятия и
значение для человека;
смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура
безопасности жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация; общие принципы
безопасного поведения;
виды

чрезвычайных

ситуаций,

сходство

и

различия

опасной,

экстремальной и чрезвычайной ситуаций;
уровни взаимодействия человека и окружающей среды;
механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную
ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 2 «Безопасность в быту. Безопасность на объектах
экономики»:
основные источники опасности в быту и их классификация;
защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
бытовые отравления и причины их возникновения, классификация

ядовитых веществ и их опасности;
признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила комплектования и хранения домашней аптечки;
бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила
оказания первой помощи;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы
и правила оказания первой помощи;
правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из
них;
пожар и факторы его развития;
условия

и

причины

возникновения

пожаров,

их

возможные

последствия, приёмы и правила оказания первой помощи; первичные
средства пожаротушения;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними,
ответственность за ложные сообщения;
права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной
безопасности;
ситуации

криминального

характера,

правила

поведения

с

малознакомыми людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом,
правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних;
классификация аварийных ситуаций в коммунальныхсистемах
жизнеобеспечения;
правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах,
порядок действий при авариях на коммунальных системах.
классификация аварийных ситуаций на объектах экономики;
правила подготовки к возможным авариям на опасных объектах
экономики, порядок действий при авариях на опасных объектах экономики.

Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения
безопасности участников дорожного движения;
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные

ловушки»

и

правила

их

предупреждения;

световозвращающие элементы и правила их применения; правила дорожного
движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень
безопасности и правила его применения;
порядок действий пассажиров при различных происшествиях в
маршрутных

транспортных

средствах,

в

том

числе

вызванных

террористическим актом;
правила поведения пассажира мотоцикла;
правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных
индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, гироскутеры,
моноколёса,

сигвеи

и

т.

п.),

правила

безопасного

использования

монотранспорта (мопедов и мотоциклов);
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
правила подготовки велосипеда к пользованию;
дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;
основные

факторы

риска

возникновения

дорожно-транспортных

происшествий;
порядок действий очевидца дорожно-транспортного происшествия;
порядок действий при пожаре на транспорте;
особенности

различных

видов

транспорта

(подземного,

железнодорожного, водного, воздушного);
обязанности

и

порядок

действий

пассажиров

при

различных

происшествиях на отдельных видах транспорта, в том числе вызванных
террористическим актом;

первая помощь и последовательность её оказания;
правила и приёмы оказания первой помощи при различных травмах в
результате чрезвычайных ситуаций на транспорте.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
общественные места и их характеристики, потенциальные источники
опасности в общественных местах;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест
массового пребывания людей;
порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания
людей;
порядок действий при попадании в толпу и давку;
порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий; опасности
криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах,
порядок действий при их возникновении;
порядок
опасных)

действий

вещей

и

при

обнаружении

предметов,

а

также

бесхозных
в

(потенциально

условиях

совершения

террористического акта, в том числе при захвате и освобождении
заложников;
порядок действий при взаимодействии с правоохранительными
органами.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с
дикими животными, порядок действий при встрече с ними;
порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и
насекомых;

различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения,
необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и
растениями;
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки
к длительному автономному существованию;
порядок действий при автономном существовании в природной среде;
правила

ориентирования

на

местности,

способы

подачи

сигналов

бедствия;
порядок действий при обнаружении тонущего человека; правила
поведения при нахождении на плавсредствах;
правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при
обнаружении человека в полынье;
смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение
экологии для устойчивого развития общества;
правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической
обстановке.
чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация;
природные пожары, их виды и опасности, факторы и причины их
возникновения, порядок действий при нахождении в зоне природного
пожара; правила безопасного поведения в горах;
снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий
при попадании в лавину;
камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий,
необходимых для снижения риска попадания под камнепад;
сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании
в зону селя;
оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале
оползня;
общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в

подготовленных и неподготовленных местах;
наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при
наводнении;
цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при
нахождении в зоне цунами;
ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности, порядок
действий при ураганах, бурях и смерчах;
грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при
попадании в грозу;
землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности,
порядок действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал,
при нахождении в зоне извержения вулкана;
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»:
смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и
значение для человека;
факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных
привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение
здоровья;
понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их
профилактики и защиты от них;
порядок

действий

при

возникновении

чрезвычайных

ситуаций

биолого- социального происхождения (эпидемия, пандемия);
мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности
населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биологосоциального происхождения;

понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы
риска неинфекционных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
диспансеризация и её задачи;
понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие»,
современные модели психического здоровья и здоровой личности;
стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы
самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний;
понятие

«первая

помощь»

и

обязанность

по

её

оказанию,

универсальный алгоритм оказания первой помощи;
назначение и состав аптечки первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных
ситуациях, приёмы психологической поддержки пострадавшего.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»:
общение и его значение для человека, способы организации
эффективного и позитивного общения;
приёмы и правила безопасной межличностной коммуникации и
комфортного взаимодействия в группе, признаки конструктивного и
деструктивного общения;
понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины
развития конфликта;
условия и ситуации возникновения межличностных и групповых
конфликтов, безопасные и эффективные способы избегания и разрешения
конфликтных ситуаций;
правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий
при его опасных проявлениях;
способ
(модератора);

разрешения

конфликта

с

помощью

третьей

стороны

опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и
буллинг;
манипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания
манипуляций и способы противостояния им;
приёмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции
(мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые
могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную,
асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них;
современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними,
правила безопасного поведения;
правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
понятие

«цифровая

среда»,

её

характеристики

и

примеры

информационных и компьютерных угроз, положительные возможности
цифровой среды;
риски и угрозы при использовании Интернета;
общие

принципы

безопасного

поведения,

необходимые

для

предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном
цифровом пространстве;
опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и
приложения и их разновидности;
правила

кибергигиены,

необходимые

для

предупреждения

возникновения сложных и опасных ситуаций в цифровой среде;
основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его
признаки, приёмы распознавания опасностей при использовании Интернета;
противоправные действия в Интернете;
правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения
рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в

различные организации и группы);
деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности, правила
безопасного использования Интернета по предотвращению рисков и угроз
вовлечения в различную деструктивную деятельность.
Модуль

№

9

«Основы

противодействия

экстремизму

и

терроризму»:
Понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины,
возможные варианты проявления и последствия;
цели и формы проявления террористических актов, их последствия,
уровни террористической опасности;
основы

общественно-государственной

системы

противодействия

экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и её цели;
признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила
антитеррористического поведения;
признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок
действий при их обнаружении;
правила безопасного поведения в условиях совершения теракта;
порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и
попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд
транспортного средства, подрыв взрывного устройства).
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»:
классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных

ситуаций

функционирования;

(РСЧС),

её

задачи,

структура,

режимы

государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера
ответственности, порядок взаимодействия с ними;
общественные институты и их место в системе обеспечения
безопасности жизни и здоровья населения;
права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области
защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
антикоррупционное

поведение

как

элемент

общественной

и

государственной безопасности;
информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях,
система ОКСИОН;
сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его
получении, в том числе при авариях с выбросом химических и
радиоактивных веществ;
средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок
пользования фильтрующим противогазом;
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок
действий населения при объявлении эвакуации.
Примерные контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся с
ЗПР по предмету предусмотрен контроль знаний в виде: контрольных работ,
самостоятельных работ, зачетов, практических работ, тестирования. Одним
из методов контроля результатов обучения обучающихся с ЗПР является
метод

поливариативного

экспресс-тестирования

с

конструируемыми

ответами. Его отличительными чертами являются: оперативность, высокая
степень индивидуализации знаний, сравнительно малые затраты времени и
труда на проверку ответов обучающихся.
Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий
на

«пошаговую»,

адаптация

предлагаемого

тестового

(контрольно-

оценочного) материала: использование устных и письменных инструкций,
упрощение длинных сложных формулировок инструкций, решение с опорой
на алгоритм, образец, использование справочной информации.
В

рабочей

программе

предусмотрено

6

контрольных

работ,

выполнение контрольных работ по классам будет зависеть от выбранного
варианта тематического планирования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящая

Программа

чётко

ориентирована

на

выполнение

требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной
образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные),
которые должны демонстрировать обучающиеся с ЗПР по завершении
обучения в основной школе.Результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» обучающимися с ЗПР в целом
должны совпадать с соответствующими результатами примерной рабочей
программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
образовательной программы основного общего образования.
Наиболее значимые личностные и метапредметные результаты для
обучающихся с ЗПР:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
чувство ответственности и долга перед своей семьей, малой и большой
Родиной;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
способность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом

осознания

последствий

поступков;

активное

неприятие

асоциальных

поступков;
осмысление личного и чужого опыта, наблюдений, поступков;
ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального

и

коллективного

безопасного

поведения

в

чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям;
основы экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, приобретение опыта экологически
ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
освоение социальных норм, правил поведения в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества;
повышение

уровня

своей

компетентности

через

практическую

деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; формулировать и оценивать риски, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха;
способность связаться удобным способом и запросить помощь,
корректно и точно сформулировав возникшую проблему;

применение в повседневной жизни правил личной безопасности;
способность

критически

оценивать

полученную

от

собеседника

информацию;
умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
способность принимать и включать в свой личный опыт жизненный
опыт других людей, исключая асоциальные проявления;
адекватность поведения обучающегося с точки зрения опасности или
безопасности для себя или для окружающих;
способность корректно устанавливать и ограничивать контакт в
зависимости от социальной ситуации;
способность

распознавать

и

противостоять

психологической

манипуляции, социально неблагоприятному воздействию.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение

универсальными

учебными

познавательными

действиями:
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать по заданным основаниям и критериям (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической
и экстремистской деятельности), устанавливать после предварительного
анализа причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (по аналогии) и делать выводы;
применять знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
знать и использовать приемы действий в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе

оказание первой помощи пострадавшим.
Овладение

универсальными

учебными

коммуникативными

действиями:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
проявлять компетентность в области использования информационнокоммуникационных технологий;
взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные
роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
планировать пути достижения целей защищенности, в том числе
альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления
деятельности.

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные

результаты

характеризуют

сформированностью

у

обучающихся с ЗПР основ культуры безопасности жизнедеятельности и
проявляются

в

способности

построения

и

следования

модели

индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в
повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих
проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных
ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без
дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний
основ комплексной безопасности личности, общества и государства,
индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского
мышления и антитеррористического

поведения,

овладении

базовыми

медицинскими
знаниями и практическими умениями безопасного поведения в
повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура
и основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:


сформированность культуры безопасности жизнедеятельности

на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного
понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;


сформированность социально ответственного отношения к

ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков,
алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и
здоровью окружающих;


сформированность активной жизненной позиции, умений и

навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности,
общества и государства;


понимание и признание особой роли России в обеспечении

государственной и международной безопасности, обороны страны, в
противодействии

основным

вызовам

современности:

терроризму,

экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;


сформированность

чувства

гордости

за

свою

Родину,

ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите
Отечества;


знание и понимание роли государства и общества в решении

задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
(в том числе террористического) характера;


понимание причин, механизмов возникновения и последствий

распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут
произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия,
опасные производства, дорожное движение, общественные места и социум,
природа, коммуникационные связи и каналы);


овладение знаниями и умениями применять меры и средства

индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях;


освоение основ медицинских знаний и владение умениями

оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке
дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние
дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях,
отравлениях;


умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы

обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной)
ситуации с учётом реальных условий и возможностей;



освоение

основ

экологической

культуры,

методов

проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом
природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;


овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и

чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые
условия, опасные производства, дорожное движение, общественные места и
социум, природа, коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего
образования обеспечивается посредством включения в указанную программу
предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности».
Организация вправе самостоятельно определять последовательность
модулей для освоения обучающимися содержания учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности».
Предлагается распределение предметных результатов, формируемых в
ходе изучения учебного предмета ОБЖ, сгруппировать по учебным модулям:
Модуль

1

«Культура

безопасности

жизнедеятельности

в

современном обществе»
ориентироваться в понятиях опасной и чрезвычайной ситуации,
анализировать с опорой на алгоритм учебных действий, в чем их сходство и
различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического
характера);
иметь

представление

о

понятии

культуры

безопасности

(как

способности предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных
ситуациях);
приводить с опорой на справочный материал примеры угрозы
физическому, психическому здоровью человека и/или нанесения ущерба
имуществу, безопасности личности, общества, государства;

классифицировать с опорой на образец источники опасности и
факторы опасности (природные, физические, биологические, химические,
психологические, социальные источники опасности – люди, животные,
вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе
техногенного происхождения;
объяснять с опорой на справочный материал общие принципы
безопасного поведения.
Модуль 2 «Безопасность в быту. Безопасность на объектах
экономики»
иметь представление об особенностях жизнеобеспечения жилища;
классифицировать с опорой на образец источники опасности в быту
(пожароопасные предметы, электроприборы, газовое оборудование, бытовая
химия, медикаменты);
знать права, обязанности и ответственность граждан в области
пожарной безопасности;
соблюдать

правила

безопасного

поведения,

позволяющие

предупредить возникновение опасных ситуаций в быту;
понимать ситуации криминального характера;
знать правила вызова экстренных служб и ответственность за ложные
сообщения;
безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций
техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения
(водо- и газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые
сети);
безопасно

действовать

в

ситуациях

криминального

характера;

безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том
числе правильно использовать первичные средства пожаротушения.

Модуль 3 «Безопасность на транспорте»
классифицировать с опорой на образец виды опасностей на транспорте
(наземный, подземный, железнодорожный, водный, воздушный);
соблюдать

правила

дорожного

движения,

установленные

для

пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на
транспорте, в том числе криминогенного характера и ситуации угрозы
террористического акта;
безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником
происшествия на транспорте (наземном, подземном, железнодорожном,
воздушном, водном), в том числе вызванного террористическим актом.
Модуль 4 «Безопасность в общественных местах»
описывать

с

опорой

на

справочный

материал

потенциальные

источники опасности в общественных местах, в том числе техногенного
происхождения; понимать и описывать с опорой на справочный материал
ситуации криминогенного и антиобщественного характера (кража, грабеж,
мошенничество, хулиганство, ксенофобия);
соблюдать правила безопасного поведения в местах массового
пребывания людей (в толпе);
знать правила информирования экстренных служб;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах
бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов;
эвакуироваться из общественных мест и зданий;
безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в
общественных местах;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта,
в том числе при захвате и освобождении заложников;
безопасно

действовать

в

ситуациях

криминогенного

и

антиобщественного характера.
Модуль 5 «Безопасность в природной среде»
раскрывать с опорой на справочный материал смысл понятия экологии,
экологической культуры, значения экологии для устойчивого развития
общества;
помнить

и

выполнять

правила

безопасного

поведения

при

неблагоприятной экологической обстановке;
соблюдать правила безопасного поведения на природе;
объяснять с опорой на справочный материал правила безопасного
поведения на водоемах в различное время года;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
геологического

происхождения

(землетрясения,

извержения

вулкана),

чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури,
смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами,
снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные);
объяснять правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
безопасно действовать при автономном существовании в природной
среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи
с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми
грибами и растениями;
знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
Модуль 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»
раскрывать с опорой на справочный материал смысл понятий здоровья
(физического и психического) и здорового образа жизни;
описывать факторы, влияющие на здоровье человека;
раскрывать с опорой на справочный материал понятия заболеваний,

зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима труда и отдыха,
питания, психического здоровья и психологического благополучия);
иметь негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение,
алкоголизм, наркомания, игровая зависимость);
приводить с опорой на справочный материал примеры мер защиты от
инфекционных и неинфекционных заболеваний;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
биолого-социального происхождения (эпидемии, пандемии);
характеризовать с опорой на план основные мероприятия, проводимые
в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе
и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера;
оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
Модуль 7 «Безопасность в социуме»
приводить с опорой на справочный материал примеры межличностного
и группового конфликта;
иметь представление о способах избегания и разрешения конфликтных
ситуаций;
иметь представление об опасных проявлениях конфликтов (в том числе
насилие, буллинг (травля));
приводить с опорой на справочный материал примеры манипуляций (в
том числе в целях вовлечения в экстремистскую, террористическую и иную
деструктивную деятельность, в субкультуры и формируемые на их основе
сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и способов
противостоять манипуляциям;
соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе
с подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные
намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со

знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе,
коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в
практике современных молодежных увлечений;
безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при
возможных манипуляциях.
Модуль 8 «Безопасность в информационном пространстве»
приводить

с

опорой

на

справочный

материал

примеры

информационных и компьютерных угроз;
иметь представление о потенциальных рисках и угрозах при
использовании сети Интернет (далее – Интернет), предупреждать риски и
угрозы в сети Интернет (в том числе вовлечения в экстремистские,
террористические и иные деструктивные интернет-сообщества);
владеть

принципами

безопасного

использования

Интернета;

предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;
понимать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при
использовании

Интернета

(например:

мошенничество,

игромания,

деструктивные сообщества в социальных сетях).
Модуль 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
объяснять с опорой на справочный материал понятия экстремизма,
терроризма, их причины и последствия;
иметь негативное отношение к экстремистской и террористической
деятельности;
иметь

представление

об

организационных

основах

системы

противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в
общественном месте;

Безопасно действовать при обнаружении в общественных местах
бесхозных (или опасных) вещей и предметов;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта,
в том числе при захвате и освобождении заложников.
Модуль 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»
иметь представление о роли человека, общества и государства при
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения в Российской
Федерации;
иметь представление о роли государственных служб Российской
Федерации по защите населения при возникновении и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций в современных условиях;
понимать

и

различать

основные

мероприятия,

проводимые

в

Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и
во время чрезвычайных ситуаций различного характера;
знать правила оповещения и эвакуации населения в условиях
чрезвычайных ситуаций;
помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской
Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени;
владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в
различных ситуациях;
владеть

способами

антикоррупционного

поведения

с

учетом

возрастных обязанностей;
информировать население и соответствующие органы о возникновении
опасных ситуаций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

1

Модуль "Культура безопасности
жизнедеятельности в современном
обществе"

2

2

Модуль "Безопасность в быту"

6

3

Модуль "Безопасность на транспорте"

4

4

Модуль "Безопасность в общественных
местах"

4

5

Модуль "Безопасность в природной среде"

3

6

Модуль "Здоровье и как его сохранить.
Основы медицинских знаний"

7

7

Модуль "Безопасность в социуме"

3

1

2

1

3

1

Модуль "Безопасность в информационном
пространстве"
Модуль "Основы противодействия
9
экстремизму и терроризму"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
8

Всего

34

1
1

1
1

1

1
1

1

3

1

9

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

9 КЛАСС
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Модуль "Безопасность в быту"

1

2

Модуль "Безопасность на транспорте"

5

3

Модуль "Безопасность в общественных
местах"

2

4

Модуль "Безопасность в природной среде"

8

5

Модуль "Здоровье и как его сохранить.
Основы медицинских знаний"

3

1

6

Модуль "Безопасность в социуме"

4

1

3

1

4

1

Модуль "Безопасность в информационном
пространстве"
Модуль "Основы противодействия
8
экстремизму и терроризму"
Модуль "Взаимодействие личности,
9
общества и государства в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
7

1
1

1
1

1

1

4

1

1

34

3

9

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b590

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п

1
2
3

Тема урока

Цель и основные понятия предмета
ОБЖ
Правила поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях
Основные опасности в быту.
Предупреждение бытовых отравлений

Всего

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
Контрольные Практические изучения
образовательные
работы
работы
ресурсы

1

09.2023

1

1

1

09.2023
09.2023

4

Предупреждение бытовых травм

1

5

Безопасная эксплуатация бытовых
приборов и мест общего пользования

1

10.2023

6

Пожарная безопасность в быту

1

10.2023

1

10.2023

7
8

Предупреждение ситуаций
криминального характера
Безопасные действия при авариях на
коммунальных системах
жизнеобеспечения

1

1

09.2023

1

10.2023

9

Правила дорожного движения

1

11.2023

10

Безопасность пешехода

1

11.2023

11

Безопасность пассажира

1

11.2023

12

Безопасность водителя

1

1

11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eac5d4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eac746
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eac8c2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eacc82
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eacdf4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eacf84

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ead51a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ead68c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaefa0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e
Библиотека ЦОК

13
14
15
16

Основные опасности в общественных
местах
Безопасные действия при
возникновении массовых беспорядков
Пожарная безопасность в общественных
местах
Безопасные действия в ситуациях
криминогенного и антиобщественного
характера

1

12.2023

1

1

1
1

12.2023
12.2023

1

12.2023

17

Правила безопасного поведения на
природе

1

18

Безопасные действия при автономном
существовании в природной среде

1

19

Безопасное поведение на водоёмах

1

01.2024

20

Общие представления о здоровье

1

01.2024

21

Предупреждение и защита от
инфекционных заболеваний

1

02.2024

22

Предупреждение и защита от
неинфекционных заболеваний

1

23

Первая помощь и самопомощь при
неотложных состояниях

1

02.2024

1

02.2024

1

03.2024

24
25

Первая помощь и самопомощь при
неотложных состояниях
Первая помощь и самопомощь при
неотложных состояниях

https://m.edsoo.ru/f5eaf946
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb038c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb06f2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0a76

01.2024
1

1

01.2024

02.2024

Библиотека ЦОК
http
s://m.edsoo.ru/f5eb0d96
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb14e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1da4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb279a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb2c0e
Библиотека ЦОК
http
s://m.edsoo.ru/f5eb2d94
Библиотека ЦОК
http
s://m.edsoo.ru/f5eb3384
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eacc82

26
27
28

Первая помощь и самопомощь при
неотложных состояниях
Общение — основа социального
взаимодействия
Манипуляция и способы противостоять
ей

1

1

1
1

03.2024
03.2024

1

04.2023

29

Безопасное поведение и современные
увлечения молодёжи

1

04.2023

30

Общие принципы безопасности в
цифровой среде

1

04.2023

31

Безопасные правила цифрового
поведения

1

32
33
34

Общественно-государственная система
противодействия экстремизму и
терроризму
Безопасные действия при угрозе теракта
Безопасные действия при совершении
теракта
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

05.2023

1

1

1
34

04.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb37ee
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3ca8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3f82
Библиотека ЦОК
http
s://m.edsoo.ru/f5eb4568
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb46da
Библиотека ЦОК
http
s://m.edsoo.ru/f5eb4842

05.2023
05.2023

3

9

Библиотека ЦОК
http
s://m.edsoo.ru/f5eb6192

9 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

1

Пожарная безопасность в быту

1

2

Безопасность пассажира

1

3

Безопасность водителя

1

4
5
6
7
8
9
10

Безопасные действия при дорожнотранспортных происшествиях
Безопасность пассажиров на различных
видах транспорта
Первая помощь при чрезвычайных
ситуациях на транспорте
Пожарная безопасность в общественных
местах
Безопасные действия в ситуациях
криминогенного и антиобщественного
характера
Безопасные действия при автономном
существовании в природной среде
Пожарная безопасность в природной
среде

Всего

1

Количество часов
Дата
Контрольные Практические изучения
работы
работы
09.2023
1

1

09.2023
10.2023
1

1
1

09.2023
09.2023

1
1

10.2023
10.2023

1

10.2023

1

11.2023

1

11.2023
11.2023

11

Безопасное поведение в горах

1

12

Безопасное поведение на водоёмах

1

13

Безопасные действия при угрозе
наводнения, цунами

1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

11.2023
12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaf78e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eaf946

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eafef0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eafd42

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0210

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0c10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0c10

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb14e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb0efe

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1ac0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb1da4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb209c

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Безопасные действия при урагане, буре,
смерче, грозе
Безопасные действия при угрозе
землетрясения, извержения вулкана
Экология и её значение для устойчивого
развития общества
Психическое здоровье и психологическое
благополучие
Первая помощь и самопомощь при
неотложных состояниях
Первая помощь и самопомощь при
неотложных состояниях
Общение — основа социального
взаимодействия
Безопасные способы избегания и
разрешения конфликтных ситуаций
Манипуляция и способы противостоять ей
Безопасное поведение и современные
увлечения молодёжи
Опасные программы и явления цифровой
среды
Безопасные правила цифрового поведения
Деструктивные течения в Интернете и
защита от них
Общественно-государственная система
противодействия экстремизму и
терроризму
Безопасные действия при угрозе теракта
Безопасные действия при совершении

1

12.2023

1

12.2023

1

1

01.2024

1

01.2024
1

01.2024

1

01.2024

1

02.2024

1

1

02.2024

1

02.2024

1

02.2024

1

https://m.edsoo.ru/f5eb222c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb23a8

12.2023

1

1

Библиотека ЦОК

1

03.2024

1

03.2024

1

03.2024

1
1

04.2023
04.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3078

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb350a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb367c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb3ca8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb425c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb40ea

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb4568

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb4842

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb46da

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb4d4c

30
31

32
33
34

теракта
Безопасные действия при совершении
теракта
Роль личности, общества и государства в
предупреждении и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Роль личности, общества и государства в
предупреждении и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Мероприятия по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Мероприятия по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1

1
1

04.2023
04.2023

1

05.2023

1

05.2023

1
34

1
3

9

05.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb6192

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb644e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eb65c0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Основы безопасности жизнедеятельности (2 частях), 8-9 классы/
Рудаков Д.П. и другие; под научной редакцией Шойгу Ю.С., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Основы безопасности жизнедеятельности, 8-9 классы/ Виноградова
Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.В. и другие, Общество с ограниченной
ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Виноградова Н. Ф., Смирнов Д. В., Таранин А. Б. Основы безопасности
жизнедеятельности. 5—7 классы: рабочая программа. — М.: Вентана-Граф.
Виноградова Н. Ф., Смирнов Д. В. Основы безопасности
жизнедеятельности. 8—9 классы: рабочая программа. — М.: Вентана-Граф.
Виноградова Н. Ф. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—7
классы: методическое пособие. — М.: Вентана-Граф.
Виноградова Н. Ф., Смирнов Д. В. Основы безопасности
жизнедеятельности. 8—9 классы: методическое пособие. — М.: ВентанаГраф.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Детские порталы:
1. журнала «Здоровье школьника» - http://www.za-partoi.ru
2. семейный сайт – www.7ya.ru
3. журнал «Первоклашка» - www.pkpp.ru
4. журнал «Семья и школа» - www.сhpk.ru
5. интернет-портал «Солнышко» - www.solnet.ee
http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm
Автономное
существование в природе – детям
http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/
Портал для малышей
города Москвы (правила дорожного движения)
http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741
Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)
http://www.km-school.ru/
Мультипортал компании «Кирилл и
Мефодий»

http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»
http://school.yandex.ru Каталог детских ресурсов «Интернет для детей»
http://shkola.lv – Портал бесплатного образования
Транспортная безопасность. ПДД
1 ПДД РФ http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.shtml
2 Пропаганда ПДД http://gibdd.onego.ru/p_propag.htm
3 Безопасность автомобиля http://www.seu.ru/cci/lib/books/calendar/
4 Безопасность на транспорте http://www.warning.dp.ua/bezop11.htm
5 Безопасность пешехода http://www.warning.dp.ua/bezop13.htm
6 http://festival.1september.ru/2003_2004/index.php?member=103499
Раздел Здоровье
http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей"
http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе"
http://www.infosport.ru/press/szr/1999N5/index.htm - Спортивная жизнь
России.
http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности
http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
info@russmag.ru Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
Лига здоровья нации http://wwwligazn.ru
Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России»
http://www.znopr.ru Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и
обучение
http://kzg.narod.ru/ - Журнал «Культура здоровой жизни»
http://b23.ru/hsb9 Учебные атласы по медицинской подготовке.
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm
Автономное
существование в природе – детям
Раздел Экология
http://fns.nspu.ru/resurs/nat
Внешкольная экология. Программа
«Школьная экологическая инициатива»
http://www.macroevolution.narod.ru Проект Ecocom: всё об экологии
http://charles-darwin.narod.ru
Центр охраны дикой природы:
публикации по экологии
http://www.biodiversity.ru
Центр экологического образования
МГДД(Ю)Т
http://moseco.narod.ru Экологическое образование детей и изучение
природы России. Экологический центр «Экосистема»
http://bio.rusolymp.ru
Всероссийская олимпиада школьников по
экологии

Раздел Пожарная безопасность
http://www.goodlife.narod.ru Все о пожарной безопасности
http://www.0-1.ru
Охрана труда. Промышленная и пожарная
безопасность. Предупреждение чрезвычайных ситуаций
http://www.alleng.ru/edu/saf1.htm -ОБЖ - билеты, ответы, уроки.
http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm -Книги, пособия по ОБЖ
http://satinoschool.narod.ru/test1/p1aa1.html -методическое пособие для
учителей ОБЖ
http://www.uchportal.ru/load/81 -учительский портал
Раздел ЧС
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm Первые шаги
граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан
в чрезвычайных ситуациях)
http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных
экстремальных условиях
http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/
bgd/oglavlenie_1.html
Электронный
учебник
по
безопасности
жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в
старших классах)
vps@mail.ru
Журнал Основы безопасности жизнедеятельности.
Каталог вебресурсов по обеспечению безопасности.
www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по
основам безопасности жизнедеятельности.
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам
гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
http://www.ampe.ru/web/guest/russian
Институт психологических
проблем безопасности
Основные разделы
http://www.edu.rin.ru/ - Образование - RIN.RU.
http://festival.1september.ru/subjects/12/ - Фестиваль педагогических
идей "Открытый урок"
http://www.risk-net.ru "Открытый урок"
http://fcior.edu.ru/
Федеральный
центр
информационнообразовательных ресурсов
http://www.alleng.ru/edu/saf1.htm -ОБЖ - билеты, ответы, уроки.
http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm -Книги, пособия по ОБЖ
http://satinoschool.narod.ru/test1/p1aa1.html -методическое пособие для
учителей ОБЖ
http://www.uchportal.ru/load/81 -учительский портал
http://severskijkadet.ru/voennoe_delo/обж/уроки-обж-ссылки.html - уроки
ОБЖ

Электронная версия ежемесячного иллюстрированного журнала.
http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам
(информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о
новых учебниках и учебных пособиях)
http://www.obzh.info
информационный веб-сайт (обучение и
воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
http://www.1september.ru
веб-сайт «Объединение педагогических
изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности
жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).
http://www.school-obz.org/ - информационно-методическое издание по
основам безопасности жизнедеятельности
http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090cr=2
Обучение
через
Интернет
http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и
Мефодий»
http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»
http://www.informic.narod.ru/obg.html
Сайт учителя информатики,
технологии и ОБЖ Разумова Виктора Николаевича
http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД
http://kchs.tomsk.gov.ru/azbuka_bez.htm
Сайт Учебно-методического
Цента ГУ МЧС России по Томской области
http://b23.ru/hsnc Учебное пособие по ОСНОВАМ ВОЕННОЙ
СЛУЖБЫ.
Другие ресурсы:
1.Тесты по основам безопасности жизнедеятельности. 5 класс
[Электронный ресурс]: Электронное издание для обучения детей в
диалоговом режиме. - М.: ООО "Кирилл и Мефодий", 2005; М.: МЧС России,
2005.
2.Тесты по основам безопасности жизнедеятельности. 6 класс
[Электронный ресурс]: Электронное издание для обучения детей в
диалоговом режиме. - М.: ООО "Кирилл и Мефодий", 2005; М.: МЧС России,
2005.
3.Тесты по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс
[Электронный ресурс]: Электронное издание для обучения детей в
диалоговом режиме. - М.: ООО "Кирилл и Мефодий", 2005; М.: МЧС России,
2005.
4 Тесты по основам безопасности жизнедеятельности. 8 класс
[Электронный ресурс]: Электронное издание для обучения детей в
диалоговом режиме. - М.: ООО "Кирилл и Мефодий", 2005; М.: МЧС России,
2005.
5. Тесты по основам безопасности жизнедеятельности. 9 класс
[Электронный ресурс]: Электронное издание для обучения детей в

диалоговом режиме. - М.: ООО "Кирилл и Мефодий", 2005; М.: МЧС России,
2005.
6.Электронное издание по курсу ОБЖ. 11
Учебные пособия по ОБЖ для общеобразовательных школ
http://www.bez.econavt.ru - Безопасность жизнедеятельности школы
http://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
http://www.school-obz.org Основы безопасности жизнедеятельности.
Сайт Баграмян Э.
http://theobg.by.ru/index.htm Нормативные документы, методические
материалы по ОБЖ. Сайт Разумова В.Н.
http://informic.narod.ru/obg.html
Основы
безопасности
жизнедеятельности
http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
http://www.rwd.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека
http://www.rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору
http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии
http://wwwfcgsen.ru Охрана труда и техника безопасности
http://www.znakcomplect.ru
http://fcior.edu.ru/
Федеральный
центр
информационнообразовательных ресурсов
http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание
основам безопасности жизнедеятельности).
http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090cr=2
Обучение
через
Интернет
http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД
http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/
bgd/oglavlenie_1.html
Электронный
учебник
по
безопасности
жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в
старших классах
info@russmag.ru Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
vps@mail.ru
Журнал Основы безопасности жизнедеятельности.
Каталог вебресурсов по обеспечению безопасности.
www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по
основам безопасности жизнедеятельности.
http://mukobg.jimdo.com/ Сайт преподавателя ОБЖ Идрисова Раниса
Анваровича.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».