Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» Режевского городского округа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Чтение. Работа с текстом» для 2– 4 класса Направление: общеинтеллектуальное Г. Реж 2023 год Пояснительная записка Рабочая программа курса «Чтение. Работа с текстом» разработана и составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)); Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Современное начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Известно, что начальная школа специально не обучает ребенка приемам анализа информационных текстов, но их понимание во многом отражает готовность ученика к продолжению образования, самостоятельному получению знаний, поскольку текст является основным источником информации и одним из базовых средств обучения. С переходом в основную школу ребенок переносится в новую для себя ситуацию целенаправленного чтения для обучения. В виду того, что в конце каждого года обучения проводятся итоговые работы в тестовой форме, возникает необходимость обучения детей этому виду деятельности и обучению работе с различными источниками информации. Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для работы с текстом включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения. Работа с текстом способствует обучению обучащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать ее. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям. Работая с отдельными словами и словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость. С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстративным материалом, работа с фразеологизмами. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи. Цель Программы «Работа с текстом» : формирование у обучающихся информационной грамотности. Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Задачи: Формирование первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Овладение элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретение опыта работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. Развитие у выпускников таких читательских действий, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Формирование умения использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Создание условий для формирования умения самостоятельно организовывать поиск информации. Приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Срок реализации: 3 года Программа «Работа с текстом» предусматривает общий прохождения материала в течение 3 лет обучения за 102 часа: 1 год обучения по 1 часу в неделю (34ч за год), 2 год обучения по 1 часу в неделю (34 ч за год). 3 год обучения по 1 часу в неделю (34 ч за год). объем Программа разработана на основе учебно – методического комплекта О. Н. Крыловой «Работа с текстом». Основной формой образовательного процесса являются практикоориентированные учебные занятия: выполнение тренировочных заданий и упражнений; работа с иллюстрациями, таблицами; составление плана; самопроверка; взаимопроверка; самостоятельная работа; работа в парах, в группах. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); парная (работа в паре) Вид деятельности: познавательная Формы организации внеурочной деятельности:викторины, познавательные игры, познавательныебеседы, дидактическийтеатр, общественный смотр знаний, детскиеисследовательскиепроекты, внешкольныеакции познавательнойнаправленности(олимпиады, конференцииучащихся, интеллектуальныемарафоны). Программа курса внеурочной деятельности «Работа с текстом» тесно связана с такими учебными предметами как литературное чтение, русский язык, окружающий мир. I. Планируемые результаты освоения учебного предмета Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ» Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества: 2 класс Оценивать (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 3-4 класс эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебного пособия, вопросы и задания к ним, технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: 2 класс Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Планировать (проговаривать) последовательности шагов алгоритма для достижения цели (поиска необходимой информации); Учиться строить и высказывать свои умозаключения на основе работы с текстом задания и иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться находить ошибки в плане действий и вносить в него изменения. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. 3-4 класс самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средство достижения этих результатов - технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: 2 класс ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 3-4 класс вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебного пособия, вопросы и задания к ним, технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: 2 класс оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). 3-4 класс оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух любой незнакомый текст; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст, находить нужную информацию (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста (в целом текста или его фрагмента); составлять простой и сложный план текста; создавать текст собственного сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма; иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); видеть языковые средства, использованные автором. Работа с текстом ориентирована на совершенствование всех видов коммуникативно - речевой деятельности: умение читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения. Программа предусматривает освоение обучающимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно – речевых задач. Содержание программы направленно на освоение различных видов текстов (текст – описание, текст – рассуждение, текст – повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно – познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Обучающиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов ( с помощью учителя). Чтение художественного произведения рассматривается как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Обучающиеся ведут диалоги с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Способствует обучению обучающихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст. Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям. Внеурочная деятельность обучающихся связана с развитием личности, и в оценке внеурочных достижений выделяем три уровня. Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний - учащиеся принимают участие в викторинах, познавательных играх, познавательныхбеседах. Второй уровень результатов-формирование ценностногоотношения к социальнойреальности. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет дидактический театр,общественный смотр знаний. Третий уровень результатов получение опытасамостоятельногосоциального действия Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет участие в детских исследовательскихпроектах, внешкольныхакцияхпознавательной направленности(олимпиады, конференции обучающихся, интеллектуальные марафоны). Система оценки планируемых результатов, подведение итогов реализации программы Способы проверки результатов: -контрольное задание ; -диагностирование в виде тестов; - викторина; -анкетирование; - опросники; -собеседование; -аукцион знаний; Реализация внеурочной деятельности осуществляется без балльного оценивания результатов освоения курса. Формой подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности «Работа с текстом» являются участие обучающихся в олимпиадах, интеллектуальных играх,конкурсах, защита проектов и творческих работ. II. Содержание программы Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности; упорядочение информации по заданному основанию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением 2-3 признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде. Использование формальных элементов текста для поиска нужной информации. Работа с несколькими текстами. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый, устный и письменный. Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую. Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных частях текста информации, обобщение информации. Создание на основе текста небольшого монологического высказывания, ответа на поставленный вопрос. Выписки из текстов с определенной целью. Составление небольших письменных аннотаций к тексту. Написание отзыва о прочитанном. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Работа с текстом: оценка информации Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте, оценочных суждений о содержании, языковых особенностях, структуре текста. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10-11 12 13 14-15 16 17 18 III. Тематическое планирование 1 год обучения (2 класс) Разделы (темы) Общее количество часов Вводное занятие 1 По И.Соколову-Микитову 1 В.Осеева «Плохо». 1 Л.Толстой «Два товарища». 1 По В.Бурлакову 1 По А.Тихонову 1 С.Михалков «Аисты и лягушки» 1 По И.Пузанову 1 В.Бахревский 1 И.Соколов-Микитов «На лесной 2 дороге» Л.Яхтин 1 А.Тихонов 1 По материалам энциклопедии для детей 2 К.Ушинский «Играющие собаки». 1 По И.Соколову-Микитову 1 По Е.Пермяку «Первая рыбка». 1 19 20 21-22 23 24 25 26 27 28 29 30-33 34 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12-13 14 15 16 17-18 19 По И.Соколову-Микитову С.Михалков «Не стоит благодарности» По Цыферову «Жил на свете слонёнок». В.Кологрив По С.Аксакову Ш.Перро По Н.Юрцевичу По С.Юцзунь По В.Танасийчук По В.Коржикову Комплексный анализ текста. Итоговое занятие ИТОГО 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 4 1 34 ч 2 год обучения (3 класс) Разделы (темы) Общее количество часов Вводное занятие 1 Работа с текстом «Синица» 1 Работа по тексту А.Тихонова 1 Работа по тексту Э.Бауэра 1 Работа с текстом «По материалам 1 энциклопедии «Хочу всё знать» Работа с текстом «По материалам 1 энциклопедии «Хочу всё знать». Работа с текстом по Г.Ханнелору 1 «Растения» Работа с текстом С Михалкова «Ответ» 1 Работа с текстом «По материалам 1 энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Работа с текстом «По материалам 1 энциклопедии «Хочу всё знать» Работа с текстом А.Старостина 1 Работа с текстом «По материалам 2 энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Работа с текстом по Э.Шиму 1 Работа с текстом «По материалам 1 энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Работа с текстом Л.Киселёвой «И так 1 бывает» Работа с текстом «По материалам 2 энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Работа с текстом по А.Тихонову 1 20 21-22 23 24 25 26 27 28-29 30 31-33 34 Работа с текстом по И.СоколовуМикитову Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Работа по Л.Киселёвой «Башмачки» Работа с текстом по Э.Бауэру Работа с текстом С.Михалкова «Осёл и бобр». Работа с текстом В.Васильева Работа с текстом В.Осеевой Работа с текстом «По материалам энциклопедии «Хочу всё знать» Работа с текстом по И.СоколовуМикитову «Калина» Комплексный анализ текста Итоговое занятие ИТОГО 1 2 1 1 1 1 1 2 1 3 1 34 ч 3 год обучения 4 класс № Разделы (темы) Общее количество часов 1 Вводное занятие 1 2 Работа с текстом по Г Николаевой 1 «Ливень» 3 Работа с текстом по Г. Скребицкому 1 4 Работа с текстом по К.Ушинскому 1 5 Работа с текстом «По материалам 1 энциклопедии «Хочу всё знать» 6 А.Бостром «Кошка и ёж» 1 7 С.Аксаков «Осень» 1 8 Работа с текстом по И.Соколову-Микитову 1 9 Работа с текстом по Р.Киплингу 1 10- Работа с текстом «По материалам 2 11 энциклопедии «Хочу всё знать» 12 А.Тихонов «Колибри» 1 13 Работа с текстом «По материалам 1 энциклопедии «Хочу всё знать» 14 Работа с текстом по И.Соколову-Микитову 1 15 К.Ушинский «Четыре желания» 1 16- Работа с текстом «По материалам 2 17 энциклопедии «Хочу всё знать». 18 Работа с текстом по Э.Бауэру 1 19 С.Михалков «Жадный Заяц» 1 20- Работа с текстом по И.Соколову-Микитову 2 21 22 23 24 25 26 27 28 29 3033 34 «Рябина» Работа с текстом по Н Дудникову К.Ушинский «Утренние лучи» По Е.Пермяку «Как Маша стала большой» Работа с текстом по С.Михалкову В.Осеева «Злая мать и добрая тётя» Работа с текстом по Г. Скребицкому Работа с текстом по П.Молчанову Работа с текстом по Г.Скребицкому. Комплексный анализ текста Итоговое занятие ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 34 ч