Положение о расписании учебных занятий в МБОУ СОШ №5.pdf

Принято
На Педагогическом советет
Протокол №____________
«___»______________2015 г

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 5
___________О.Е.Козицина
«___»_____________2015 г

Согласовано.
Председатель Совета родителей
Протокол №_____
«__»_______________2015 г

ПОЛОЖЕНИЕ
о расписании учебных занятий
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Реж Свердловская область
1.Общие положения.
1.1. Расписание составляется на основании требований СанПиН 2.4.2.2821
10, Учебного плана на текущий год, Правил внутреннего трудового
распорядка, Коллективного договора.
1.2. Расписание уроков является основным документом, в соответствии с
которым осуществляется учебный процесс.
1.3. Расписание устанавливает распорядок занятий в течение дня, недели,
учебного года. На его основе организуется внеклассная и внешкольная
работа, дежурство администрации и учителей, работа библиотеки и
проведение классных и общешкольных родительских собраний,
деятельность ученических организаций и связь с общественностью,
работа кружков и секций дополнительного образования.
1.4. При общей загруженности учителей на 1 ставку и
менее
предоставляется методический день.
2. Цели.
2.1. Создание наиболее оптимальных условий обучения, воспитания и
развития обучающихся;
2.2. Создание комфортных условий деятельности обучающихся и учителей.
2.3. Организация нормального эффективного режима функционирования
образовательного учреждения.
3. Условия.
3.1. Для создания оптимальных условий деятельности педагогического и
ученического коллективов и эффективности работы образовательного
учреждения необходимо учитывать требования к санитарногигиеническому режиму образовательного процесса и составлению
расписания.(приложение 1).
1

При составлении расписания в образовательном учреждении
учитываются и интересы учащихся, и социальный заказ родителей, и
интересы учителей, и интересы младшего обслуживающего персонала.
3.3. При создании условий деятельности педагогического и ученического
коллективов
необходимо
учесть
материально-технические
возможности:
 предоставить
равные
возможности
для
занятий
в
соответствующих учебных кабинетах, спортивных залах;
 создать условия для эффективного использования технических
средств.
3.4. Школьное расписание оценивается положительно, если выполнены
основные требования:
 неравномерность распределения учебной нагрузки в течение недели;
 наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов
должно приходиться на вторник и (или) среду.
 минимальная нагрузка в конце недели (в субботу).

3.2.

4. Ответственные.
Ответственным за составление
расписания по должностным
обязанностям является заместитель директора по учебно-воспитательной
работе.
5.Порядок работы над расписанием.
5.1. Расписание составляется один раз в год.
5.2. В течение года расписание может корректироваться (индивидуально по
классам) в связи с курсовой подготовкой, болезнью учителей и по
другим уважительным причинам.
5.3. Стабильное расписание составляется к 15 сентября
5.4. После составления расписания, оно утверждается директором школы и
согласовывается с председателем профсоюзной организации школы.
5.5. Исправления в расписании учителями и учащимися не допускаются

2

Приложение 1
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
СанПиН 2.4.2.2821-10
Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной
образовательной нагрузки обучающихся:
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной
деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не
должен превышать требований, установленных в таблице 3. Общий объем нагрузки в течение дня не
должен превышать:
- для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической
культуры;
- для обучающихся 2-4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической
культуры;
- для обучающихся 5-7 классов - не более 7 уроков;
- для обучающихся 8-11 классов - не более 8 уроков.
Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в
бассейне);
требований к обучению в 1-м классе:
в январе - мае – проводится по 4 урока в день по 40 минут каждый, а не 45 минут;
в общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного
дня при создании условий, включающих организацию:
- полдника и прогулок для всех учащихся;
- полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения;
использования компьютеров:
продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на
уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов - не
более 25 минут, для учащихся 5-6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов - 35 минут.
Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на
уроках в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах - 10 минут. Суммарная
продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более
25 минут, 3-4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной
организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%,
физкультминутки, офтальмотренаж). С целью профилактики утомления обучающихся не допускается
использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса
(требования к расписанию занятий).
1. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не
допускается.
2. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности
превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Организация профильного обучения в 10 - 11 классах не должна приводить к увеличению
недельной образовательной нагрузки.
3. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение
учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня
должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
3

- для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков
за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков;
- для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.
4. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.
Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством
обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком
рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
5. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
6. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности
предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные
предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика)
чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры;
для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического
профиля чередовать с гуманитарными предметами.
7. Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке;
2 - 4 классов - 2 - 3 уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов - на 2 - 4 уроках.
8. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
9. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.
Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.
10. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня
работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный
день в четверг или пятницу.
11. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста
обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в
неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Замена
уроков физической культуры другими предметами не допускается.
Гигиенические рекомендации к расписанию уроков.
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический
оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на
интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения
материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования
основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III
ступени образования - на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной
недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник)
и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале
трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и
наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни
недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4
уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не
должны группироваться в один день.

4

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и
старших классов необходимо пользоваться таблицами 1 - 3, в которых трудность каждого
учебного предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних
уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными
заданиями и контрольные работы.
Шкала трудности предметов для 1 - 4 классов
Общеобразовательные предметы
Математика
Русский (национальный, иностранный язык)
Природоведение, информатика
Русская (национальная) литература
История (4 классов)
Рисование и музыка
Труд
Физическая культура

Таблица 1

Количество баллов
(ранг трудности)
8
7
6
5
4
3
2
1

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых
в 5 - 9 классах
Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
Химия
13
10
Геометрия
12
10
Физика
8
9
Алгебра
10
9
Экономика
Биология
10
8
7
7
Математика
10
13
Иностранный язык
9
11
10
8
Русский язык
8
12
11
7
Краеведение
7
9
5
5
Природоведение
7
8
География
7
6
6
Граждановедение
6
9
9
5
История
5
8
6
8
Ритмика
4
4
Труд
4
3
2
1
Литература
4
6
4
4
ИЗО
3
3
1
3
Физическая культура
3
4
2
2
Экология
3
3
3
6
Музыка
2
1
1
1

Таблица 2

9 класс
12
8
13
7
11
7
9
6
5
10
4
7
2
1
5

Информатика
ОБЖ

4
1

10
2

4
3

7
3

7
3
Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых
в 10 - 11 классах
Общеобразовательные
предметы
Физика

Количество
баллов (ранг
трудности)
12

Общеобразовательные
предметы

Геометрия, химия

11

Алгебра
Русский язык
Литература,
иностранный язык
Биология

10
9
8

Информатика,
Экономика
История,
Обществознание,
МХК
Астрономия
География, Экология
ОБЖ, Краеведение

7

Физическая культура

Количество
баллов (ранг
трудности)
6
5

4
3
2
1

6

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».