ВД Чтение. Работа с текстом

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Режевского городского округа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Чтение. Работа с текстом»
для 2– 4 класса
Направление: общеинтеллектуальное

Г. Реж 2023 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Чтение. Работа с текстом» разработана и
составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100));
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего
последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности
универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.
Современное начальное образование закладывает основу формирования
учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов,
умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать,
контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Известно, что начальная школа специально не обучает ребенка приемам
анализа информационных текстов, но их понимание во многом отражает
готовность ученика к продолжению образования, самостоятельному
получению знаний, поскольку текст является основным источником
информации и одним из базовых средств обучения. С переходом в основную
школу ребенок переносится в новую для себя ситуацию целенаправленного
чтения для обучения. В виду того, что в конце каждого года обучения
проводятся итоговые работы в тестовой форме, возникает необходимость
обучения детей этому виду деятельности и обучению работе с различными
источниками информации. Работа с текстом – это интересный и полезный
вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но
и умение его анализировать. При работе с текстом прослеживается слияние
обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные
языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится
интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его
лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В
систему вопросов для работы с текстом включены вопросы по орфографии,
фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии
с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как
единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая
абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и
олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор,
ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и
литературного чтения.
Работа с текстом способствует обучению обучащихся извлекать из текста
требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию,
обрабатывать ее. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне
текста, к деталям.

Работая с отдельными словами и словосочетаниями, с предложениями, а
также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную
память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы,
как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста,
работа с иллюстративным материалом, работа с фразеологизмами.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а
также прослеживаются межпредметные связи.
Цель Программы «Работа с текстом» : формирование у
обучающихся
информационной
грамотности.
Под
термином
«информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с
информацией (сведениями).
Задачи:

Формирование первичных навыков работы с содержащейся в
текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту
литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.

Формирование умения осознанно читать тексты с целью
удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования
информации.

Овладение элементарными навыками чтения информации,
представленной в наглядно-символической форме, приобретение опыта
работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Развитие у выпускников таких читательских действий, как поиск
информации, выделение нужной для решения практической или учебной
задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение
имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и
преобразование.

Формирование умения использовать полученную из разного вида
текстов информацию для установления несложных причинно-следственных
связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также
принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Создание условий для формирования умения самостоятельно
организовывать поиск информации. Приобретение первичного опыта
критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с
информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Срок реализации: 3 года
Программа «Работа с текстом» предусматривает общий
прохождения материала в течение 3 лет обучения за 102 часа:
1 год обучения по 1 часу в неделю (34ч за год),
2 год обучения по 1 часу в неделю (34 ч за год).
3 год обучения по 1 часу в неделю (34 ч за год).

объем

Программа разработана на основе учебно – методического комплекта О. Н.

Крыловой «Работа с текстом».
Основной формой образовательного процесса являются практикоориентированные учебные занятия:
 выполнение тренировочных заданий и упражнений;
 работа с иллюстрациями, таблицами;
 составление плана;
 самопроверка;
 взаимопроверка;
 самостоятельная работа;
 работа в парах, в группах.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности:
 индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание);
 фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или
отработке определенной темы);
 групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной
работы);
 парная (работа в паре)
Вид деятельности: познавательная
Формы организации внеурочной деятельности:викторины, познавательные
игры, познавательныебеседы, дидактическийтеатр, общественный смотр
знаний, детскиеисследовательскиепроекты, внешкольныеакции
познавательнойнаправленности(олимпиады, конференцииучащихся,
интеллектуальныемарафоны).
Программа курса внеурочной деятельности «Работа с текстом» тесно связана
с такими учебными предметами как литературное чтение, русский язык,
окружающий мир.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных,
метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в
ФГОС НОО. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ» Личностными результатами изучения курса
являются следующие умения и качества:
2 класс
 Оценивать (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные
ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
 Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к
их поступкам.

3-4 класс  эмоциональность; умение осознавать и определять
(называть) свои эмоции;  эмпатия – умение осознавать и определять эмоции
других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
 чувство прекрасного – чувствовать красоту художественного слова,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; 
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное
отношение к предпочтениям других людей;
 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и
окружающих людей;
 этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы
морального поведения. Средство достижения этих результатов – тексты
литературных произведений из учебного пособия, вопросы и задания к ним,
технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
2 класс
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Планировать (проговаривать) последовательности шагов алгоритма
для достижения цели (поиска необходимой информации);
 Учиться строить и высказывать свои умозаключения на основе работы
с текстом задания и иллюстрацией рабочей тетради.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться находить ошибки в плане действий и вносить в него
изменения.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей. 3-4 класс  самостоятельно
формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; 
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями. Средство достижения этих результатов - технология
продуктивного чтения и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
2 класс

 ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в
условных обозначениях);
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
3-4 класс
 вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную;
 пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
 извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной
текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных
произведений из учебного пособия, вопросы и задания к ним, технология
продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
2 класс
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 выразительно читать и пересказывать текст;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера
исполнителя).
3-4 класс
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;

 задавать вопросы.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология
продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса являются формирование
следующих умений:
 воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
 осознанно, правильно, выразительно читать вслух любой незнакомый
текст;
 самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
 самостоятельно находить ключевые слова;
 самостоятельно осваивать незнакомый текст, находить нужную
информацию (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения,
прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
 формулировать основную мысль текста (в целом текста или его
фрагмента);  составлять простой и сложный план текста;
 создавать текст собственного сочинения на материале прочитанного с
предварительной подготовкой;
 аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к
героям, понимать и определять свои эмоции;
 понимать и формулировать своё отношение к авторской манере
письма;
 иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться
к предпочтениям других;
 самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты
характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное
отношение к герою);
 видеть языковые средства, использованные автором.
Работа с текстом ориентирована на совершенствование всех видов
коммуникативно - речевой деятельности: умение читать и писать, слушать и
говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных
ситуациях общения. Программа предусматривает освоение обучающимися
разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений
(деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения
кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и
формулирование его своими словами), а также решение различных
коммуникативно – речевых задач. Содержание программы направленно на
освоение различных видов текстов (текст – описание, текст – рассуждение,
текст – повествование), формирование умения соотносить заглавие и
содержание текста, различать учебные, научно – познавательные и
художественные тексты, определять их роль в процессе общения.
Обучающиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании
художественного и познавательного текстов ( с помощью учителя).

Чтение художественного произведения рассматривается как процесс
воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его
героями. Обучающиеся ведут диалоги с героями, анализируют их поступки,
понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного
произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова
как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания
на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного
произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов,
олицетворений.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не
только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
Способствует обучению обучающихся извлекать из текста требуемую
информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое
внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям. При работе с
текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится
видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в
системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста
требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию,
обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне
текста, к деталям.
Внеурочная деятельность обучающихся связана с развитием личности, и
в оценке внеурочных достижений выделяем три уровня.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных
знаний - учащиеся принимают участие в викторинах, познавательных
играх, познавательныхбеседах.
Второй уровень результатов-формирование ценностногоотношения к
социальнойреальности. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет дидактический театр,общественный смотр знаний.
Третий
уровень
результатов
получение
опытасамостоятельногосоциального действия
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет участие
в детских исследовательскихпроектах, внешкольныхакцияхпознавательной
направленности(олимпиады, конференции обучающихся, интеллектуальные
марафоны).
Система оценки планируемых результатов, подведение итогов
реализации программы
Способы проверки результатов:
-контрольное задание ;
-диагностирование в виде тестов;
- викторина;
-анкетирование;
- опросники;

-собеседование;
-аукцион знаний;
Реализация внеурочной деятельности осуществляется без балльного
оценивания результатов освоения курса.
Формой подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности
«Работа с текстом» являются участие обучающихся в олимпиадах,
интеллектуальных играх,конкурсах, защита проектов и творческих работ.
II. Содержание программы
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов,
заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры;
деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана
текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием. Определение особенностей художественного текста:
своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Вычленение
содержащихся в тексте основных событий и установление их
последовательности; упорядочение информации по заданному основанию.
Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением 2-3
признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде.
Использование формальных элементов текста для поиска нужной
информации. Работа с несколькими текстами.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Самостоятельное
воспроизведение
текста
с
использованием
выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с
использованием специфической для данного произведения лексики (по
вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый,
устный и письменный. Освоение разных видов пересказа художественного,
учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных
мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли
фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание,
подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной
мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего
текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде
вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор
слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на
основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев. Комплексная работа над структурой текста:
озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста
(абзацев). Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых
связей, не показанных в тексте напрямую. Формулирование несложных
выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств,
подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных частях
текста информации, обобщение информации. Создание на основе текста
небольшого монологического высказывания, ответа на поставленный вопрос.

Выписки из текстов с определенной целью. Составление небольших
письменных аннотаций к тексту. Написание отзыва о прочитанном.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство с
различными способами работы с деформированным текстом и использование
их (установление причинно-следственных связей, последовательности
событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с
элементами сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии).
Работа с текстом: оценка информации
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого
объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме
ответа на вопрос. Монолог как форма речевого высказывания.
Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на
авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос.
Отражение основной мысли текста в высказывании. Высказывание своей
точки зрения о прочитанном тексте, оценочных суждений о содержании,
языковых особенностях, структуре текста. Определение места и роли
иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи.
Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и
самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая,
собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с
опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции
автора с собственной точкой зрения.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10-11
12
13
14-15
16
17
18

III. Тематическое планирование
1 год обучения
(2 класс)
Разделы (темы)
Общее количество часов
Вводное занятие
1
По И.Соколову-Микитову
1
В.Осеева «Плохо».
1
Л.Толстой «Два товарища».
1
По В.Бурлакову
1
По А.Тихонову
1
С.Михалков «Аисты и лягушки»
1
По И.Пузанову
1
В.Бахревский
1
И.Соколов-Микитов «На лесной
2
дороге»
Л.Яхтин
1
А.Тихонов
1
По материалам энциклопедии для детей
2
К.Ушинский «Играющие собаки».
1
По И.Соколову-Микитову
1
По Е.Пермяку «Первая рыбка».
1

19
20
21-22
23
24
25
26
27
28
29
30-33
34

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12-13
14
15
16
17-18
19

По И.Соколову-Микитову
С.Михалков «Не стоит благодарности»
По Цыферову «Жил на свете слонёнок».
В.Кологрив
По С.Аксакову
Ш.Перро
По Н.Юрцевичу
По С.Юцзунь
По В.Танасийчук
По В.Коржикову
Комплексный анализ текста.
Итоговое занятие
ИТОГО

1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
4
1
34 ч

2 год обучения
(3 класс)
Разделы (темы)
Общее количество часов
Вводное занятие
1
Работа с текстом «Синица»
1
Работа по тексту А.Тихонова
1
Работа по тексту Э.Бауэра
1
Работа с текстом «По материалам
1
энциклопедии «Хочу всё знать»
Работа с текстом «По материалам
1
энциклопедии «Хочу всё знать».
Работа с текстом по Г.Ханнелору
1
«Растения»
Работа с текстом С Михалкова «Ответ»
1
Работа с текстом «По материалам
1
энциклопедии «Что такое? Кто такой?»
Работа с текстом «По материалам
1
энциклопедии «Хочу всё знать»
Работа с текстом А.Старостина
1
Работа с текстом «По материалам
2
энциклопедии «Что такое? Кто такой?»
Работа с текстом по Э.Шиму
1
Работа с текстом «По материалам
1
энциклопедии «Что такое? Кто такой?»
Работа с текстом Л.Киселёвой «И так
1
бывает»
Работа с текстом «По материалам
2
энциклопедии «Что такое? Кто такой?»
Работа с текстом по А.Тихонову
1

20
21-22
23
24
25
26
27
28-29
30
31-33
34

Работа с текстом по И.СоколовуМикитову
Работа с текстом «По материалам
энциклопедии «Что такое? Кто такой?»
Работа по Л.Киселёвой «Башмачки»
Работа с текстом по Э.Бауэру
Работа с текстом С.Михалкова «Осёл и
бобр».
Работа с текстом В.Васильева
Работа с текстом В.Осеевой
Работа с текстом «По материалам
энциклопедии «Хочу всё знать»
Работа с текстом по И.СоколовуМикитову «Калина»
Комплексный анализ текста
Итоговое занятие
ИТОГО

1
2
1
1
1
1
1
2
1
3
1
34 ч

3 год обучения
4 класс
№
Разделы (темы)
Общее количество часов
1 Вводное занятие
1
2 Работа с текстом по Г Николаевой
1
«Ливень»
3 Работа с текстом по Г. Скребицкому
1
4 Работа с текстом по К.Ушинскому
1
5 Работа с текстом «По материалам
1
энциклопедии «Хочу всё знать»
6 А.Бостром «Кошка и ёж»
1
7 С.Аксаков «Осень»
1
8 Работа с текстом по И.Соколову-Микитову
1
9 Работа с текстом по Р.Киплингу
1
10- Работа с текстом «По материалам
2
11 энциклопедии «Хочу всё знать»
12 А.Тихонов «Колибри»
1
13 Работа с текстом «По материалам
1
энциклопедии «Хочу всё знать»
14 Работа с текстом по И.Соколову-Микитову
1
15 К.Ушинский «Четыре желания»
1
16- Работа с текстом «По материалам
2
17 энциклопедии «Хочу всё знать».
18 Работа с текстом по Э.Бауэру
1
19 С.Михалков «Жадный Заяц»
1
20- Работа с текстом по И.Соколову-Микитову
2

21
22
23
24
25
26
27
28
29
3033
34

«Рябина»
Работа с текстом по Н Дудникову
К.Ушинский «Утренние лучи»
По Е.Пермяку «Как Маша стала большой»
Работа с текстом по С.Михалкову
В.Осеева «Злая мать и добрая тётя»
Работа с текстом по Г. Скребицкому
Работа с текстом по П.Молчанову
Работа с текстом по Г.Скребицкому.
Комплексный анализ текста
Итоговое занятие
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».