МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Управление образования Администрации Режевского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №5» МБОУ СОШ № 5 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социальной направленности «МЫ ВОЛОНТЁРЫ» Возраст обучающихся: 12-13 лет Срок реализации программы – 34 часа в год Составитель: Бабинова Любовь Владимировна 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21; Цель программы - формирование духовно-нравственных ценностей, активной гражданской позиции, развитие творческих способностей, готовности включения в социально-значимую деятельность в процессе овладения знаниями, умениями, навыками волонтерской деятельности. Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 5»: учебный курс предназначен для обучающихся 6-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год. Содержание курса внеурочной деятельности Содержание курса «Мы - волонтеры» направлено на формирование у обучающихся ценностных ориентиров, в числе которых: Целевые ориентиры Гражданское воспитание. Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной. Патриотическое воспитание. Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание. Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание. Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание. Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание. Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания. Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях. Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Ведение дневника волонтеров позволит прослеживать деятельность учащихся. Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Учащиеся ухаживают и заботятся о зеленых насаждениях, птицах, занимаются уборкой территории. Обучающиеся участвуют в спортивных соревнованиях, проводят утреннюю зарядку, зарядки-пятиминутки для младших ребят (зарядка для осанки, глаз), принимают участие в организации школьных дней Здоровья, готовят выступление агитотряда, тем самым пропагандируют ЗОЖ среди сверстников. 6 класс 1. Кто такой волонтер? 2. Что умеет волонтер? Что умеем мы? 3. Права и обязанности волонтера 4. Кодекс настоящего волонтера 5. Мы – твои старшие друзья 6. Протяни ладонь 7. Доброта спасет мир! 8. Всегда найдется дело 9. Здоровым быть здорово 10.Мы за ЗОЖ 11.Мой двор, моя улица 12.Эстафета добрых дел 13.Экология природы – экология души 14.Наведем чистоту 15.Вахта памяти 16.Мы памяти этой верны Форма организации работы по программе «Мы - волонтеры» – коллективная, с использованием групповой и индивидуальной форм работы. Основные виды учебной деятельности на занятиях: Акции благотворительности, милосердия Беседы Сообщения Просмотр и обсуждение видеоматериала Коллективные творческие дела Спортивные соревнования Показательные выступления Викторины Интеллектуально-познавательные игры Трудовые дела Тренинги Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций Творческие проекты, презентации Планируемые результаты Личностные результаты: - формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности - формирование интереса к осуществлению благотворительных акций; Метапредметные рультаты: постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка; - умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; - обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Предметные результаты Обучающиеся будут знать: - о волонтерском движении в России; - права и обязанности волонтеров; - основные направления деятельности волонтеров; - основные формы работы волонтеров. Обучающиеся будут уметь: - организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи; - аргументировано отстаивать свою позицию; - адекватно общаться с учащимися и взрослыми; - издавать агитационную печатную продукцию; - принимать общечеловеческие ценности. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебнометодическими материалами, используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. № 6 класс Наименование разделов и тем Кол-во п/п программы часов 1 Вводное занятие. Кто такой волонтер? 2 ЭОР https://ktonanovenkogo.ru/ voprosy-i-otvety/volonter-ktoehto-takoj-i-kak-im-stat.html 2 Что умеет волонтер? Что умеем 2 мы? https://nauka.club/ obshchestvoznanie/vidyvolonterskoy-deyatelnosti.html 3 Права и обязанности волонтера 2 https://clubtk.ru/obyazannostivolontera-chto-v-nikh-vkhoditi-gde-oni-ogovoreny 4 Кодекс настоящего волонтера 2 5 Мы – твои старшие друзья 2 6 Протяни ладонь 2 https://dobro.ru/ 7 Доброта спасет мир! 2 http://www.miloserdie-nn.ru/ 8 Всегда найдется дело 2 9 Здоровым быть здорово 2 http://he-plus-she.narod.ru/ustav _vol.htm https://infourok.ru/ prezentaciya-k-klassnomuchasu-zdorovim-bit-zdorovo696984.html 10 Мы за ЗОЖ 2 https://yandex.ru/video/previe w/1671577865454658957 11 Мой двор, моя улица 2 12 Эстафета добрых дел 2 13 Экология природы – экология 2 души https://infourok.ru/ prezentaciya-na-temuekologiya-prirody-ekologiyadushi-4647860.html 14 Наведем чистоту 2 15 Вахта памяти 2 http://www.chkola07.ru/ index.php? option=com_content&task=vie w&id=32&Itemid=62 16 Мы памяти этой верны 2 http://www.chkola07.ru/ index.php? option=com_content&task=vie w&id=32&Itemid=62 17 Подведение итогов 2 Итого: 34 ч