АННОТАЦИЯ К КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ Коррекционная программа в 3 классе является продолжением одноименного коррекционного курса для 2 класса. У обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) У обучающихся с НОДА страдает произвольность движений, нарушается схема двигательного акта, что затрудняет согласованную работу мышц опорнодвигательного аппарата и не дает ребенку выполнять движения произвольно. Неправильные схемы движений при НОДА могут закрепляться и приводить к формированию патологических поз и положений тела и конечностей ребенка, что препятствует овладению предметно-практической и учебной деятельностью Цель курса – формирование и коррекция мануальной деятельности, пространственного восприятия, направленные на социальную адаптацию детей с церебральным параличом, развитие мыслительной деятельности. На занятиях по развитию мануальной деятельностью во 3 классе решаются следующие задачи: Коррекция и развитие мелкой моторики рук и мимики. Коррекция нарушения зрительного восприятия (цвет, форма, контур, величина.) Коррекция нарушений пространственного восприятия и представлений. Коррекция нарушения монологической и диалогической речи. Знакомство со свойствами и качествами пластических материалов (глина, солёное тесто, пластилин, бумажная масса). Предполагаемые личностные и метапредметные результаты освоения курса: Детям представится возможность научиться работать совместно со взрослым и в паре с одноклассником, ощущать радость от результата работы, формирование внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания. У обучающегося будут сформированы: интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Предполагаемые предметные результаты освоения курса: Детям представится возможность научиться узнать новое о мире прикладного творчества, освоить индивидуальными разнообразные возможностями и технологии предпочтениями, в соответствии планировать с свою деятельность. Обучающийся научится осуществлять итоговый и пошаговый контроль, различать способ и результат действия, проявлять познавательную инициативу, самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Дети будут учиться допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; задавать вопросы по существу; контролировать действия партнёра. Личностные результаты Осознание себя как гражданина России проявляется в: • стремлении пополнить свои знания о различных картинах, художниках, художественных промыслах народов России Освоение социальной роли ученика проявляется в: • умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (порядок в учебных принадлежностях, бережное отношение к учебникам, школьному имуществу); • проявлении ответственного поведения (подготовка к уроку, трансляция заданий учителя требований); дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения • соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя, правилами безопасной работы с инструментами); • подчинении дисциплинарным требованиям; • стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе, социально одобряемые ответы на вопросы об отношении к предметам художественного искусства; Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в: • умении получать и уточнять информацию от партнера, учителя (обратиться с вопросом, просьбой); • описывать результат своей изобразительной деятельности, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях в отношении объектов художественного творчества, наблюдаемых объектов; • способности объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение коммуникативного партнера (ребенка и взрослого, знакомого и малознакомого); Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в: • использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях; • умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие (стремление) помочь при выполнении коллективной работы. • уважительном отношении к результатам художественного творчества; Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в: • различении красивого и некрасивого, • проявлении интереса к демонстрации произведений скульптуры, живописи, красот природы и предметного мир; • стремлении замечать и создавать красоту вокруг себя (украшать поделку, пр.) Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в: • осознании своих затруднений (не понимаю, не успел), потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста); • умении разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога. • стремлении получить одобряемый результат своего изобразительного творчества, Овладение основами художественной деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях: • организовывать рабочее место • пользоваться инструментами и приспособлениями для изобразительной деятельности в соответствии с их свойствами. Метапредметные результаты освоения программы включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты представлены следующими показателями: Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в умении: • ориентироваться в известных понятиях. • сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие; • с помощью учителя отличать новое от уже известного; • анализировать объекты изобразительной деятельности с выделением их существенных признаков; • обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку. • использовать элементарные знаково-символические средства для организации своих познавательных процессов; • устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в умении: - определять цель выполнения заданий под руководством учителя; • выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы; • самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания; • самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу; • контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения; • предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изобразительной деятельности (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных, работая по плану, составленному с учителем, осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов, инструментов); • выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; • исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в умении: • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке; • соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии; • принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах; • договариваться с партнерами и приходить к общему решению; • слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий • слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его; • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; Предметные результаты По итогам обучения во 3 классе проверяется сформированность следующих знаний, представлений и умений: – владение первоначальными представлениями о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; – проявление эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства; – овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, дизайна и др.); – умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, проявлять к ним собственное эмоционально-оценочное отношение; – овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства. – умение организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасной работы с красками (гуашь, акварель), палитрой, фломастерами, карандашами, пластилином, бумагой, ножницами; – умение аргументированно высказывать суждение о воспринимаемых произведениях искусства; – умение смешивать краски и получать новые цвета и оттенки; – умение различать основные и составные, холодные и тёплые цвета. – умение экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен. – умение наблюдать, изображать природные стихии – владение названиями оттенков цветов – умение работать крупными кистями, сгибать, разрезать и склеивать бумагу разными способами (Конус, цилиндр, гармошка), использовать различные техники (мозаика, аппликация) – умение использовать для изображения замысла различные материалы: серпантин, конфетти, семена, нитки, траву. – умение использовать для изображения замысла природные мотивы: узоры, формы. – умение отражать контрастные по характеру образы – умение анализировать с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. – участие в групповой работе по созданию панно и коллажей. – умение свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги; – умение ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя; – умение использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги; – умение закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш; – умение рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы; – умение понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету); – умение узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним. РАЗВИТИЕ МАНУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Развитие мануальной деятельности на основе курса «Пластилиновые фантазии» Коррекционная программа «Развитие мануальной деятельности» на основе курса «Пластилиновые фантазии» в 3 классе является продолжением одноименного коррекционного курса для 2 класса. Содержание курса с указанием форм организации занятий. Программой предусмотрены следующие виды занятий: лепка с натуры, лепка на тему, декоративная работа, лепка с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас, составление макетов, натюрмортов, композиций. Наряду с основной формой проведения занятий необходимо проводить экскурсии в художественные, этнографический музеи, экскурсии по городу; использовать видеоматериалы. Наряду с этим должна осуществляться связь с уроками: музыки, чтения, окружающего мира. Ведущие виды деятельности: игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности; учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Виды художественной деятельности. Новые возможности пластилина и других пластических материалов. Понятие «декоративное панно». Анализ коротких рассказов. Выбор содержания к работы. Отработка способов действия по созданию образа. Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? Варианты и элементылепки. Построение разных форм. Симметричные и ассиметричные предметы Опыт художественно-творческой деятельности. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, пятна, объема. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, карандаша, фломастеров. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. ТЕХНОЛОГИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основная форма организации учебных занятий по технологии – комбинированный урок. Общекультурные и общетрудовые компетенции. (8 часов) Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира: техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства разных народов России. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. (8 часов) Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Конструирование и моделирование. (16 часов) Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Практика работы с компьютером (2 часа) Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера: ввода, вывода, обработки информации. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основная форма организации учебных занятий по изобразительному искусству – комбинированный урок. Виды художественной деятельности (8 часов) Восприятие произведений искусства. Рисунок. Живопись. . Художественное конструирование и дизайн. Декоративно- прикладное искусство. . Азбука искусства. Как говорит искусство? (8 часов) Цвет Линия. Форма. Объём. . Ритм. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (10 часов) Земля — наш общий дом. Родина моя — Россия. Искусство дарит людям красоту. Опыт художественно-творческой деятельности. (8 часов) Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.