Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Каргатская средняя школа № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Развитие речи» для 10 класса основного общего образования на 2023 - 2024 учебный год Реж, 2023 Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности - «Развитие речи» составлена для учащихся 10 класса и рассчитана на 34 учебных часа. Программа актуальна для выпускников. КИМы ЕГЭ по русскому языку имеют свою специфику в формулировке и содержании заданий и требуют от учащихся определенных технологий выполнения этих заданий. Программа полностью ориентирована на формат КИМов и позволяет эффективно подготовить выпускника к ЕГЭ по русскому языку. Кроме того, программа расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. Программа позволяет усовершенствовать навыки составления своего текста, будет способствовать развитию речи учащихся, совершенствовать языковую грамотность, развивать мыслительные операции, - все эти умения позволят будущему выпускнику эффективно учиться и профессионально развиваться в дальнейшем. Программа предполагает дальнейшее продолжение в 11 классе. В рамках подготовки целенаправленно использовано перемещение в начало изучения материалов для успешного написания сочинения. Данная часть работы является наиболее сложной и объёмной, требующей большого количества времени на подготовку. В рамках курса для 10 класса возможно детальное изучение и подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ с дальнейшей отработкой в 11 классе. Цели курса: 1. формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ; 2. совершенствование языковой грамотности; 3. совершенствование письменной речи; 4. освоение норм русского литературного языка; 5. развитие логического мышления Задачи курса: 1. обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка курса средней школы; 2. закрепить орфографические и пунктуационные навыки; 3. развивать владение нормами русского языка и языковую культуру; 4. развивать умение составлять алгоритм к задаче; 5. сформировать умение использовать разные виды чтения; 6. развивать умение анализировать текст; 7. сформировать умение формулировать тезис и адекватно его аргументировать; 8. сформировать навыки составления собственного текста; 9. сформировать умение искать и обрабатывать информацию; 10. практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации. Результаты освоения курса. После освоения курса выпускники должны знать: правила русской орфографии и пунктуации; нормы русского литературного языка; основные теоретические понятия лингвистики; средства художественной выразительности; основы анализа текста; теорию написания сочинения-рассуждения; процедуру проведения ЕГЭ, структуру ЕГЭ по русскому языку, особенности заданий КИМов и систему оценивания ЕГЭ по русскому языку; уметь: Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов. Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм. Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации. Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста. Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка. Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. Содержание курса. Вводное занятие. Структура КИМ по русскому языку. Информация о ЕГЭ. (3 ч.) Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ Коммуникативная компетенция (21 ч.) Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. Подготовка к выполнению заданий 1-12 (10 ч.) Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический словарь. Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Календарно-тематическое планирование № Тема Виды деятельности Форма занятия 1 Вводное занятие. Структура КИМ по русскому языку Лекция, таблица критериев Лекция с элементами практики 2 Общие требования к оценке работ в форме ЕГЭ: Составление конспекта. сходство и разница с ОГЭ и итоговым сочинением в 11 классе. Практикум 3 Решение демоверсии КИМ -2023 года с целью Комментарии результатов выявления уровня подготовленности обучающихся. Входной контроль Входная диагностика Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ 4 Анализ критериев оценки экзаменационной работы Комментарий демоверсии. - часть 2. Групповая работа 5 «Скелет» сочинения-рассуждения в рамках критериального подхода. Презентация. Лекция с элементами практикума 6-7 Абзац как основная единица речеведения. Презентация Г.Т.Егораевой. Практикум Анализ и выборка материала для конспекта. 8-9 Формулировка проблемы исходного текста. Работа с текстами разных стилей. Лекция Групповая работа 10-11 Комментарий к проблеме исходного текста. Виды текста: художественный и публицистический. Презентация Г.Т. Егораевой. Лекция с элементами Анализ и выборка материала для практикума конспекта. 12-13 Примеры-иллюстрации. Основные способы цитирования. Презентация Г.Т. Егораевой. Практикум Анализ и выборка материала для ОСК. Практикум. 14-15 Проблема-аспекты-авторская позиция. Подбор речевых клише. Практикум Составление ОСК. 16-17 Формулировка аргументов. Речевые «клише». Создание «банка» клише: плюсы Практикум с и минусы. Формулировка элементами теории аргументов 18-19 Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса). Анализ презентации Практикум 20-21 Обучение написанию сочинения в формате ЕГЭ Анализ алгоритма написания сочинения. Практикум 22 Редактирование текста. Работа с текстами разных стилей. Практикум 23 Речевое оформление сочинения. К5-К6. Определение логических ошибок, понятие абзацного членения текста. Лекция с элементами практикума. 24 Практическая грамотность. К7-К12. Понятие этической нормы, фактологической точности в фоновом материале сочинения. Практикум. Тестирование Подготовка к выполнению заданий 1-12 25 Задания 1-3 ЕГЭ. Анализ микротекста Алгоритм анализа микротекста 26 Задания 1-3 ЕГЭ. Словарная статья и способы её обработки Работа с толковыми словарями. Практикум 27 Задание 4 ЕГЭ. Орфоэпический минимум. Отработка орфоэпических норм Практикум с помощью рифмовки 28 Задания 5-7 ЕГЭ. Лексическая ошибка. Нормы образования форм слов. Решение лексических задач Практикум 29 Задание 8 ЕГЭ. Грамматические ошибки: признаки, способы устранения. Решение грамматических задач Практикум 30 Задания 9 - 10 ЕГЭ. Правописание корней и приставок Решение тестовых задач в слове. Практикум 31 Задания 11 - 12 ЕГЭ. Правописание суффиксов и окончаний в слове. Решение тестовых задач, тестирование Практикум Решение тестовых заданий Итоговая диагностика. Т 32-33 Итоговое тестирование. 34 Анализ контрольного тестирования. Постановка целей Оформление дидактических для обучения в 11 классе. материалов Урок - рекомендация