аннотация Спиридонова

АННОТАЦИЯ К КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ
Коррекционная программа в 3 классе является продолжением
одноименного коррекционного курса для 2 класса.
У обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
У обучающихся с НОДА страдает произвольность движений, нарушается схема
двигательного акта, что затрудняет согласованную работу мышц опорнодвигательного аппарата и не дает ребенку выполнять движения произвольно.
Неправильные схемы движений при НОДА могут закрепляться и приводить к
формированию патологических поз и положений тела и конечностей ребенка, что
препятствует овладению предметно-практической и учебной деятельностью
Цель

курса

–

формирование

и

коррекция

мануальной

деятельности,

пространственного восприятия, направленные на социальную адаптацию детей с
церебральным параличом, развитие мыслительной деятельности.
На занятиях по развитию мануальной деятельностью во 3 классе решаются
следующие задачи:


Коррекция и развитие мелкой моторики рук и мимики.



Коррекция нарушения зрительного восприятия (цвет, форма, контур,

величина.)


Коррекция нарушений пространственного восприятия и представлений.



Коррекция нарушения монологической и диалогической речи.



Знакомство со свойствами и качествами пластических материалов (глина,

солёное тесто, пластилин, бумажная масса).
Предполагаемые личностные и метапредметные результаты освоения
курса: Детям представится возможность научиться работать совместно со
взрослым и в паре с одноклассником, ощущать радость от результата работы,
формирование внутренней позиции на уровне понимания необходимости
творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной
жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым
способам познания.

У обучающегося будут сформированы: интерес к новым видам прикладного
творчества, к новым способам самовыражения; познавательный интерес к новым
способам исследования технологий и материалов; адекватное понимание причин
успешности/неуспешности творческой деятельности.
Предполагаемые предметные результаты освоения курса: Детям
представится возможность научиться узнать новое о мире прикладного
творчества,

освоить

индивидуальными

разнообразные

возможностями

и

технологии
предпочтениями,

в

соответствии
планировать

с

свою

деятельность. Обучающийся научится осуществлять итоговый и пошаговый
контроль, различать способ и результат действия, проявлять познавательную
инициативу, самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Дети будут учиться допускать существование различных точек зрения и
различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать
разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к
общему решению; задавать вопросы по существу; контролировать действия
партнёра.
Личностные результаты Осознание себя как гражданина России проявляется в:
•

стремлении пополнить свои знания о различных картинах, художниках,

художественных промыслах народов России
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
•

умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (порядок в

учебных принадлежностях, бережное отношение к учебникам, школьному
имуществу);
•

проявлении ответственного поведения (подготовка к уроку, трансляция

заданий

учителя

требований);

дома

взрослым,

беспокойство

по

поводу

соблюдения

•

соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку,

действовать в соответствии с инструкцией учителя, правилами безопасной работы
с инструментами);
•

подчинении дисциплинарным требованиям;

•

стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе,

социально одобряемые ответы на вопросы об отношении к предметам
художественного искусства;
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации
проявляется в:
•

умении получать и уточнять информацию от партнера, учителя (обратиться

с вопросом, просьбой);
•

описывать результат своей изобразительной деятельности, говорить об

испытываемых эмоциях, намерениях в отношении объектов художественного
творчества, наблюдаемых объектов;
•

способности объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение

коммуникативного партнера (ребенка и взрослого, знакомого и малознакомого);
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
•

использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;

•

умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать

согласие (стремление) помочь при выполнении коллективной работы.
•

уважительном отношении к результатам художественного творчества;

Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется
в:
•

различении красивого и некрасивого,

•

проявлении интереса к демонстрации произведений скульптуры, живописи,

красот природы и предметного мир;

•

стремлении замечать и создавать красоту вокруг себя (украшать поделку,

пр.)
Сформированность

самосознания,

в

т.ч.

адекватных

представлений

о

собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
•

осознании своих затруднений (не понимаю, не успел), потребностей (плохо

видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
•

умении разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи

педагога.
•

стремлении получить одобряемый результат своего изобразительного

творчества,
Овладение основами художественной деятельности, необходимой в разных
жизненных сферах проявляется в умениях:
•

организовывать рабочее место

•

пользоваться инструментами и приспособлениями для изобразительной

деятельности в соответствии с их свойствами.
Метапредметные результаты освоения программы включают осваиваемые
обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные
и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться. С учетом индивидуальных возможностей
и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные
результаты представлены следующими показателями:
Сформированные

познавательные

универсальные

учебные

действия

проявляются в умении:
•

ориентироваться в известных понятиях.

•

сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;

•

с помощью учителя отличать новое от уже известного;

•

анализировать объекты изобразительной деятельности с выделением их

существенных признаков;
•

обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.

•

использовать

элементарные

знаково-символические

средства

для

организации своих познавательных процессов;
•

устанавливать

причинно-следственные

связи

между

событиями

и

явлениями.

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в
умении:
- определять цель выполнения заданий под руководством учителя;
•

выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с

опорой на образцы, рисунки, схемы;
•

самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется

возможность выбора материалов и способов выполнения задания;
•

самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по

образцу;
•

контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее

завершения;
•

предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения

отдельных этапов изобразительной деятельности (на основе пробных поисковых
упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных, работая по
плану, составленному с учителем, осуществлять контроль точности выполнения
операций (с помощью шаблонов, инструментов);
•

выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные

требования к организации учебной деятельности;

•

исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с

образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные

коммуникативные

универсальные

учебные

действия

проявляются в умении:
•

отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге

на уроке;
•

соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии;

•

принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах;

•

договариваться с партнерами и приходить к общему решению;

•

слушать

собеседника

и

вести

диалог,

признавать

возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
•

слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и

поддерживать его;
•

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и

познавательных задач;
Предметные результаты
По итогам обучения во 3 классе проверяется сформированность следующих
знаний, представлений и умений:
–

владение первоначальными представлениями о роли искусства в жизни

человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
–

проявление эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое,

дифференцировать

красивое

от

«некрасивого»,

воспитание

активного

эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;
–

овладение элементарными практическими умениями и навыками в

различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, дизайна и др.);

–

умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном,

так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, проявлять к ним
собственное эмоционально-оценочное отношение;
–

овладение

практическими

умениями

самовыражения

средствами

изобразительного искусства.
–

умение организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники

безопасной работы с красками (гуашь, акварель), палитрой, фломастерами,
карандашами, пластилином, бумагой, ножницами;
–

умение аргументированно высказывать суждение о воспринимаемых

произведениях искусства;
–

умение смешивать краски и получать новые цвета и оттенки;

–

умение различать основные и составные, холодные и тёплые цвета.

–

умение экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе

создания различных цветовых пятен.
–

умение наблюдать, изображать природные стихии

–

владение названиями оттенков цветов

–

умение работать крупными кистями, сгибать, разрезать и склеивать бумагу

разными способами (Конус, цилиндр, гармошка), использовать различные
техники (мозаика, аппликация)
–

умение использовать для изображения замысла различные материалы:

серпантин, конфетти, семена, нитки, траву.
–

умение использовать для изображения замысла природные мотивы: узоры,

формы.
–

умение отражать контрастные по характеру образы

–

умение анализировать с позиций творческих задач данной темы, с точки

зрения содержания и средств его выражения.
–

участие в групповой работе по созданию панно и коллажей.

–

умение

свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных

направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
–

умение ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой

геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
–

умение

использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в

соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
–

умение закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры

изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима

на

карандаш;
–

умение

рисовать

от

руки

предметы

округлой,

прямоугольной

и

треугольной формы;
–

умение понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре

(по форме и цвету);
–

умение

узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять

эмоционально-эстетическое отношение к ним.

РАЗВИТИЕ МАНУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие мануальной деятельности на основе курса «Пластилиновые
фантазии»
Коррекционная программа «Развитие мануальной деятельности» на основе курса
«Пластилиновые фантазии» в 3 классе является продолжением одноименного
коррекционного курса для 2 класса.
Содержание курса с указанием форм организации занятий.

Программой предусмотрены следующие виды занятий: лепка с натуры, лепка на
тему,

декоративная

работа,

лепка

с

элементами

дизайна,

беседы

об

изобразительном искусстве и красоте вокруг нас, составление макетов,
натюрмортов, композиций. Наряду с основной формой проведения занятий необходимо проводить экскурсии в художественные, этнографический музеи,
экскурсии по городу; использовать видеоматериалы. Наряду с этим должна
осуществляться связь с уроками: музыки, чтения, окружающего мира.
Ведущие виды деятельности:


игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая,

драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит
ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой
деятельности;


учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего

школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с
окружающими взрослыми.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды художественной деятельности. Новые возможности пластилина

и

других пластических материалов. Понятие «декоративное панно». Анализ
коротких рассказов. Выбор содержания к работы. Отработка способов действия
по созданию образа.
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит
искусство? Варианты и элементылепки. Построение разных форм. Симметричные
и ассиметричные предметы
Опыт художественно-творческой деятельности. Участие в различных видах
изобразительной, декоративно-прикладной и художественно конструкторской
деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного

искусства.

Овладение

основами

художественной

грамоты:

композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом. Выбор и применение
выразительных

средств

для

реализации

собственного

замысла

Передача

настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, пятна, объема. Использование в индивидуальной и коллективной
деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа,
аппликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели,
пастели, восковых мелков, карандаша, фломастеров. Участие в обсуждении
содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства,
выражение своего отношения к произведению.

ТЕХНОЛОГИЯ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основная

форма

организации

учебных

занятий

по

технологии

–

комбинированный урок.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. (8 часов)
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира: техника,
предметы быта и декоративно-прикладного искусства разных народов России.
Технология

ручной

обработки

материалов.

Элементы

графической

грамоты. (8 часов)
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств доступных материалов.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Конструирование и моделирование. (16 часов)
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо
изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее
представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и
способы их сборки.
Практика работы с компьютером (2 часа)

Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных
устройств компьютера: ввода, вывода, обработки информации.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основная форма организации учебных занятий по изобразительному искусству –
комбинированный урок.
Виды художественной деятельности (8 часов)
Восприятие произведений искусства. Рисунок. Живопись. .
Художественное

конструирование

и

дизайн.

Декоративно-

прикладное искусство. .
Азбука искусства. Как говорит искусство? (8 часов)
Цвет Линия. Форма. Объём. . Ритм.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (10 часов)
Земля — наш общий дом. Родина моя — Россия. Искусство дарит людям
красоту. Опыт художественно-творческой деятельности. (8 часов)
Освоение

основ

рисунка,

живописи,

скульптуры, декоративноприкладного искусства. Овладение

основами

художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом,
объёмом,

фактурой.

Использование

в

индивидуальной

и

коллективной

деятельности различных художественных техник и материалов.Участие в

обсуждении

содержания

и

выразительных

средств произведений

изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».