аннотация литература 10-11

Аннотация к рабочей программе по литературе ФГОС
10-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена в
соответствии с основными положениями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, на основе примерной
Программы общего образования по литературе, авторской программы по
литературе Ю.В. Лебедева (М.: Просвещение, 2016)
Обоснование выбора программы
Для реализации рабочей программы выбран учебно-методический комплект,
ориентированный на базовый уровень изучения литературы и содержащий
необходимый материал по всем разделам Примерной программы:
Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников
под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева. 10—11 классы : учеб. пособие для
общеобразоват. организаций : базовый уровень / А. Н. Романова, Н. В. Шуваева;
[под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева]. — М. : Просвещение, 2019.
Актуальность
Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в
формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего
невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как
школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена
культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой
силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим
ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу
курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии
литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог
классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное
изучение художественных произведений, решает задачи формирования
читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Изучение литературы на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
 воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста,
образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование
начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
содержания, основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретноисторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования
русского литературного языка при создании собственных устных и
письменных высказываний.
К важнейшим личностным результатам изучения литературы в средней
(полной) школе относятся следующие убеждения и качества:

осознание своей идентичности как человека русской культуры,
наследника классической гуманитарной традиции;

освоение нравственно - эстетических ценностей нации и человечества,
гуманистических традиций родной литературы;

осмысление художественно-нравственного опыта предшествующих
поколений, способность к определению своего отношения к идеалам автора,
пониманию собственной и чужой позиции;

понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к
культуре своего и других народов, толерантность.
Основные задачи:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения
художественных и

текстов, в том числе и чтения наизусть;

свободное владение монологической и диалогической речью в объеме
изучаемых произведений;

навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое,
характеристики героя;

отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;

овладение способами свободного владения письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенций;

приобретение навыка по написанию сочинений по литературе в формате
ЕГЭ.


Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
На изучение предмета отводится в 10 классе - 102 часа (3 часа в неделю) в 11
классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Учебники, реализующие рабочую программу в 10-11 классах:
Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч. — М. :
Просвещение, 2020 · Русский язык и литература.
Литература. 11 класс. Базовый уровень. В 2 ч. Под ред. В. П. Журавлева. — М. :
Просвещение,2020
Виды и формы контроля:
Промежуточный
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением
лица рассказчика, художественный) главы, несколько глав повести, романа,
стихотворения в прозе, пьесе, критической статьи;
- выразительное чтение;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
Устный или письменный ответ на вопрос;
- устное словесное рисование;
- комментированное чтение;
- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая,
сравнительная) художественных произведений;
- установление ассоциативных связей с произведениями различных
видов искусства;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к
тому или иному роду и жанру;
- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский
замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов
поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной особенности и
определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания
произведения;
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему,
связанную с изучаемым художественным произведением;
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов,
воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями
писателей, статьями и т.д.);
- составление конспектов критических статей, планов, тезисов,
рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных
композиций;
- участие в дискуссии, заседание круглого стола, утверждение и
доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
Итоговый:

написание сочинения на основе и по мотивам литературных
произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачет;
- защита проектов.
-

Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система,
фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с
элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы,
написание сочинений, практикумы.
Технологии:
 тестовая технология;

информационно-коммуникационная технология;

технология проблемного обучения;

интернет-ориентированные технологии;

исследовательский метод;

индивидуальное и дифференцированное обучение,
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет
преемственность с Рабочей программой для основной школы, опирается на
традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника
мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и
интеллектуального
развития
личности
школьника.
Приобщение
старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной
литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры
молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности
учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Основными критериями
отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая
художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние
на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного
образования.
Планируемые результаты образования
Личностные результаты:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви
и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение

гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного
отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в
процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
 формирование основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;


 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования

регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
и

 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и

фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
 понимание

связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
 умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
 определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-

выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
 приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы
и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других
народов;
 формулирование собственного отношения к произведениям
литературы, их оценка;
 умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные
литературные произведения;
 понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
 восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
 умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные
монологические высказывания разного типа, вести диалог;
 написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие
работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
 понимание образной природы литературы как явления словесного
искусства;
эстетическое
восприятие
произведений
литературы;
формирование эстетического вкуса;
 понимание русского слова в его эстетической функции, роли
изобразительно-выразительных
языковых
средств
в
создании
художественных образов литературных произведений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».