аннотации 5-7 изо

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
В 5-7 КЛАССАХ
При составлении рабочей программы по изобразительному искусству были использованы следующие нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 г. № 1897 (редакция от 29.12.14 г.)
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 02.02.2015 г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников», рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования.
4. СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189, зарегистрированным в
Минюсте России 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993).
5. Приказа Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
6. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №5 (с изменениями и дополнениями), утвержденной приказом
директора от 31.08.2016 г.
7. Положение о рабочих программах МБОУ СОШ №5.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, учебный план МБОУ «СОШ №5» предусматривает
обязательное изучение изобразительного искусства
5 класс – 35 часов ( 1 урок в неделю),
6 класс – 35 часов (1час в неделю)
7 класс – 35 часов (1 час в неделю)
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в
федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения изобразительного искусства являются:
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных
поколениями.
развитие художественно – творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти,
эмоционально – эстетического восприятия действительности
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально – практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах
и социальных функциях живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, знакомство с образным языком
изобразительных искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными способами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по
памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия,
умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об
исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и
декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что
искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный
мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам
и находящихся в постоянном взаимодействии.
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система и дистанционная
Технологии, используемые в работе:
•
изображение на плоскости и в объёме для развития образного мышления;
•
ИКТ;
•
Обучение в сотрудничестве;
•
Исследовательские методы обучения;
•
ТРИЗ;
•
Здоровьесберегающие технологии;
•
Игровые методы обучения;
•
Проектирование;
•
Система инновационной оценки «портфолио»;
•
Технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
•
Коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты изучения Изобразительного искусства
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
характеризовать
особенности
уникального
народного
искусства,
активно использовать язык изобразительного искусства и различные
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, художественные материалы для освоения содержания различных учебных
солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
образов;
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
народном искусстве и в современной жизни;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; темах искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
с опорой на народные традиции;
изобразительного искусства;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных
понимать специфику изображения в полиграфии;
элементов в цветовом решении;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты,
умело
пользоваться
языком
декоративно-прикладного
искусства, афиши и др.);
принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии
декора (на доступном для данного возраста уровне);
(графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца,
создавать художественную композицию макета книги, журнала;
Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX
геометрических элементов;
веков;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и
цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных определять скульптурные памятники;
промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников»
созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной и определять их произведения живописи;
росписью в традиции одного из промыслов;
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на определять произведения пейзажной живописи;
основе народных традиций;
понимать особенности исторического жанра, определять произведения
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
исторической живописи;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно
других народов России;
анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям

конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях
народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных
промыслов России;
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем
состоит различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее
значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения
мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
создавать
образы,
используя
все
выразительные
возможности
художественных материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов
(кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры
из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной
перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство
изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и
глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение
в композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры
наклейками на картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном
искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках

искусства;
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники
архитектуры модерна;
использовать навыки формообразования, использования объемов в
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать
композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй
половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции)
в материале;
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX
веков;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и
русском искусстве и время их развития в истории культуры;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта –
создания композиции на определенную тему;
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX
века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы
графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного
пространства;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций
крупнейших музеев мира;
использовать
навыки
коллективной
работы
над
объемнопространственной композицией;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского
перевоплощения;

наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила
линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового
состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная
перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о
красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной
выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической
организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в
изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения,
роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение
целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки,
использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический
пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения
пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с
натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками
плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в
рисунке;

называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.
Добужинский);
различать особенности художественной фотографии;
различать выразительные средства художественной фотографии
(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
понимать изобразительную природу экранных искусств;
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного
образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн.
А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
понимать различия в творческой работе художника-живописца и
сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании
школьного спектакля;
применять в практике любительского спектакля художественнотворческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из
доступных материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и
его стилевого единства со сценографией спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно
осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как
художественно-выразительных средств фотографии;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и
навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении
отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники
съемки и компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и
изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной
анимации;

называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры
человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в
истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и
зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические
материалы;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и
целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над
жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях
станковой живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над
эскизом;
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая
живопись»;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической
картины;
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение
значительных событий в истории общества, как воплощение его
мировоззренческих позиций и идеалов;
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и
называть имена великих русских мастеров исторической картины;
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии
русской культуры;
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании
образа народа, в становлении национального самосознания и образа
национальной истории;
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир
искусства» и их наиболее известные произведения;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на

смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажнооператорского искусства фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для
формирования школьного телевидения;
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в
практике создания видео-этюда.

выбранный исторический сюжет;
творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки
композиции на историческую тему;
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из
Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
называть имена великих европейских и русских художников, творивших на
библейские темы;
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских
художников на библейские темы;
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в
годы Великой Отечественной войны;
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и
ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому
историческому событию или историческому герою;
анализировать художественно-выразительные средства произведений
изобразительного искусства XX века;
культуре зрительского восприятия;
характеризовать временные и пространственные искусства;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных
иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими
материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды
героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и
творчестве художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов
животных;
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории
архитектуры и дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных объемов в здании;

понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и
материал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в
пространстве городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое
изображение объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка –
вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный
объект и вспомогательные соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайнпроектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение
цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой
архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX
веков;
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных
принципов дизайна одежды;
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в
формировании букета по принципам икэбаны;
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой,
природными материалами в процессе макетирования архитектурно-

ландшафтных объектов;
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный
композиционный замысел;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в
процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София
Киевская. Фрески. Мозаики;
различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского
Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов
Московского Кремля;
различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи.
Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной,
духовной и художественной жизни Руси;
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и
храма Покрова-на-Рву;
раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке.
Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая
разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при
моделировании архитектурного пространства;
сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней
Руси;
рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений
изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
использовать в речи новые термины, связанные со стилями в
изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
выявлять и называть характерные особенности русской портретной
живописи XVIII века;
характеризовать признаки и особенности московского барокко;

создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале.
•
ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Курс изобразительного искусства опирается на следующие виды деятельности. Художественная деятельность школьников на уроках находит
разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности
и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение
художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений
(народных, классических, современных). целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в исторический музеи; используются видеоматериалы о
художественных музеях и картинных галереях.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий, промежуточный (наблюдение активности учащихся на
занятиях; анализ творческих и исследовательских работ; проверка альбома; тестирование, cамоконтроль, и итоговый (годовой) контроль по предмету.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».