АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В 5-7 КЛАССАХ При составлении рабочей программы по изобразительному искусству были использованы следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 (редакция от 29.12.14 г.) 3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 02.02.2015 г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников», рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. 4. СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993). 5. Приказа Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253». 6. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №5 (с изменениями и дополнениями), утвержденной приказом директора от 31.08.2016 г. 7. Положение о рабочих программах МБОУ СОШ №5. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, учебный план МБОУ «СОШ №5» предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства 5 класс – 35 часов ( 1 урок в неделю), 6 класс – 35 часов (1час в неделю) 7 класс – 35 часов (1 час в неделю) ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения изобразительного искусства являются: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями. развитие художественно – творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна. освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально – практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта; овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными способами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры. В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства. Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии. ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система и дистанционная Технологии, используемые в работе: • изображение на плоскости и в объёме для развития образного мышления; • ИКТ; • Обучение в сотрудничестве; • Исследовательские методы обучения; • ТРИЗ; • Здоровьесберегающие технологии; • Игровые методы обучения; • Проектирование; • Система инновационной оценки «портфолио»; • Технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах); • Коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава). ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Планируемые результаты изучения Изобразительного искусства Ученик научится Ученик получит возможность научиться характеризовать особенности уникального народного искусства, активно использовать язык изобразительного искусства и различные семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, художественные материалы для освоения содержания различных учебных солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); образов; владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; народном искусстве и в современной жизни; различать и передавать в художественно-творческой деятельности создавать эскизы декоративного убранства русской избы; характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; темах искусства; создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения с опорой на народные традиции; изобразительного искусства; создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных понимать специфику изображения в полиграфии; элементов в цветовом решении; различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, афиши и др.); принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и различать и характеризовать типы изображения в полиграфии декора (на доступном для данного возраста уровне); (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.; народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, создавать художественную композицию макета книги, журнала; Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX геометрических элементов; веков; владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном архитектуры русских художников XVIII – XIX веков; материале плоскостных или объемных декоративных композиций; называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных определять скульптурные памятники; промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной и определять их произведения живописи; росписью в традиции одного из промыслов; называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на определять произведения пейзажной живописи; основе народных традиций; понимать особенности исторического жанра, определять произведения различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; исторической живописи; различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов активно воспринимать произведения искусства и аргументированно других народов России; анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов; простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства; передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне; выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; применять перспективу в практической творческой работе; навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках искусства; определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна; использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; использовать навыки коллективной работы над объемнопространственной композицией; понимать основы сценографии как вида художественного творчества; понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; наблюдаемого; навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; навыкам создания пейзажных зарисовок; различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; пользоваться правилами работы на пленэре; использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; различать и характеризовать виды портрета; понимать и характеризовать основы изображения головы человека; пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; использовать графические материалы в работе над портретом; использовать образные возможности освещения в портрете; пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); различать особенности художественной фотографии; различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); понимать изобразительную природу экранных искусств; характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; различать понятия: игровой и документальный фильм; называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; понимать основы искусства телевидения; понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа; применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; применять в практике любительского спектакля художественнотворческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов; добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля; использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии; применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; понимать и объяснять синтетическую природу фильма; применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма; применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа; применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации; называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения; навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека; навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа; навыкам лепки и работы с пластилином или глиной; рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства; приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы; характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью; объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины; характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории; называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажнооператорского искусства фильмы мастеров кино; использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда. выбранный исторический сюжет; творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему; творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов; представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; культуре зрительского восприятия; характеризовать временные и пространственные искусства; понимать разницу между реальностью и художественным образом; представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский; опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.); представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; понимать сочетание различных объемов в здании; понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох; понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.; применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайнпроектов; получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; характеризовать основные школы садово-паркового искусства; понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков; называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; понимать основы краткой истории костюма; характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды; применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны; использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно- ландшафтных объектов; отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел; использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды; узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики; различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля; различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; узнавать и описывать памятники шатрового зодчества; характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву; раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну; работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси; рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры; ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков; использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков; выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; характеризовать признаки и особенности московского барокко; создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. • ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ Курс изобразительного искусства опирается на следующие виды деятельности. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними; индивидуальную и коллективную проектную деятельность. Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в исторический музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий, промежуточный (наблюдение активности учащихся на занятиях; анализ творческих и исследовательских работ; проверка альбома; тестирование, cамоконтроль, и итоговый (годовой) контроль по предмету.