РП ОДНКР










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ОДНК для обучающихся 5 класса составлена в соответствии
с нормативно-правовыми документами и рассчитана на 1 час в неделю(35 часов в год):
Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29.12. 2012 года № 273 – ФЗ).
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря
2010г.
№1897
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29
декабря 2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и
науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего
образования»).
Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования», Приказом Министерства образования
и науки РФ от 08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки РФ от 31.03.2014 г. № 253».
Программой « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм
успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения:
основная школа. — М. :Вентана-Граф, 2014
Учебником Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов
России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.
 Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 г. №08-761 «Об изучении
предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы
духовно-нравственной культуры народов России».
 Учебным планом МБОУ СОШ № 5
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить
процесс воспитания в гимназии не только новым содержанием (ознакомление с
традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности
российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных
верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей,
которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Цель учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» –
формирование первоначальных представлений о светской этике, мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных
традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
 развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей
личности, семьи, общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых

мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной
истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной
школы;
 развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога и др.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется
их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается
большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для
общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже
располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии
«культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном
уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более
сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники
могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо
владеют информационными умениями и способны работать с информацией,
представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных
методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с
информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из
реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и
взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с
рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь
веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде
(рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и
религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Общая характеристика учебного предмета
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений
о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение
знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым
явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам,
правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя
новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный
характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при
особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на
следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской
культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной
жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы
«Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности»,
«Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных
религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и
культура»).
Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в
основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и
тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего,

«Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным
средством обучения является учебник, который построен в полном
соответствии с программой обучения. Вместе с тем, используются разнообразные
средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков.
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с
различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративноприкладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами
и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной
религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию
подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества
гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность,
эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у
формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,
взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской
стороне
жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный
опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к
эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую
опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний,
углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к
формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого
явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам,
должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать
образы и фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных
культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о
ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в
религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка
начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее
развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией
текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций,
обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения.При обучении пятиклассников этот принцип остается
актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде,
частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила,
религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в
данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы
ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной
этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая
родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из
элементов
общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и
перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения
постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные
проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные
линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать
содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения,
которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно
вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность
успешного изучения данного предмета в 5 классе.
Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение предмета Основы духовно-нравственной культуры народов России в 5
классе отводится 1 час в неделю ( всего 35 часов) из части, формируемой участниками
образовательных отношений, учебного плана основного общего образования МБОУ
«СОШ №2»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего
образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной
программы.
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий ;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты:
1)
воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
2) знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традицияхнародовРоссии,готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении;
3) формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности;
4) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
5) формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
Содержание учебного курса
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.
Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И.
Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л.
Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад
личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре
разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур,
Урал-батыр и др.).

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в
истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван
Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий
Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах,
пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде
итрудолюбии.Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной
национальностина благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники
и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками.
Рользаповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека.
Любовь,искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные
ценности. Олюбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии,
буддизме,исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи
вфольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной идуховной
культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,влияние
Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князьяДревней Руси
и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешниеособенности,
внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.Колокольный звон.
Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)– золотое
время
исламской
культуры.
Успехи
образования
и
науки.
Вклад
мусульманскойлитературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративноприкладноеискусствонародов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры.
Исламскийкалендарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.Синагога –
молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.Священная история
иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России.Культовые
сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийскийкалендарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционныегарантии права
гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятниковдуховной
культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков.
Примерыблаготворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,увлечения,
симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных
ситуациях.Нравственные качества человека.

Учебно - тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5

№ п/п

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11
12-13
14-15
16
17-18
19
20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33
34
35

Название раздела
Кол-во часов
«В мире культуры»
4 часов
«Нравственные ценности российского народа»
13 часов
«Религия и культура»
11 часов
«Как сохранить духовные ценности»
2 часов
«Твой духовный мир»
5 часов
Всего за учебный год:
35
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока

Величие многонациональной
российской
культуры
Человек – творец и носитель культуры
«Береги землю родимую, как мать любимую»
Жизнь ратными подвигами полна
В труде – красота человека
«Плод добрых трудов славен»
Люди труда
Бережное отношение к природе
Творческая работа
Семья – хранитель духовных ценностей
Проект «Традиции в моей семье»
Роль религии в развитии культуры
Культурное наследие христианской Руси.
Культура ислама
Иудаизм и культура
Культурные традиции буддизма
Забота государства о сохранении духовных
ценностей
Хранить память предков
Твой духовный мир
Защита творческих проектов
Обобщение и систематизация знаний по
разделам года

Кол-во уроков

2
2
2
2
2
1
2
2
1
2
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
(УМК: учебники, методическое сопровождение, рабочие тетради, справочники)

№
Автор (ы)
п/п
1. Н.Ф. Виноградова,
В.И. Власенко,
А.В. Поляков

2.

Н.Ф. Виноградова,
В.И. Власенко,
А.В. Поляков

Название

Издательство

Основная
образовательная
программа
образовательного
учреждения: основная
школа: «Основы
духовно-нравственной
культуры народов
России»
Учебник: «Основы
духовно-нравственной
культуры народов
России»

М. :ВентанаГраф

М. :ВентанаГраф

Гриф
министерства
Рекомендовано
Министерством
образования и
науки
Российской
Федерации

Год издания

Рекомендовано
Министерством
образования и
науки
Российской
Федерации

2019

2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».