МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Режевского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Рабочая программа предмета «Функциональная грамотность» для начального общего образования на 2023-2024 учебный год Реж, 2023 Пояснительная записка Нормативное обеспечение Программа «Функциональная грамотность» разработана для 1 - 3 классов в соответствии с требованиями обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115; - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО). Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Общая характеристика учебного предмета «Функциональная грамотность» Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации и, чтобы уверенно ориентироваться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания, применять полученные знания на практике, оценивать свое знание-незнание, стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия познавательные, коммуникативные, регулятивные. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ результатов ВПР в 4 классе показывает основные недостатки в обучении младших школьников: - недостаточно владеют смысловым чтением; PAGE \* MERGEFORMAT17 - не справляются с заданиями на интерпритацию информации; - затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения; - не умеют высказывать предположения, строить доказательства. Поэтому, необходимо работу по формированию навыков функциональной грамотности у младших школьников начинать с 1 класса. Цели изучения учебного предмета «Функциональная грамотность» Цель учебного предмета: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Место предмета в учебном плане. Предмет “Функциональная грамотность” является частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, и реализуется в рамках предметных областей “Русский язык и литературное чтение”, “Математика и информатика” и “Обществознание и естествознание (Окружающий мир)”. Предмет предназначен для обучающихся 1–3-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе. 1-й класс 2-й класс 3-й класс Количество часов 1 1 1 в неделю PAGE \* MERGEFORMAT17 Количество часов в год 33 34 34 Программа предполагает балльную систему обучения. Воспитательный компонент содержания рабочей программы: - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Учебно – методические материалы: Функциональная грамотность. 1, 2, 3 классы. Тренажёр для школьников. Буряк М.В., Шейкина С.А. Программа внеурочной деятельности для учителей. Буряк М.В., Шейкина С.А. PAGE \* MERGEFORMAT17 Содержание предмета 1 класс (33 ч) № Раздел п/п 1 Кол-во часов Читательская грамотность 1 1 1 1 1 1 1 Итого 2. Математическая грамотность 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 3. Итого Финансовая грамотность 8 1 1 1 1 1 1 1 4. Итого Естественно-научная 1 8 1 Содержание В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. Формы проведения предмета Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухицокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Как Библиотечные Иванушка PAGE \* MERGEFORMAT17 хотел грамотность 1 1 1 1 1 1 Итого Итого 2 класс (34 ч) № Раздел п/п 1 Читательская грамотность 1 1 9 33 Кол-во часов 1 1 1 1 1 0,5 8,5 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. Встреча друзей. 1 1 2. 3. Математическая грамотность Итого Финансовая грамотность уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Формы проведения Михаил Пришвин. Беличья Библиотечные память. уроки; И. Соколов-Микитов. В Деловые берлоге. беседы; Лев Толстой. Зайцы. Участие Николай Сладков. Веселая в научноигра. исследовательс Обыкновенные кроты. ких Эдуард Шим. Тяжкий труд. дискуссиях; Полевой хомяк. Практические Про бобров. упражнения Позвоночные животные. 1 Итого попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. В. Сутеев. Яблоко. 8,5 1 1 1 1 Содержание Беличьи деньги. Поврежденные фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег банковской карте. PAGE \* MERGEFORMAT17 Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Библиотечные и уроки; Деловые беседы; на Участие в научно- 4. Итого Естественно-научная грамотность 1 1 1 1 0,5 8,5 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 Итого Итого 3 класс (34 ч) № Раздел п/п 1 Читательская грамотность 2. Итого Естественно-научная грамотность Итого Финансовая грамотность исследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Материал для плотин. Позвоночные животные. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения 8,5 34 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 3. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные деньги. Встреча друзей. 8 1 1 1 Содержание Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит. Формы проведения Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Библиотечные уроки; Деловые беседы; PAGE \* MERGEFORMAT17 1 1 1 1 1 Итого 4. Математическая грамотность 8 1 1 1 1 1 1 1 1 5 Итого Проверочные работы Итого 8 2 34 Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги? Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательс ких дискуссиях; Практические упражнения Проверь себя Планируемые результаты освоения предмета Личностные: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; PAGE \* MERGEFORMAT17 -овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. PAGE \* MERGEFORMAT17 Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета Тематическое планирование 1 класс Количе ство часов 8 № Тема занятия п/п Блок «Математическая грамотность» 1. Про курочку простые яйца. Рябу, золотые 2. Про козу, козлят и капусту. 1 3. Про петушка и жерновцы. 1 4. 1 5. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. 6. Про Машу и трех медведей. 1 7. Про старика, лисичку. 8. Про медведя, лису и мишкин мед. 1 Блок «Естественно-научная грамотность» 9. Как Иванушка хотел попить водицы. 9 старуху, волка и и 1 1 1 1 ЦОР https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ regionalnyy-komponent/2022/07/07/ blok-matematicheskaya-gramotnost https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-zadachi-volk-koza-i-kapusta1981822.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 4109/main/131868/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 5999/conspect/308768/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 4085/start/131814/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 4059/main/270191/ https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-po-matematike-sostav-chisla3482177.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 4137/conspect/292924/ https://infourok.ru/prezentaciya-poteme-voda-svoystva-vodi-urok- PAGE \* MERGEFORMAT17 10. Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик. 1 11. Про репку и другие корнеплоды. 1 12. Плывет, плывет кораблик. 1 13. Про Снегурочку и воды. 14. Как делили апельсин. 1 превращения 1 15. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду. 1 16. Иванова соль 1 17. Владимир Сутеев. Яблоко. 1 Блок «Читательская грамотность». 18. Виталий Бианки. Лис и мышонок. 8 1 19. Русская народная сказка. Мороз и заяц. 1 20. Владимир Сутеев. Живые грибы. 1 21. Геннадий Цыферов. солнышко. Петушок и 1 22. Михаил Пляцковский. Урок дружбы. 1 23. Грузинская сказка. Лев и заяц. 1 24. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. 1 25. Евгений Пермяк. Четыре брата. 1 okruzhayuschiy-mir-v-klasse2232338.html https://infourok.ru/prezentaciya-pookruzhayuschemu-miru-vozduh-klass665701.html https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-korneplodi-3349355.html https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-prakticheskie-metodiizucheniya-okruzhayuschego-mira2278933.html https://infourok.ru/prezentaciya-trisostoyaniya-vodi-1232260.html https://infourok.ru/prezentaciyaissledovatelskoy-raboti-moylyubimiy-frukt-apelsin-3070891.html https://infourok.ru/prezentaciya-pomatematike-zerkalnoe-otrazheniepredmetov-klass-465291.html https://infourok.ru/otkrytyj-urok-pookruzhayushemu-miru-na-temuvolshebnaya-sol-4330685.html https://infourok.ru/prezentaciya-klassyabloko-2715742.html https://infourok.ru/urok-gramoti-vbianki-lis-i-mishonok-834334.html https://infourok.ru/konspekt-nod-porazvitiyu-rechi-pereskaz-r-n-s-morozi-zayac-5015524.html https://infourok.ru/ prezentaciya_k_uroku_literaturnogo_c hteniya_v_1_klasse_na_temu_v._sute ev_pod_gribom-582751.htm https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-literaturnogo-chteniya-po-temezhil-byl-cyferov-4312063.html https://infourok.ru/ prezentaciya__po_literaturnomu_chte niyu_1_klass_m._s._plyackovskiy_ur ok_druzhby-514207.htm https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-po-rodnoj-avarskoj-literaturena-temu-lev-i-zayac-5-klass5203198.html https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-chteniya-skazka-lisa-i-zhuravl941893.html https://infourok.ru/prezentaciya-politeraturnomu-chteniyu-biografiya-itvorchestva-e-permyaka-2-4-klass- PAGE \* MERGEFORMAT17 4960688.html Блок «Финансовая грамотность» 26. За покупками. 8 1 27. Находчивый Колобок. 1 28. День рождения Мухи – Цокотухи. 1 29. Буратино и карманные деньги. 1 30. Кот Василий продает молоко. 1 31. Лесной банк. 1 32. Как мужик делили. и медведь прибыль 33. Как мужик золото менял. 1 1 Итого: https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoj-gramotnosti-kak-delatpokupki-s-umom-doshkolniki4242659.html https://infourok.ru/skazka-pofinansovoj-gramotnosti-kolobok-iteremok-na-novyj-lad-6145312.html https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoj-gramotnosti-muhacokotuha-5137980.html https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoj-gramotnosti-chtoposovetovat-buratino-5446883.html https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-funkcionalnaya-gramotnost5657128.html https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-funkcionalnaya-gramotnost5657128.html https://infourok.ru/prezentaciyarazvitie-finansovoj-gramotnosti-udoshkolnikov-s-pomoshyu-skazok5708666.html https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-funkcionalnaya-gramotnost5657128.html 33 2 класс № п/п 1. Тема занятия Михаил Пришвин «Беличья память». (Различия научно-познавательного и художественного текстов). 2. Про беличьи запасы (Сложение одинаковых слагаемых, решение задач). 3. Беличьи деньги. (Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка) 4. Про белочку и погоду (Наблюдения за погодой) 5. И. Соколов-Микитов «В берлоге». (Содержание рассказа. Отличия художественного, научно-познавательного и газетного стилей) Количе ство ЦОР часов 1 https://multiurok.ru/index.php/files/ rabota-s-tekstom-2-klass-belichiapamiat.html 1 https://урок.рф/library/ zadaniya_dlya_proverki_funktcionaln oj_gramotnosti_dl_065947.html 1 https://multiurok.ru/files/klassnyichas-finansovaia-gramotnost-2klass.html 1 https://р55.навигатор.дети/program/ 19066-funktsionalnaya-gramotnost-14-klassy 1 https://урок.рф/library/ zadaniya_dlya_proverki_funktcionaln oj_gramotnosti_dl_065947.html PAGE \* MERGEFORMAT17 6. Медвежье Потомство (Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи). 1 7. Повреждённые и фальшивые деньги (Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги) 1 8. Лесные сладкоежки (Медонос, настоящий и искусственный мёд) 1 Лев Толстой «Зайцы» (Содержание рассказа. Сравнение научнопознавательного и художественного текстов) 10. Про зайчат и зайчиху. (Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма) 11. Банковская карта 1 12. Про Зайчишку и овощи 1 13. Николай Сладков «Весёлая игра» 14. Лисьи забавы. (Решение логических 1 1 15. Безопасность денег на банковской карте. 1 16. Лисьи норы (Устройство лисьей норы, 1 17. Обыкновенные кроты (Содержание 1 18. Про крота (Сложение в пределах 100. 1 9. задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж) (Правила безопасности при использовании банковских карт) свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы) научно-познавательного текста). 1 https://infourok.ru/prezentaciya-porazvitiyu-rechi-na-temu-dikiezhivotnye-zayac-4123553.html 1 https://моифинансы.рф/materials/ animirovannye-prezentacii-pofinansovoj-gramotnosti-dlyauchenikov-2-4-klassov/ https://litgu.ru/knigi/nauka_ucheba/ 560828-funkcionalnaja-gramotnosttrenazher-dlja-shkolnikov-2-klass.html https://deti123.ru/rasskaz/veselaja-igra https://infourok.ru/vneurochnayaprogramma-funkcionalnayagramotnost-6209651.html https://vashifinancy.ru/materials/ animirovannaia-prezentatciia-dliauchashchikhsia-2-4-klassovbankovskie-karty/ https://uchitelya.com/okruzhayuschiymir/161976-prezentaciyaznakomimsya-s-lisoy-2-klass.html Логические задачи. Диаграмма) 19. Про кредиты. (Кредит. Ипотечный 1 20. Корень – часть растения 1 кредит. Автокредит. Кредит наличными) https://litgu.ru/knigi/nauka_ucheba/ 560828-funkcionalnaja-gramotnosttrenazher-dlja-shkolnikov-2-klass.html https://fmc.hse.ru/mirror/pubs/share/ 200631805 https://fincult.info/upload/iblock/b76/ b764bb7f8d204aeac763221ed06523f6. pdf https://www.prodlenka.org/ metodicheskie-razrabotki/502633funkcionalnaja-gramotnostprogramma-kursa-2-k https://uchitelya.com/literatura/34943prezentaciya-l-n-tolstoy-zaycy-2klass.html https://bookskeeper.ru/knigi/ obrazovanie/218292-funkcionalnayagramotnost-trenazher-dlyashkolnikov-2-klass.html https://урок.рф/library_kids/ prezentatciya_podzemnij_zhitel_krot_ 164420.html https://моифинансы.рф/materials/ animirovannye-prezentacii-pofinansovoj-gramotnosti-dlyauchenikov-2-4-klassov/ https://kopilkaurokov.ru/ nachalniyeKlassi/presentacii/chasti- PAGE \* MERGEFORMAT17 21. Эдуард Шим «Тяжкий труд» 1 22. Про ежа (Решение выражений, 1 23. Про вклады (Вклад, вкладчик, срочный 1 столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев) вклад, вклад до востребования) 24. Занимательные особенности яблока 1 25. Полевой хомяк. (Содержание научно- 1 познавательного текста) 26. Про полевого хомяка. (Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники) 27. Ловушки для денег. (Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит) 28. Про хомяка и его запасы. (Горох, свойства прорастания гороха) 1 1 1 29. Про бобров. (Содержание текста, 1 30. Бобры-строители. (Диаметр, длина 1 31. Такие разные деньги. Валюта, курс для 1 32. Материал для плотин. (Строение 1 33. Позвоночные животные. Рыбы, птицы, 1 34. Встреча друзей 1 текст-описание). окружности, решение практических задач) обмена валюты, деньги разных стран. древесины дерева, определение возраста дерева) рептилии, амфибии, млекопитающие. rastienii https://www.prodlenka.org/ metodicheskie-razrabotki/502633funkcionalnaja-gramotnostprogramma-kursa-2-k https://урок.рф/library/ zanyatie_po_funktcionalnoj_gramotno sti_kd_ushinsk_183139.html https://videouroki.net/razrabotki/ priezientatsiia-vnieklassnoghozaniatiia-po-finansovoighramotnosti.html https://www.prodlenka.org/ metodicheskie-razrabotki/502633funkcionalnaja-gramotnostprogramma-kursa-2-k https://myslide.ru/presentation/ skachat-xomyaki-2-klass https://litgu.ru/knigi/nauka_ucheba/ 560828-funkcionalnaja-gramotnosttrenazher-dlja-shkolnikov-2-klass.html https://multiurok.ru/files/lovushkidlia-deneg.html https://р55.навигатор.дети/program/ 19066-funktsionalnaya-gramotnost-14-klassy https://kopilkaurokov.ru/ nachalniyeKlassi/presentacii/ funktsionalnaia_gramotnost_na_uroka kh_literaturnogo_chteniia_v_nachalno i_shkole https://infourok.ru/prezentaciya-kvneurochnomu-zanyatiyu-na-temubobri-stroiteli-1758179.html https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoj-gramotnosti-raznye-dengi5033056.html https://моифинансы.рф/materials/ animirovannye-prezentacii-pofinansovoj-gramotnosti-dlyauchenikov-2-4-klassov/ https://моифинансы.рф/materials/ animirovannye-prezentacii-pofinansovoj-gramotnosti-dlyauchenikov-2-4-klassov/ https://infourok.ru/urok-na-temupozvonochnye-zhivotnye-konspektprezentaciya-4990639.html https://znanio.ru/media/chast-2intellektualnaya-interaktivnaya-igrapo-osnovam-finansovoj-gramotnosti- PAGE \* MERGEFORMAT17 dlya-uchenikov-2-klassa-novyepriklyucheniya-buratino-i-geroevskazki-zolotoj-klyuchik-2678754 Итого: 34 3 класс № п/п 1. Тема занятия Про дождевого червяка. 2. Дождевые черви. 3. Кальций. 4. Полезный кальций. 5. Сколько весит облако. 6. Про облака. 7. Хлеб - всему голова. 8. Про хлеб и дрожжи. 9. Про мел. 10. Интересное вещество - мел. Количе ство ЦОР часов 1 https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-prodozhdevogo-chervyaka-3-klass6188509.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temudozhdevye-chervi-3-klass6188519.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3klass-6188522.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-poleznyjkalcij-3-klass-6188523.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-skolkovesit-oblako-3-klass-6188526.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-prooblaka-3-klass-6188531.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-hlebvsemu-golova-3-klass-6189255.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-pro-hleb-idrozhzhi-3-klass-6189257.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-pro-mel-3klass-6189258.html 1 https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-interesnoeveshestvo-mel-3-klass-6189260.html PAGE \* MERGEFORMAT17 11. Про мыло. 1 12. Чем интересно мыло и как оно работает. 1 13. История свечи. 1 14. Про свечи. 1 15. Магнит. 1 16. Волшебный магнит. 1 17. Проверочная работа. 18. Что такое бюджет. 1 1 19. Расходы и доходы бюджета. 20. Семейный бюджет. 1 1 21. Планируем семейный бюджет. 1 22. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. 1 23. Подсчитываем семейный доход. 1 24. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. 1 25. Пенсия и пособия. 1 https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-pro-mylo3-klass-6189261.html https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-cheminteresno-mylo-i-kak-ono-rabotaet-3klass-6189264.html https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-istoriyasvechi-3-klass-6312615.html https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-prosvechi-3-klass-6312616.html https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-magnit-3klass-6382644.html https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temuvolshebnyj-magnit-3-klass6382654.html https://nsportal.ru/download/ yandex.html#https://nsportal.ru/sites/ default/files/ 2021/03/20/2_vorobeva_sv_rabota.ppt x https://infourok.ru/razrabotkazanyatiya-po-kursu-funkcionalnayagramotnost-semejnyj-byudzhet-3-4klassy-6175745.html https://infourok.ru/prezentaciyaplanirovanie-semeynogo-byudzheta1395592.html https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-otkuda-vseme-dengi-klass-1379000.html https://multiurok.ru/files/prezentatsiiadlia-otkrytogo-uroka-po-finansovoig.html https://multiurok.ru/files/prezentatsiiak-zaniatiiu-vneurochnoi-deiatelnos2.html https://multiurok.ru/files/prezentatsiiak-zaniatiiu-vneurochnoi-deiatelnos- PAGE \* MERGEFORMAT17 26. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, клад, выигрыш. 1 27. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. 28. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. 29. Подсчитываем расходы. 30. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. 1 31. Расходы на обязательные платежи. 32. Как сэкономить семейные деньги 1 1 33. Подсчитываем сэкономленные деньги. 34. Проверочная работа. Итого: 1 2.html https://multiurok.ru/index.php/files/ vneurochnoe-zaniatie-na-temuotkuda-v-seme-berutsi.html 1 1 1 https://урок.рф/library/ kvestigra_na_chto_tratyatsya_dengi_v _seme_112856.html https://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2019/06/17/finansovayagramotnost-2-3-klass 1 34 PAGE \* MERGEFORMAT17