МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Режевского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Рабочая программа
предмета
«Функциональная грамотность»
для начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
Реж, 2023
Пояснительная записка
Нормативное обеспечение
Программа «Функциональная грамотность» разработана для 1 - 3 классов
в соответствии с требованиями обновленного Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к
основной образовательной программе начального общего образования.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 №
115;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №
286 (далее – ФГОС НОО).
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов
(авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Общая характеристика учебного предмета «Функциональная грамотность»
Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно
искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из
различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится
постоянно иметь дело с огромным потоком информации и, чтобы уверенно
ориентироваться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с
информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и
применение информации в максимально рациональной форме.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной
грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности
обучающегося: добывать новые знания, применять полученные знания на практике,
оценивать свое знание-незнание, стремиться к саморазвитию. Содержание
функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют
метапредметные
универсальные
учебные
действия
познавательные,
коммуникативные, регулятивные.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах.
Анализ результатов ВПР в 4 классе показывает основные недостатки в обучении
младших школьников:
- недостаточно владеют смысловым чтением;
PAGE \* MERGEFORMAT17
- не справляются с заданиями на интерпритацию информации;
- затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
- не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Поэтому, необходимо работу по формированию навыков функциональной
грамотности у младших школьников начинать с 1 класса.
Цели изучения учебного предмета «Функциональная грамотность»
Цель учебного предмета: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное
понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в
области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование
у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит
в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Место предмета в учебном плане.
Предмет “Функциональная грамотность” является частью учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений, и реализуется в рамках предметных
областей “Русский язык и литературное чтение”, “Математика и информатика” и
“Обществознание и естествознание (Окружающий мир)”.
Предмет предназначен для обучающихся 1–3-х классов; рассчитан на 1 час в
неделю/34 часа в год в каждом классе.
1-й класс
2-й класс
3-й класс
Количество часов
1
1
1
в неделю
PAGE \* MERGEFORMAT17
Количество часов
в год
33
34
34
Программа предполагает балльную систему обучения.
Воспитательный компонент содержания рабочей программы:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией,
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Учебно – методические материалы:
Функциональная грамотность. 1, 2, 3 классы. Тренажёр для школьников. Буряк М.В.,
Шейкина С.А.
Программа внеурочной деятельности для учителей. Буряк М.В., Шейкина С.А.
PAGE \* MERGEFORMAT17
Содержание предмета
1 класс (33 ч)
№
Раздел
п/п
1
Кол-во
часов
Читательская
грамотность
1
1
1
1
1
1
1
Итого
2.
Математическая
грамотность
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
3.
Итого
Финансовая грамотность
8
1
1
1
1
1
1
1
4.
Итого
Естественно-научная
1
8
1
Содержание
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка.
Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и
солнышко.
М. Пляцковский. Урок
дружбы.
Грузинская сказка. Лев и
заяц.
Русская народная сказка.
Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Формы
проведения
предмета
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Про курочку рябу, золотые
и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки
делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про
Машу
и
трех
медведей.
Про
старика,
старуху,
волка и лисичку.
Про медведя, лису и
мишкин мед.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
За покупками.
Находчивый колобок.
День
рождения
мухицокотухи.
Буратино и карманные
деньги.
Кот
Василий
продает
молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь
прибыль делили.
Как мужик золото менял.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Как
Библиотечные
Иванушка
PAGE \* MERGEFORMAT17
хотел
грамотность
1
1
1
1
1
1
Итого
Итого
2 класс (34 ч)
№
Раздел
п/п
1
Читательская
грамотность
1
1
9
33
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
0,5
8,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Встреча друзей.
1
1
2.
3.
Математическая
грамотность
Итого
Финансовая грамотность
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Формы
проведения
Михаил Пришвин. Беличья Библиотечные
память.
уроки;
И. Соколов-Микитов. В Деловые
берлоге.
беседы;
Лев Толстой. Зайцы.
Участие
Николай Сладков. Веселая в научноигра.
исследовательс
Обыкновенные кроты.
ких
Эдуард Шим. Тяжкий труд. дискуссиях;
Полевой хомяк.
Практические
Про бобров.
упражнения
Позвоночные животные.
1
Итого
попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и
воздушный шарик.
Про репку и другие
корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про
Снегурочку
и
превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто
сидит в пруду.
Иванова соль.
В. Сутеев. Яблоко.
8,5
1
1
1
1
Содержание
Беличьи деньги.
Поврежденные
фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег
банковской карте.
PAGE \* MERGEFORMAT17
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Библиотечные
и уроки;
Деловые
беседы;
на Участие
в научно-
4.
Итого
Естественно-научная
грамотность
1
1
1
1
0,5
8,5
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
Итого
Итого
3 класс (34 ч)
№
Раздел
п/п
1
Читательская
грамотность
2.
Итого
Естественно-научная
грамотность
Итого
Финансовая грамотность
исследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные
особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
8,5
34
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
3.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Такие разные деньги.
Встреча друзей.
8
1
1
1
Содержание
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Формы
проведения
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
PAGE \* MERGEFORMAT17
1
1
1
1
1
Итого
4.
Математическая
грамотность
8
1
1
1
1
1
1
1
1
5
Итого
Проверочные работы
Итого
8
2
34
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад
выигрыш.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
Как сэкономить семейные
деньги?
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Расходы и доходы
бюджета.
Планируем семейный
бюджет.
Подсчитываем семейный
доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные
платежи.
Подсчитываем
сэкономленные деньги.
Библиотечные
уроки;
Деловые
беседы;
Участие
в научноисследовательс
ких
дискуссиях;
Практические
упражнения
Проверь себя
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
PAGE \* MERGEFORMAT17
-овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
PAGE \* MERGEFORMAT17
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета
Тематическое планирование
1 класс
Количе
ство
часов
8
№
Тема занятия
п/п
Блок «Математическая грамотность»
1.
Про курочку
простые яйца.
Рябу,
золотые
2.
Про козу, козлят и капусту.
1
3.
Про петушка и жерновцы.
1
4.
1
5.
Как петушок и курочки делили
бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
6.
Про Машу и трех медведей.
1
7.
Про старика,
лисичку.
8.
Про медведя, лису и мишкин мед.
1
Блок
«Естественно-научная грамотность»
9. Как Иванушка хотел попить водицы.
9
старуху,
волка
и
и
1
1
1
1
ЦОР
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
regionalnyy-komponent/2022/07/07/
blok-matematicheskaya-gramotnost
https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-zadachi-volk-koza-i-kapusta1981822.html
https://resh.edu.ru/subject/lesson/
4109/main/131868/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/
5999/conspect/308768/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/
4085/start/131814/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/
4059/main/270191/
https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-po-matematike-sostav-chisla3482177.html
https://resh.edu.ru/subject/lesson/
4137/conspect/292924/
https://infourok.ru/prezentaciya-poteme-voda-svoystva-vodi-urok-
PAGE \* MERGEFORMAT17
10. Пятачок, Винни-Пух и воздушный
шарик.
1
11. Про репку и другие корнеплоды.
1
12. Плывет, плывет кораблик.
1
13. Про Снегурочку и
воды.
14. Как делили апельсин.
1
превращения
1
15. Крошка Енот и Тот, кто сидит в
пруду.
1
16. Иванова соль
1
17. Владимир Сутеев. Яблоко.
1
Блок «Читательская грамотность».
18. Виталий Бианки. Лис и мышонок.
8
1
19. Русская народная сказка. Мороз и
заяц.
1
20. Владимир Сутеев. Живые грибы.
1
21. Геннадий Цыферов.
солнышко.
Петушок
и
1
22. Михаил Пляцковский. Урок дружбы.
1
23. Грузинская сказка. Лев и заяц.
1
24. Русская народная сказка. Как лиса
училась летать.
1
25. Евгений Пермяк. Четыре брата.
1
okruzhayuschiy-mir-v-klasse2232338.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pookruzhayuschemu-miru-vozduh-klass665701.html
https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-korneplodi-3349355.html
https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-prakticheskie-metodiizucheniya-okruzhayuschego-mira2278933.html
https://infourok.ru/prezentaciya-trisostoyaniya-vodi-1232260.html
https://infourok.ru/prezentaciyaissledovatelskoy-raboti-moylyubimiy-frukt-apelsin-3070891.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pomatematike-zerkalnoe-otrazheniepredmetov-klass-465291.html
https://infourok.ru/otkrytyj-urok-pookruzhayushemu-miru-na-temuvolshebnaya-sol-4330685.html
https://infourok.ru/prezentaciya-klassyabloko-2715742.html
https://infourok.ru/urok-gramoti-vbianki-lis-i-mishonok-834334.html
https://infourok.ru/konspekt-nod-porazvitiyu-rechi-pereskaz-r-n-s-morozi-zayac-5015524.html
https://infourok.ru/
prezentaciya_k_uroku_literaturnogo_c
hteniya_v_1_klasse_na_temu_v._sute
ev_pod_gribom-582751.htm
https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-literaturnogo-chteniya-po-temezhil-byl-cyferov-4312063.html
https://infourok.ru/
prezentaciya__po_literaturnomu_chte
niyu_1_klass_m._s._plyackovskiy_ur
ok_druzhby-514207.htm
https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-po-rodnoj-avarskoj-literaturena-temu-lev-i-zayac-5-klass5203198.html
https://infourok.ru/prezentaciya-kuroku-chteniya-skazka-lisa-i-zhuravl941893.html
https://infourok.ru/prezentaciya-politeraturnomu-chteniyu-biografiya-itvorchestva-e-permyaka-2-4-klass-
PAGE \* MERGEFORMAT17
4960688.html
Блок «Финансовая грамотность»
26. За покупками.
8
1
27. Находчивый Колобок.
1
28. День рождения Мухи – Цокотухи.
1
29. Буратино и карманные деньги.
1
30. Кот Василий продает молоко.
1
31. Лесной банк.
1
32. Как мужик
делили.
и
медведь
прибыль
33. Как мужик золото менял.
1
1
Итого:
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoj-gramotnosti-kak-delatpokupki-s-umom-doshkolniki4242659.html
https://infourok.ru/skazka-pofinansovoj-gramotnosti-kolobok-iteremok-na-novyj-lad-6145312.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoj-gramotnosti-muhacokotuha-5137980.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoj-gramotnosti-chtoposovetovat-buratino-5446883.html
https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-funkcionalnaya-gramotnost5657128.html
https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-funkcionalnaya-gramotnost5657128.html
https://infourok.ru/prezentaciyarazvitie-finansovoj-gramotnosti-udoshkolnikov-s-pomoshyu-skazok5708666.html
https://infourok.ru/prezentaciya-natemu-funkcionalnaya-gramotnost5657128.html
33
2 класс
№
п/п
1.
Тема занятия
Михаил Пришвин «Беличья память».
(Различия научно-познавательного и
художественного текстов).
2.
Про беличьи запасы (Сложение
одинаковых слагаемых, решение задач).
3.
Беличьи деньги. (Бумажные и
металлические деньги, рубль, копейка)
4.
Про белочку и погоду (Наблюдения за
погодой)
5.
И. Соколов-Микитов «В берлоге».
(Содержание рассказа.
Отличия художественного,
научно-познавательного и газетного
стилей)
Количе
ство
ЦОР
часов
1
https://multiurok.ru/index.php/files/
rabota-s-tekstom-2-klass-belichiapamiat.html
1
https://урок.рф/library/
zadaniya_dlya_proverki_funktcionaln
oj_gramotnosti_dl_065947.html
1
https://multiurok.ru/files/klassnyichas-finansovaia-gramotnost-2klass.html
1
https://р55.навигатор.дети/program/
19066-funktsionalnaya-gramotnost-14-klassy
1
https://урок.рф/library/
zadaniya_dlya_proverki_funktcionaln
oj_gramotnosti_dl_065947.html
PAGE \* MERGEFORMAT17
6.
Медвежье Потомство (Столбчатая
диаграмма, таблицы, логические задачи).
1
7.
Повреждённые и фальшивые деньги
(Наличные деньги, средства защиты
бумажных денег, повреждённые деньги)
1
8.
Лесные сладкоежки (Медонос,
настоящий и искусственный мёд)
1
Лев Толстой «Зайцы» (Содержание
рассказа. Сравнение научнопознавательного и художественного
текстов)
10. Про зайчат и зайчиху. (Единицы
измерения времени: сутки, часы.
Сложение в пределах 100.
Логические задачи. Диаграмма)
11. Банковская карта
1
12. Про Зайчишку и овощи
1
13. Николай Сладков «Весёлая игра»
14. Лисьи забавы. (Решение логических
1
1
15. Безопасность денег на банковской карте.
1
16. Лисьи норы (Устройство лисьей норы,
1
17. Обыкновенные кроты (Содержание
1
18. Про крота (Сложение в пределах 100.
1
9.
задач с помощью таблицы; столбчатая
диаграмма, чертёж)
(Правила безопасности при
использовании банковских карт)
свойства лесной земли, песка и глины,
состав почвы)
научно-познавательного текста).
1
https://infourok.ru/prezentaciya-porazvitiyu-rechi-na-temu-dikiezhivotnye-zayac-4123553.html
1
https://моифинансы.рф/materials/
animirovannye-prezentacii-pofinansovoj-gramotnosti-dlyauchenikov-2-4-klassov/
https://litgu.ru/knigi/nauka_ucheba/
560828-funkcionalnaja-gramotnosttrenazher-dlja-shkolnikov-2-klass.html
https://deti123.ru/rasskaz/veselaja-igra
https://infourok.ru/vneurochnayaprogramma-funkcionalnayagramotnost-6209651.html
https://vashifinancy.ru/materials/
animirovannaia-prezentatciia-dliauchashchikhsia-2-4-klassovbankovskie-karty/
https://uchitelya.com/okruzhayuschiymir/161976-prezentaciyaznakomimsya-s-lisoy-2-klass.html
Логические задачи. Диаграмма)
19. Про кредиты. (Кредит. Ипотечный
1
20. Корень – часть растения
1
кредит. Автокредит. Кредит наличными)
https://litgu.ru/knigi/nauka_ucheba/
560828-funkcionalnaja-gramotnosttrenazher-dlja-shkolnikov-2-klass.html
https://fmc.hse.ru/mirror/pubs/share/
200631805
https://fincult.info/upload/iblock/b76/
b764bb7f8d204aeac763221ed06523f6.
pdf
https://www.prodlenka.org/
metodicheskie-razrabotki/502633funkcionalnaja-gramotnostprogramma-kursa-2-k
https://uchitelya.com/literatura/34943prezentaciya-l-n-tolstoy-zaycy-2klass.html
https://bookskeeper.ru/knigi/
obrazovanie/218292-funkcionalnayagramotnost-trenazher-dlyashkolnikov-2-klass.html
https://урок.рф/library_kids/
prezentatciya_podzemnij_zhitel_krot_
164420.html
https://моифинансы.рф/materials/
animirovannye-prezentacii-pofinansovoj-gramotnosti-dlyauchenikov-2-4-klassov/
https://kopilkaurokov.ru/
nachalniyeKlassi/presentacii/chasti-
PAGE \* MERGEFORMAT17
21. Эдуард Шим «Тяжкий труд»
1
22. Про ежа (Решение выражений,
1
23. Про вклады (Вклад, вкладчик, срочный
1
столбчатая и круговая диаграмма,
названия месяцев)
вклад, вклад до востребования)
24. Занимательные особенности яблока
1
25. Полевой хомяк. (Содержание научно-
1
познавательного текста)
26. Про полевого хомяка. (Решение
выражений, столбчатая и круговая
диаграммы, именованные числа,
четырёхугольники)
27. Ловушки для денег. (Доходы, расходы,
прибыль, дефицит, профицит)
28. Про хомяка и его запасы. (Горох,
свойства прорастания гороха)
1
1
1
29. Про бобров. (Содержание текста,
1
30. Бобры-строители. (Диаметр, длина
1
31. Такие разные деньги. Валюта, курс для
1
32. Материал для плотин. (Строение
1
33. Позвоночные животные. Рыбы, птицы,
1
34. Встреча друзей
1
текст-описание).
окружности, решение практических
задач)
обмена валюты, деньги разных стран.
древесины дерева, определение возраста
дерева)
рептилии, амфибии, млекопитающие.
rastienii
https://www.prodlenka.org/
metodicheskie-razrabotki/502633funkcionalnaja-gramotnostprogramma-kursa-2-k
https://урок.рф/library/
zanyatie_po_funktcionalnoj_gramotno
sti_kd_ushinsk_183139.html
https://videouroki.net/razrabotki/
priezientatsiia-vnieklassnoghozaniatiia-po-finansovoighramotnosti.html
https://www.prodlenka.org/
metodicheskie-razrabotki/502633funkcionalnaja-gramotnostprogramma-kursa-2-k
https://myslide.ru/presentation/
skachat-xomyaki-2-klass
https://litgu.ru/knigi/nauka_ucheba/
560828-funkcionalnaja-gramotnosttrenazher-dlja-shkolnikov-2-klass.html
https://multiurok.ru/files/lovushkidlia-deneg.html
https://р55.навигатор.дети/program/
19066-funktsionalnaya-gramotnost-14-klassy
https://kopilkaurokov.ru/
nachalniyeKlassi/presentacii/
funktsionalnaia_gramotnost_na_uroka
kh_literaturnogo_chteniia_v_nachalno
i_shkole
https://infourok.ru/prezentaciya-kvneurochnomu-zanyatiyu-na-temubobri-stroiteli-1758179.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoj-gramotnosti-raznye-dengi5033056.html
https://моифинансы.рф/materials/
animirovannye-prezentacii-pofinansovoj-gramotnosti-dlyauchenikov-2-4-klassov/
https://моифинансы.рф/materials/
animirovannye-prezentacii-pofinansovoj-gramotnosti-dlyauchenikov-2-4-klassov/
https://infourok.ru/urok-na-temupozvonochnye-zhivotnye-konspektprezentaciya-4990639.html
https://znanio.ru/media/chast-2intellektualnaya-interaktivnaya-igrapo-osnovam-finansovoj-gramotnosti-
PAGE \* MERGEFORMAT17
dlya-uchenikov-2-klassa-novyepriklyucheniya-buratino-i-geroevskazki-zolotoj-klyuchik-2678754
Итого:
34
3 класс
№
п/п
1.
Тема занятия
Про дождевого червяка.
2.
Дождевые черви.
3.
Кальций.
4.
Полезный кальций.
5.
Сколько весит облако.
6.
Про облака.
7.
Хлеб - всему голова.
8.
Про хлеб и дрожжи.
9.
Про мел.
10. Интересное вещество - мел.
Количе
ство
ЦОР
часов
1
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-prodozhdevogo-chervyaka-3-klass6188509.html
1
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temudozhdevye-chervi-3-klass6188519.html
1
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3klass-6188522.html
1
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-poleznyjkalcij-3-klass-6188523.html
1
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-skolkovesit-oblako-3-klass-6188526.html
1
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-prooblaka-3-klass-6188531.html
1
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-hlebvsemu-golova-3-klass-6189255.html
1
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-pro-hleb-idrozhzhi-3-klass-6189257.html
1
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-pro-mel-3klass-6189258.html
1
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-interesnoeveshestvo-mel-3-klass-6189260.html
PAGE \* MERGEFORMAT17
11. Про мыло.
1
12. Чем интересно мыло и как оно
работает.
1
13. История свечи.
1
14. Про свечи.
1
15. Магнит.
1
16. Волшебный магнит.
1
17. Проверочная работа.
18. Что такое бюджет.
1
1
19. Расходы и доходы бюджета.
20. Семейный бюджет.
1
1
21. Планируем семейный бюджет.
1
22. Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.
1
23. Подсчитываем семейный доход.
1
24. Откуда в семье берутся деньги?
Пенсия и социальные пособия.
1
25. Пенсия и пособия.
1
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-pro-mylo3-klass-6189261.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-cheminteresno-mylo-i-kak-ono-rabotaet-3klass-6189264.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-istoriyasvechi-3-klass-6312615.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-prosvechi-3-klass-6312616.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-magnit-3klass-6382644.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temuvolshebnyj-magnit-3-klass6382654.html
https://nsportal.ru/download/
yandex.html#https://nsportal.ru/sites/
default/files/
2021/03/20/2_vorobeva_sv_rabota.ppt
x
https://infourok.ru/razrabotkazanyatiya-po-kursu-funkcionalnayagramotnost-semejnyj-byudzhet-3-4klassy-6175745.html
https://infourok.ru/prezentaciyaplanirovanie-semeynogo-byudzheta1395592.html
https://infourok.ru/prezentaciya-pofinansovoy-gramotnosti-otkuda-vseme-dengi-klass-1379000.html
https://multiurok.ru/files/prezentatsiiadlia-otkrytogo-uroka-po-finansovoig.html
https://multiurok.ru/files/prezentatsiiak-zaniatiiu-vneurochnoi-deiatelnos2.html
https://multiurok.ru/files/prezentatsiiak-zaniatiiu-vneurochnoi-deiatelnos-
PAGE \* MERGEFORMAT17
26. Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, клад, выигрыш.
1
27. Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
28. На что тратятся семейные деньги?
Виды расходов.
29. Подсчитываем расходы.
30. На что тратятся семейные деньги?
Обязательные платежи.
1
31. Расходы на обязательные платежи.
32. Как сэкономить семейные деньги
1
1
33. Подсчитываем сэкономленные
деньги.
34. Проверочная работа.
Итого:
1
2.html
https://multiurok.ru/index.php/files/
vneurochnoe-zaniatie-na-temuotkuda-v-seme-berutsi.html
1
1
1
https://урок.рф/library/
kvestigra_na_chto_tratyatsya_dengi_v
_seme_112856.html
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2019/06/17/finansovayagramotnost-2-3-klass
1
34
PAGE \* MERGEFORMAT17