Развитие речи 10 класс внеурочная деятельность

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Каргатская средняя школа № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

внеурочной деятельности
«Развитие речи»
для 10 класса основного общего образования

на 2023 - 2024 учебный год

Реж, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности - «Развитие речи» составлена для учащихся 10 класса и
рассчитана на 34 учебных часа.
Программа актуальна для выпускников. КИМы ЕГЭ по русскому языку имеют свою специфику в формулировке и
содержании заданий и требуют от учащихся определенных технологий выполнения этих заданий. Программа полностью
ориентирована на формат КИМов и позволяет эффективно подготовить выпускника к ЕГЭ по русскому языку. Кроме
того, программа расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет
практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. Программа позволяет усовершенствовать
навыки составления своего текста, будет способствовать развитию речи учащихся, совершенствовать языковую
грамотность, развивать мыслительные операции, - все эти умения позволят будущему выпускнику эффективно учиться
и профессионально развиваться в дальнейшем.
Программа предполагает дальнейшее продолжение в 11 классе. В рамках подготовки целенаправленно
использовано перемещение в начало изучения материалов для успешного написания сочинения. Данная часть работы
является наиболее сложной и объёмной, требующей большого количества времени на подготовку. В рамках курса для 10
класса возможно детальное изучение и подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ с дальнейшей отработкой в
11 классе.
Цели курса:
1. формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ;
2. совершенствование языковой грамотности;
3. совершенствование письменной речи;
4. освоение норм русского литературного языка;
5. развитие логического мышления
Задачи курса:
1. обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка курса средней школы;
2. закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
3. развивать владение нормами русского языка и языковую культуру;
4. развивать умение составлять алгоритм к задаче;
5. сформировать умение использовать разные виды чтения;
6. развивать умение анализировать текст;
7. сформировать умение формулировать тезис и адекватно его аргументировать;
8. сформировать навыки составления собственного текста;

9. сформировать умение искать и обрабатывать информацию;
10. практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.
Результаты освоения курса.
После освоения курса выпускники должны знать:
 правила русской орфографии и пунктуации;
 нормы русского литературного языка;
 основные теоретические понятия лингвистики;
 средства художественной выразительности;
 основы анализа текста;
 теорию написания сочинения-рассуждения;
 процедуру проведения ЕГЭ, структуру ЕГЭ по русскому языку, особенности заданий КИМов и систему
оценивания ЕГЭ по русскому языку;
уметь:
 Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.
 Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.
 Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных
текстов
 Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.
 Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное
и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи.
 Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной
литературы, средств массовой информации.
 Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста.
 Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на
материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст.
 Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы
современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические
ресурсы русского языка.
 Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного
языка.



Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении
дискуссионных проблем.

Содержание курса.
Вводное занятие. Структура КИМ по русскому языку. Информация о ЕГЭ. (3 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме
ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор.
Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ Коммуникативная компетенция (21 ч.)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура
письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к
сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники
аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их
характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их
предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых,
речевых, этических, фактологических норм.
Подготовка к выполнению заданий 1-12 (10 ч.)
Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический словарь. Лексическое и грамматическое значение слова.
Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от
смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика
ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на
лексическом уровне, их предупреждение. Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные
корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание
личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов.
Календарно-тематическое планирование
№

Тема

Виды деятельности

Форма занятия

1

Вводное занятие. Структура КИМ по русскому
языку

Лекция, таблица критериев

Лекция с элементами
практики

2

Общие требования к оценке работ в форме ЕГЭ:
Составление конспекта.
сходство и разница с ОГЭ и итоговым сочинением
в 11 классе.

Практикум

3

Решение демоверсии КИМ -2023 года с целью
Комментарии результатов
выявления уровня подготовленности обучающихся.
Входной контроль

Входная диагностика

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ
4

Анализ критериев оценки экзаменационной работы Комментарий демоверсии.
- часть 2.

Групповая работа

5

«Скелет» сочинения-рассуждения в рамках
критериального подхода.

Презентация.

Лекция с элементами
практикума

6-7

Абзац как основная единица речеведения.

Презентация Г.Т.Егораевой.
Практикум
Анализ и выборка материала для
конспекта.

8-9

Формулировка проблемы исходного текста.

Работа с текстами разных стилей. Лекция
Групповая работа

10-11

Комментарий к проблеме исходного текста. Виды
текста: художественный и публицистический.

Презентация Г.Т. Егораевой.
Лекция с элементами
Анализ и выборка материала для практикума
конспекта.

12-13

Примеры-иллюстрации. Основные способы
цитирования.

Презентация Г.Т. Егораевой.
Практикум
Анализ и выборка материала для
ОСК. Практикум.

14-15

Проблема-аспекты-авторская позиция.

Подбор речевых клише.

Практикум

Составление ОСК.
16-17

Формулировка аргументов. Речевые «клише».

Создание «банка» клише: плюсы Практикум с
и минусы. Формулировка
элементами теории
аргументов

18-19

Приёмы логического разворачивания основной
мысли (тезиса).

Анализ презентации

Практикум

20-21

Обучение написанию сочинения в формате ЕГЭ

Анализ алгоритма написания
сочинения.

Практикум

22

Редактирование текста.

Работа с текстами разных
стилей.

Практикум

23

Речевое оформление сочинения. К5-К6.

Определение логических
ошибок, понятие абзацного
членения текста.

Лекция с элементами
практикума.

24

Практическая грамотность. К7-К12.

Понятие этической нормы,
фактологической точности в
фоновом материале сочинения.

Практикум.

Тестирование

Подготовка к выполнению заданий 1-12
25

Задания 1-3 ЕГЭ. Анализ микротекста

Алгоритм анализа микротекста

26

Задания 1-3 ЕГЭ. Словарная статья и способы её
обработки

Работа с толковыми словарями. Практикум

27

Задание 4 ЕГЭ. Орфоэпический минимум.

Отработка орфоэпических норм Практикум
с помощью рифмовки

28

Задания 5-7 ЕГЭ. Лексическая ошибка. Нормы
образования форм слов.

Решение лексических задач

Практикум

29

Задание 8 ЕГЭ. Грамматические ошибки: признаки,
способы устранения.

Решение грамматических задач

Практикум

30

Задания 9 - 10 ЕГЭ. Правописание корней и приставок Решение тестовых задач
в слове.

Практикум

31

Задания 11 - 12 ЕГЭ. Правописание суффиксов и
окончаний в слове.

Решение тестовых задач,
тестирование

Практикум

Решение тестовых заданий

Итоговая
диагностика.
Т

32-33 Итоговое тестирование.

34

Анализ контрольного тестирования. Постановка целей Оформление дидактических
для обучения в 11 классе.
материалов

Урок - рекомендация


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».