Внеурматематика на каждый день 8 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Режевского городского округа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО МАТЕМАТИКЕ
(наименование учебного предмета/курса)
«Математика на каждый день»
8 КЛАСС
ОДИН ГОД
(срок реализации программы)

Составитель: Имаева Юлия Владимировна

Реж
2023 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа внеурочной деятельности школьников составлена на
основе: авторской программы творческого объединения «Математический
клуб» для 7-9 классов ФГОС, 2015 составитель: Дорн Л.Н.; программы
развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов «Внеурочная
деятельность» автор: Н. А. Криволапова. — М . : Просвещение, 2012, пособия
для учителей М.Б. Балк, Г.Д. Балк
«Математика после уроков»
(Издательство «Просвещение», Москва 1971), Книга для учащихся 7-9
классов средней школы Л.Ф. Пичурин «За страницами учебника алгебры»,
Москва, «Просвещение», 1990.
Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме
34 часа в год. Занятия содержат исторические экскурсы, фокусы, игры и
практический материал, используемый в повседневной жизни и
способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следует
поддерживать
в
продолжение
всего
учебного
года,
проводя
соответствующую работу. Цели обучения программы определяются ролью
математики в развитии общества в целом и в развитии интеллекта,
формировании личности каждого человека.
Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно
сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной
техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть
практическими приемами геометрических измерений и построений, читать
информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать
вероятностный характер случайных событий, составлять несложные
алгоритмы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Внеурочная деятельность предполагает занятия с учащимися 8 класса.
На занятия выделяется 1 час в неделю (34 часа в год), в соответствии с чем и
составлена данная программа.
Она предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно
примыкающих к основному курсу и углубляющих его через включение более
сложных задач, исторических сведений, материала занимательного характера
при минимальном расширении теоретического материала. Программа
предусматривает доступность излагаемого материала для учащихся и
планомерное развитие их интереса к предмету.
Много внимания уделяется выполнению самостоятельных заданий
творческого характера (составить рассказ, сказку, кроссворд, решить
логическую задачу и др.), что позволяет развивать у школьников логическое
мышление и пространственное воображение.
2

Изучение программного материала основано на использовании
укрупнения дидактических единиц, что позволяет учащимся за короткий
срок повторить и закрепить программу основной школы по математике.
Сложность задач нарастает постепенно. Перед рассмотрением задач
повышенной трудности рассматривается решение более простых, входящих
как составная часть в решение сложных.
Изучение математики на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
 овладение системой математических знаний и умений, необходимых
для применения в практической деятельности, изучения смежных
дисциплин, продолжения образования;
 интеллектуальное развитие, формирование качеств личности,
необходимых человеку для полноценной жизни в современном
обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления,
интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической
культуры,
пространственных
представлений,
способность
к
преодолению трудностей;
 формирование представлений об идеях и методах математики как
универсального языка науки и техники, средства моделирования
явлений и процессов;
 воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для
научно-технического прогресса.
Основная задача обучения математике в основной школе – обеспечить
прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических
знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и трудовой
деятельности каждому члену современного общества.
Однако часть школьников по различным причинам не может усваивать
ряд разделов математики, что влечет за собой неудовлетворительные знания
при изучении предметов естественного цикла.
Для закрепления у обучающихся знаний, умений и навыков,
полученных в курсе математики основной школы, был организован данный
кружок. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к
математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к
предмету и вызвать желание узнать больше.
Основные цели:
 привитие интереса учащимся к математике;
 углубление и расширение знаний обучающихся по математике;
 развитие математического кругозора, мышления, исследовательских
умений учащихся;
 формирование у обучающихся опыта творческой деятельности;
3

 воспитание
у
самостоятельности.

школьников

настойчивости,

инициативы,

Задачи:
1.
Научить учащихся выполнять тождественные преобразования
выражений.
2.
Научить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств
и их систем.
3.
Научить строить графики и читать их.
4.
Научить различным приемам решения текстовых задач.
5.
Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на
уровне свободного их использования.
6.
Подготовить учащихся к ГИА по математике в 9 классе.
7.
Подготовить обучающихся к изучению математики в старшей школе
или к поступлению в средние учебные заведения, а также к углубленному
изучению математики в профильной школе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
У обучающихся могут быть сформированы личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся
к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
иметь опыт публичного выступления перед учащимися своего класса и на
научно-практической ученической конференции;
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при
решении задач.
Метапредметные:
регулятивные обучающиеся получат возможность научиться:
составлять план и последовательность действий;
4

определять последовательность промежуточных целей и соответствующих
им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможность получения конкретного результата при решении
задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и
способу действия;
видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении
актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать
результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными
свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для
решения различной сложности практических заданий, в том числе с
использованием при необходимости и компьютера;
выполнять творческий проект по плану;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной
текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с
помощью ИКТ);
логически мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий, а также
свои действия;
адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
Познавательные
обучающиеся получат возможность научиться:
устанавливать
причинно-следственные
связи;
строить
логические
рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы;
формировать учебную и общекультурную компетентность в области
использования информационно-коммуникационных технологий;
выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость
их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной
текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с
помощью ИКТ);
Коммуникативные
обучающиеся получат возможность научиться:

5

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек
зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
работать в группе; оценивать свою работу.
слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.
Предметные
учащиеся получат возможность научиться:
решать задачи на делимость чисел и отгадывание чисел
разделять фигуры на части по заданному условию и из частей
конструировать различные фигуры;
решать задачи на нахождение площади и объёма фигур, отгадывать
геометрические головоломки;
решать сложные задачи на движение;
решать логические задачи;
применять алгоритм решения задач на переливание с использованием
сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание предметов;
решать сложные задачи на проценты;
решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять
практические расчёты;
решать занимательные задачи;
анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие,
моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков,
графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать
полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на
соответствие условию.
пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой
литературой для нахождения информации;
находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать
размерность пространства;
6

строить плоские и пространственные фигуры; делать оригами, изображать
бордюры, орнаменты.
правильно употреблять термины «множество», «подмножество»;
составлять различные подмножества данного множества»;
определять число подмножеств, удовлетворяющих данному условию;
решать задачи, используя круги Эйлера
правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и
способами их записи;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для
решения различной сложности практических задач, в том числе с
использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и
компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для
нахождения информации;
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для
решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных
учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из
различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному
применению известных алгоритмов;
первоначальные представления о математической науке как сфере
человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для
развития цивилизации;
понимать и применять смысл различных игр, фокусов с числами;
знать старинные меры измерения длин, площадей;

Виды деятельности
1. Устный счёт.
2. Проверка наблюдательности.
3. Игровая деятельность.
4. Решение текстовых задач, геометрических задач на разрезание и
перекраивание.
5. Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов.
6. Проектная деятельность.
7. Составление математических ребусов, кроссвордов.
8. Показ математических фокусов.
9. Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
7

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Решение олимпиадных задач (5 ч)
Занимательные математические задачи:
алгебра (10 ч) и геометрические находки (12 ч.)
Чтение графиков. Неопределенные уравнения. Наибольшее и наименьшее
значение квадратного трехчлена. Метод неопределенных коэффициентов.
Непрерывное изменение. Число Пи. Исчисление высказываний и булевы
алгебры. Предикаты и кванторы. Определения в математике. Аналогия и
индукция в математике. Решение логических задач.
От Евклида до Лобачевского. Осевая и центральная симметрия в
планиметрии. Решение геометрических задач с помощью понятия о центре
тяжести. Теорема Пифагора. Теорема Стюарта. Теорема Птолемея и ее
приложения. Механическая теорема Лагранжа и ее применение в геометрии.
Геометрические задачи на местности. Десять планиметрических задач.
Равновеликие и равносоставленные многоугольники. Двоякое выражение
площади(или объема) как способ решения геометрических задач. Теорема
Чевы.
Математическая викторина. Логические задачи (7ч.)
Викторина. Участие в олимпиадах, неделе наук.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Тема занятий

КолДата
Примеча
во
ние
план
факт
часов

1

Решение олимпиадных задач

5

2

Чтение графиков

1

3

Неопределенные уравнения

1

4

1

5

Наибольшее и наименьшее значение
квадратного трехчлена
Метод неопределенных коэффициентов

6

Непрерывное изменение.

1

7

От Евклида до Лобачевского

1

8

Осевая и центральная симметрия в
планиметрии

1

8

1

9

1

10

Решение геометрических задач с помощью
понятия о центре тяжести
Теорема Пифагора

11

Теорема Стюарта

1

12

Теорема Птолемея и ее приложения

1

13

1

14

Механическая теорема Лагранжа и ее
применение в геометрии
Геометрические задачи на местности

15

Десять планиметрических задач

1

16

1

18

Равновеликие и равносоставленные
многоугольники
Двоякое выражение площади (или объема)
как способ решения геометрических задач
Теорема Чевы

19

Число Пи

1

20

1

21

Исчисление высказываний и булевы
алгебры
Предикаты и кванторы

22

Определения в математике

1

23

Аналогия и индукция в математике

1

26

Решение логических задач

6

27

Математическая викторина

1

Итого

34

17

9

1

1

1
1

1

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Кузнецова Л. В. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой
аттестации в 9 классе. [Текст] / Л.В. Кузнецова, С.Б.Суворова,
Л.О.Рослова. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.
2. Мордкович А. Г., Мишустина Т. Н., Тульчинская Е. Е. Алгебра. 9 класс.
Задачник. М.: Мнемозина, 2004.
3. Галицкий М. Л. (и др.). Сборник задач по алгебре для 8-9 классов учебное
пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением
математики. М.: Просвещение, 1999.
4. Макарычев Ю. Н. Алгебра: Дополнительные главы к школьному
учебнику. 9 класс. Учебное пособие для учащихся школ и классов с
углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 2000.
5. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / гл.ред. М.Д.Аксенова. – М.:
Аванта+, 2002. – 688 с.
6. Черкасов О.Ю. Математика. Справочник / О.Ю.Черкасов, А.Г.Якушев. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
7. Мантуленко В.Г. Кроссворды для школьников. Математика /
В.Г.Мантуленко, О.Г.Гетманенко. – Ярославль: Академия развития, 1998.
8. Демонстрационные версии экзаменационной работы по алгебре– М.:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, – Режим
доступа: http// www fipi.ru.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования. Математика. Основное общее образование; 20004 г.
Сборник нормативных документов. Математика /сост. Э.Д.Днепров,
А.Г.Аркадьев. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 128 с.
Программы для общеобразовательных учреждений: Алгебра. 7-9 кл. /
сост. Т.А.Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008.
Маркова В. И. Деятельностный подход в обучении математике в
условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Учебнометодическое пособие. Киров – 2006.
Итоговая аттестация по математике в 9-м классе: новая форма [Текст] /
автор-сост. В.И.Маркова. – Киров: КИПК и ПРО, 2008. – 98 с.
Студенецкая В. Н., Сагателова Л. С. Математика. 8-9 классы: сборник
элективных курсов. Волгоград: Учитель, 2006.
Кузнецова Л. В. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой
аттестации в 9 классе. [Текст] / Л.В. Кузнецова, С.Б.Суворова,
Л.О.Рослова. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.
Ткачук В. В. Математика – абитуриенту. М.: МЦНМО, ТЕИС, 1996.
10

9.

Сканави М. И. Сборник задач по математике для поступающих во
втузы. Тбилиси, 1992.
10. Обучение решению задач как средство развития учащихся: Из опыта
работы: Методическое пособие для учителя.- Киров: Изд-во ИУУ, 1999 –
100 с.
11.
Демонстрационные версии экзаменационной работы по алгебре. – М.:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, – Режим
доступа: http:// www.fipi.ru.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».