аннотация биология 5-9

Муниципальное бюджетнопе общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»

Аннотация к рабочей программе
учебного предмета Биология
Уровень образования: Основное общее образование
Класс:5-9
Программы разработаны на основе федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов основного общего
образования, основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ
№5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
Рабочая программа по биологии
для 5- 9 классов составлена с опорой на
фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Биология»), на основе
примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы
Пономаревой И.Н., Кучменко В.С., Корниловой О.А., Драгомилова А.Г., Суховой
Т.С.(Биология: 5 -11 классы: программа. – М.: Вентана-Граф
Состав УМК «Биология» Пономаревой И.Н. и др. для 5-9 классов:
- Учебник. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.
(5 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. (6 класс); Константинов В.М.,
Бабенко В.Г., Кучменко В.С. (7 класс); Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. (8 класс); Пономарева
И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. (9 класс).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
5 класс – 1 час в неделю, 34 часа
6 класс – 1 час в неделю, 34 часа
7 класс – 2 час в неделю, 34 часа
8 класс – 2 часа в неделю, 68 часов
9 класс – 2 часа в неделю, 66 часов
Цели и задачи:
социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носи те ля
её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой
природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения
безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования,
анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать
полученные выводы. Изучение предмета «Биология» в части формирования у
обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных
знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия»,
«География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности»,
«История», «Русский язык», «Литература» и др.

Результаты освоения рабочей программы : или требования к освоению
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе
определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные,
общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие
умения:
5–6 классы
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения
безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
7–9 классы
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных,
религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные
объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на
основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир,
возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам
материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие
безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и
окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки,
которые угрожают безопасности и здоровью.

Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе,
особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая
стратегию рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального
природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в
качестве одной из ценностных установок.
Метапредметными
результатами
изучения предмета
формирование универсальных учебных действий (УУД).

«Биология»

является

Регулятивные УУД:
5–6-й классы Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
7–9-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с
основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и
Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять
направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
5–6-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
7–9-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной
форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы
слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для
достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9-й классы
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Средством
формирования коммуникативных УУД служат технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в

малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного
чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие
умения:
5-й класс
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их
значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с
предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные,
ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи,
хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов
(бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и
цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления
и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
6-й класс
– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;
– приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять
их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с
предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть
важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.
– различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры
растений изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные
признаки цветковых растений изученных семейств);
– определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
– объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
– соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
7-й класс
– определять роль в природе изученных групп животных.
– приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их
значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с
предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека;
– приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека
животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомыхопылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничьепромысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности,
объяснять их значение.
– различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы
кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих (в
т.ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т.ч. классы рыб, земноводных,
пресмыкающихся, птиц и млекопитающих);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие,
кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие (в
т.ч. ракообразные, насекомые, пауки), хордовые (в т.ч. рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие);
– характеризовать основные экологические группы изученных групп животных;
– понимать смысл биологических терминов;
– различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих;
– проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных, биологические опыты и
эксперименты и объяснять их результаты.
– соблюдать и объяснять правила поведения в природе;
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими
животными
8-й класс
– характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном
развитии человека.
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно
общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и
социальном смысле).
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт
веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его
жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют
координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций
передвижения и поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в
обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль
в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях
женщин и мужчин (максимум).
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и
разрушающие здоровье;

– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия; оказывать первую
помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил
рационального питания, поведения, гигиены;
– называть симптомы некоторых распространенных болезней
9-й класс
– объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
– характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых
клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных;
– приводить примеры приспособлений у растений и животных.
– использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с
инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
– пользоваться знаниями по генетике и селекции для сохранения породной чистоты
домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
– соблюдать профилактику наследственных болезней;
– использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с
инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и
объяснять их;
– характеризовать основные уровни организации живого;
– перечислять основные положения клеточной теории;
– характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в
жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых
организмов;
– характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение;
– характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие
микропрепараты;
– объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
– пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе,
экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и
редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи
питания в экосистемах;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».