Аннотации к рабочим программам НОО ЗПР

Аннотации
к рабочим программам НОО для детей с ОВЗ
( ЗПР) (вариант 7.1, 7.2)
1- 4 класс
Данные программы адаптированы для детей с ОВЗ ( ЗПР) (вариант 7.1, 7.2).
Образовательный процесс для обучающихся с ЗПР, осваивающих AОП НОО, строится с
учетом следующих специфических образовательных потребностей:
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой
истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 гибкое
варьирование
организации
процесса
обучения
путем
расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения
количества учебных часов и использования соответствующих методик и
технологий;
 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и
средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
 наглядно-действенный характер содержания образования;
 развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы
компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование
навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных
контактов.

Предметная область «Математика и информатика»
Математика
Рабочая программа по математике для 1-4 классов разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, на основе федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства
образования РФ: «Начальное общее образование», на основе авторской программы М. И.
Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В.
Степановой «Математика», утверждённой МО РФ (Москва. «Просвещение» 2011 г.)
относится к образовательной системе «Школа России».
Учебный предмет «Математика» является одним из основных в системе подготовки
младшего школьника. Умение производить арифметические действия, анализировать,
планировать, действовать в соответствии с алгоритмом, излагать свои мысли необходимо
для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к предмету, которое
необходимо формировать с начала обучения, способствует осознанному усвоению знаний,
умений и навыков, а также большей успешности в быту. Без базовых знаний по математике
и автоматизированных навыков вычислений обучающиеся будут испытывать значительные
трудности в освоении учебных предметов в среднем звене школы. Однако иногда даже у
школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение необходимым учебным
содержанием вызывает трудности по разным причинам.
При задержке психического развития эти трудности резко усиливаются. Дети,
начавшие школьное обучение, как правило, затрудняются в порядковом и количественном
счете, усвоении пространственно-временных отношений и понятий. У них отмечается
недостаточность планирования, обобщения, снижен познавательный интерес, что
негативно влияет на мотивацию к учебной деятельности.
Изучение учебного материала по математике имеет большое значение в общей
системе коррекционно-развивающей работы. В ходе обучения математике
совершенствуются возможности произвольной концентрации внимания, расширяется
объем оперативной памяти, формируются элементы логического мышления, улучшаются
навыки установления причинно-следственных связей и разнообразных отношений между
величинами. Развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит
коррекция недостатков оперативной и долговременной памяти. Требования пояснять ход
своих рассуждений способствуют формированию умений математического доказательства.
Усвоение приемов решения задач является универсальным методом развития мышления.
Выделение обобщенных способов решений примеров и задач определенного типа ведет к
появлению возможностей рефлексии. Математика как учебный предмет максимально
насыщена знаково-символическими средствами, активизирующими отвлеченное
мышление.
При усвоении программного материала по учебному предмету «Математика»
обучающиеся
овладевают
определенными
способами
деятельности:
учатся
ориентироваться в задании и проводить его анализ, обдумывать и планировать
предстоящую работу, контролировать правильность выполнения задания, рассказывать о
проведенной работе и давать ей оценку, что способствует совершенствованию
произвольной регуляции деятельности.
Цели курса:
• математическое развитие младших школьников;
• формирование системы начальных математических знаний;
• воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Задачи курса:
– формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе
овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения
устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные
отношения);
– развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
– развитие пространственного воображения;
– развитие математической речи;
– формирование системы начальных математических знаний и умений их применять
для решения учебно-познавательных и практических задач;
– формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
– формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
– развитие познавательных способностей;
– воспитание стремления к расширению математических знаний;
– формирование критичности мышления;
– развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное
суждение, оценивать и принимать суждения других.
Учебно-методический комплект
Учебники
1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 1-4 класс:
В 2 ч.: Ч.1.
2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 1- 4 класс:
В 2 ч.: Ч.2.

Предметная область «Русский язык и литературное чтение»
Русский язык
Программа разработана на основе ФГОС НОО, на основе федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, примерной программы по русскому языку и
на основе рабочих программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение
грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» (М.: Просвещение, 2011г.)
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с
ЗПР. Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является
необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них
жизненных компетенций.
Основная цель обучения русскому языку детей с ЗПР неразрывно связана с
целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном
обществе.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых
установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и

мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность
выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование
на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе
и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав
слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические
высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Учебно-методический комплект
1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука. 1 кл. в 2-х
частях
2.
Канакина
В.П.,
Горецкий
В.Г.
Русский
язык.
1
кл.
3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях
4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях
5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях

Литературное чтение
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, авторской
программы «Литературное
чтение» Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. Сборник рабочих программ «Школа России» 14 классы, научный руководитель кандидат педагогических Наук, лауреат премии
Президента РФ в области образования А.А. Плешаков, М: Просвещение, 2011.
Рабочая
программа
разработана
в
целях
конкретизации содержания
образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных
и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по чтению, возрастных и
психофизических особенностей учащихся с ЗПР.

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он
формирует общеучебный навык чтения, работы с текстом, пробуждает интерес к чтению
художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по
другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности,
умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
умением в системе образования младших школьников; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,
потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного
опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости
и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание,
волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление
учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,
развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное
мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному
творчеству, творчеству писателей;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире
и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы;
-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного
уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт
ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые
умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего
школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность,
способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса
литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам
начальной школы.

Обучение чтению начинается в первом классе. В течение этого времени ведётся
работа по развитию фонематического слуха детей: обучению их первоначальному чтению,
расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности в ходе
чтения, организации экскурсий, наблюдений, обогащению словаря учащихся и развитию
речи.
Обучение первоначальному чтению осуществляется на основе современного
варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные
лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и
развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие учащихся и высокий
уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова,
слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками.
Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают
процессом сознательного, правильного и плавного слогового чтения предложений и
связных текстов.
В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и
устанавливать их взаимосвязи и последовательность; совершенствованию речевого
аппарата учащихся и выработке отчётливого и достаточно громкого правильного
произношения слов, слогов, звуков.
На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно
воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом – отвечать на
вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за
изменениями природы и характера труда людей в разное время года, обсуждать содержание
детских книг, отдельных иллюстраций, репродукции картин и т. д.
В процессе проведения занятий по бучению грамоте у школьников формируется
первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой деятельности. В
период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся,
повышается культура их речевого общения. Происходит совершенствование звуковой,
произносительной речи учащихся, устранение недочётов произношения.
Знания и умения, полученные учащимися на уроках обучения грамоте, применяются
ими в процессе коллективного чтения – рассматривания детских книг на специальных
занятиях внеклассным чтением.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после
обучения грамоте. Программа 2-4 классов предусматривает дальнейшее накопление
читательского опыта и совершенствование темпа чтения на основе смысловой работы с
текстом.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов
России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной
литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научнопознавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи,
рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги
пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об отношении друг к другу,
к труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально- нравственный и
эстетический опыт ребенка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида
информации и формирование библиографических умений.
Раздел « Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и
читательской деятельности, работу с разными видами текстов. Раздел направлен на
формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных
навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приемами чтения и
понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения
предложений, осваивают разные виды чтения текстов и используют их в соответствии с
конкретной речевой задачей.

Увеличивается скорость чтения. Параллельно с формированием навыка беглого,
осознанного чтения ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл
прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами
безошибочного, выразительного чтения.
Совершенствование устной речи проводится параллельно с обучением чтению.
Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника,
понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или
прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные
формы диалога, формулы речевого этикета. Знакомство с особенностями национального
этикета и общения людей проводится на основе литературных произведений,
целенаправленно пополняется словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый,
выборочный, полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного
произведения. На уроках совершенствуются представления о текстах. Учащиеся
сравнивают тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста, овладевают такими
речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана,
пересказ краткий, полный, выборочный по составленному плану, различение главной и
дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают
первоначальные представления о главной теме, идее читаемого литературного
произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение,
сказка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного
искусства.
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ
(без термина). Сравнивая художественный и научно- познавательный тексты, учащиеся
осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно
произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и
осмысливается как средство создания словесно- художественного образа, через который
автор выражает свои мысли и чувства. Дети осваивают разные виды пересказов
художественного текста: подробный, выборочный, краткий.
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки,
характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя,
соотнося их с нормами морали, осознают духовно- нравственный смысл прочитанного
произведения.
В разделе «Опыт творческой деятельности» при работе с художественным текстом
используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребенка и активизируются
образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение
воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход
обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование
нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают
произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования и декламации,
выступают в роли актеров, режиссеров, художников, поэтов. Они пишут изложения и
сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному
творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Итогом обучения должно стать осознание красоты литературы и искусства в целом и
желание читать книги.
Учебно-методический комплект
1 класс
1. Горецкий В.Г. и др. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с прил.
на электрон, носителе. В 2-х частях. - М.: Просвещение.
2. Литературное чтение. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В.
Голованова, Л. А. Виноградская). - М.: Просвещение. Литературное чтение. 1 класс. В 2 ч.

Ч. 2 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская). - М.:
Просвещение.
Климанова Л.Ф. Чтение. 1 класс. М.: Просвещение.
2 класс
Учебники и тетради
1. Литературное чтение.2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях
Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. М: Просвещение».
2. Материалы для проведения проверочных работ Кутявина С. В. Контрольно –
измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс. М.: ВАКО.
3 класс
Учебники и тетради
1. Литературное чтение.3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях с
аудиоприложением на электронном носителе. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. М:
Просвещение».
2. Материалы для проведения проверочных работ Кутявина С. В. Контрольно –
измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. М.: ВАКО.
4 класс
Учебники и тетради
1. Литературное чтение.4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях с
аудиоприложением на электронном носителе. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. М:
Просвещение».
2. Материалы для проведения проверочных работ Кутявина С. В. Контрольно –
измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс. М.: ВАКО.

Предметная область «Иностранный язык»
Английский язык
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, примерной программы по английскому языку для
начальной школы (М., «Просвещение», 2011), авторской программы О.В. Афанасьевой, И.В.
Михеевой к УМК «Rainbow English» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений
(М.:Дрофа, 2015) и "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189).
В основе обучения иностранному языку детей с ОВЗ лежит обучение чтению, в то время
как в общеобразовательной школе обучение строится на устной основе. Требования к
практическому владению учащимися каждым видом речевой деятельности определяются
адаптированной программой обучения в каждом классе и учитывают индивидуальные
возможности учеников. Ввиду того, что обучение иностранному языку базируется на обучении
чтению, на начальном этапе устный вводный курс сокращается и параллельно с ним вводится
изучение букв с тем, чтобы дети имели зрительные опоры. В дальнейшем идёт опережающее,

сравнительно с общеобразовательной программой, обучение чтению. Построение на этом
принципе адаптированной программы обуславливается тем, что такие дети не в состоянии
усваивать иностранный язык только на слух (в массовой школе в течение первых девяти недель
работа идёт только устно). По адаптированной программе к этому времени буквы уже изучены
и идёт углублённая работа над чтением с использованием текстов из учебника. Если состав
учеников класса очень слабый, то введение букв алфавита можно растянуть, давая по две буквы
в урок или посвящая урок только закреплению изученных букв. При этом целесообразно
закреплять знание букв, обыгрывая или пропев их. На любом этапе обучения английскому
языку особое внимание следует уделить подбору текстов для чтения. Необходимо тщательно
отбирать лексический и грамматический минимум, учитывая посильность его усвоения и
интересы детей определённого возраста. В лексический минимум можно не включать
малоупотребительные слова, а расширить интернациональную лексику, которую легко понять
при чтении. Узнавание таких слов способствует развитию догадки.
Письменные работы существенно сокращены, так как они в основном базируются на
знании грамматического материала. Контрольные работы в конце каждой четверти
рекомендуется исключить. Основной вид контроля – текущий. Это обусловлено слабостью
формирования у детей с ОВЗ навыков аудирования и устной речи. Начиная с первого урока
обучение иностранному языку ведётся по чётко разработанным тематическим разделам. Объём
изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала претерпевает
существенные изменения. На чтение и перевод прочитанного нужно отвести побольше
учебного времени. Особое внимание следует уделить переводу, поскольку при этом дети
осознают смысл прочитанного, и таким образом у них исчезает боязнь перед незнакомым
текстом. Новую лексику полезно отрабатывать в предложениях и сочетать это с работой со
словарём; на дом давать не новые упражнения, а отработанные на уроке. Аудирование тестов
следует значительно сократить. Желательно сократить объём письменных упражнений с
грамматическими заданиями. Объём домашнего чтения значительно сокращён. Он проходит на
уроках, для домашней работы задание дается выборочно. Контрольная работа в конце каждой
четверти следует либо снять вообще, либо оставить контроль чтению. При обучении детей с
ОВЗ диалогической речи наиболее целесообразно используют доступные для понимания
обиходные ситуации, которые могут быть разыграны по ролям.
Специфика обучению иностранному языку в школе для детей с ОВЗ предполагает
большое кол-во игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых
для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур. Учебный материал
необходимо дробить, предлагая его детям небольшими порциями, перемежая игровые и
учебные виды деятельности. Психологические особенности детей с ОВЗ таковы, что даже в
подростковом возрасте наряду с учебной значительное место занимает игровая деятельность,
поэтому введение в урок элементов игры или игровая подача материала повышает
работоспособность детей на уроке и способствует развитию у них познавательных интересов.
Учебно-методический комплект «Английский в фокусе» предназначен для
обучающихся 2–4 классов общеобразовательных учреждений рассчитан на два часа в
неделю.
Быкова Н.И., Поспелова М.Д., Дули Дж., Эвенс В. УМК «Английский в фокусе» для
2 класса. - М.: Express Publishing: Просвещение.
Быкова Н.И., Поспелова М.Д., Дули Дж., Эвенс В. УМК «Английский в фокусе» для
3 класса. - М.: Express Publishing: Просвещение.
Быкова Н.И., Поспелова М.Д., Дули Дж., Эвенс В. УМК «Английский в фокусе» для
4 класса. - М.: Express Publishing: Просвещение.

Предметная область «Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)»
Окружающий мир
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования, авторской (рабочей) программы А.А. Плешакова (Сборник рабочих программ
УМК «Школа России» 1-4 классы, научный руководитель А.А.Плешаков, М;
Просвещение), учебника для общеобразовательных учреждений с электронным
приложением «Окружающий мир» для 1, 2, 3. 4 классов в 2 частях А.А.Плешаков М;
«Просвещение».
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников.
Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием детей с ЗПР в своем
развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному
предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. В
процессе изучения предмета обогащается и уточняется словарь, формируются навыки
сравнения и классификации описание предметов, явлений природы, установление
элементарных зависимостей, активного участия в беседе. Курс направлен на коррекцию
познавательной и речевой деятельности, высших психических функций.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных
уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде
людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных
кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной
обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных
восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать
простейшие выводы и обобщения. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в
природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание,
наблюдательность, чувственное восприятие. В процессе непосредственных наблюдений
реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он
активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Практические работы помогают
закреплению полученных знаний и умений.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
* формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
* духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
* формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
* осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нём;
* формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
* формирование психологической культуры и компетенции
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

для

обеспечения

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,
исторические знания и даёт учащемуся материал естественных и социально-гуманитарных

наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших
взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и
взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать
явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в
ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии
с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное,
так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую
панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной
школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных
предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории,
литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном
соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи
экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных
национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на
этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как
важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный
фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для
дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и
социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную
шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок
подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании
личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и
культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных,
компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают
основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся
осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими
возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире
природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить
основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной
и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной
школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности,
формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии
с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа
для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на
уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства,
технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рациональнонаучному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Учебно-методический комплект
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: Просвещение.
Учебники:

1. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух
частях. Часть 1, 2.
2.Плешаков А. А.
Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух
частях. Часть 1, 2.
3. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух
частях. Часть 1, 2.
4. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух
частях. Часть 1, 2.
Рабочие тетради
1.Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2
2.Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2класс. Пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. В двух частях. Части 1, 2
3. Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс. Пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. В двух частях. Части 1, 2
4. Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2

Предметная область «Искусство»
Музыка
Программа по музыке для 1 - 4 классов разработана и составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, на основе федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
авторской программы по музыке - «Музыка. 1 – 4 классы» авторов Е.Д. Критской, Г.П.
Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011, учебников для общеобразовательных
учреждений: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, «Музыка. 1 класс».- М.:
Просвещение; «Музыка 2 класс». - М. Просвещение; «Музыка. 3 класс».- М. Просвещение;
«Музыка. 4 класс».- М. Просвещение.
Данная программа адаптирована для детей с ЗПР.
Программа по музыке разработана с учетом специфики данного предмета, логики
учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. В ней
также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у
обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. Кроме основных задач, на уроке музыки реализуются специальные
цели, связанные с особенностями детей с задержкой психического развития. ЗПР
подразумевает отклонения в психофизиологическом развитии ребенка. При данной
проблеме наблюдаются отклонения в двигательной деятельности, ухудшается память,
страдает речевое развитие, уменьшается активность мыслительной работы, наблюдаются
отклонения в развитии и других познавательных способностей. В связи с этими
особенностями реализация данной программы предусматривает частую смену видов
деятельности на уроке, таких как слушание музыки, музыкально-ритмические игры, пение,

игра на ДМИ, так как дети с задержкой психического развития быстро утомляются,
неспособны долго концентрировать внимание, воспринимать, запоминать учебный
материал. Основной принцип программы - учет индивидуальных особенностей каждого
ребенка.
Цель программы: формирование целостного представления о мировом
музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и
зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки,
современного музыкального творчества.
Задачи:
 развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности
воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности
человека;
 развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
 развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о
музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;
 воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного
вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие
достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к
истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
 развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности,
образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и
слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной
деятельности;
 обогащение знаний о музыкальном искусстве;
 овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности
(пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах,
музыкально-пластическое движение и импровизация);
 формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной
деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих
способностей детей;
 развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого
голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной
деятельности.
 совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность
звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция,
артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
 активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций
(речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических,
художественных);
 накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке,
музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов,
обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона
образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки,
знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными
видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной
взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное
искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников,
последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы,

формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения
к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.
Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического
пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального
искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений
литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд
выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми
содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей
становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок,
разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений,
отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным
произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей,
«внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды
искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений,
нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют
духовный мир человека, его душевное состояние.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы
общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу
исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение;
пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных
инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес
программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации
музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о
музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на
темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового
концерта. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
УМК
1 класс
Музыка. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Е.Д. Критская, Г. П.
Сергеева, Т. С. Шмагина М. Просвещение.
2 класс
Музыка. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Е.Д. Критская, Г. П.
Сергеева, Т. С. Шмагина М. Просвещение.
3 Класс
Музыка. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Е.Д. Критская, Г. П.
Сергеева, Т. С. Шмагина М. Просвещение.
4 Класс
Музыка. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Е.Д. Критская, Г. П.
Сергеева, Т. С. Шмагина М. Просвещение.

Изобразительное искусство
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, на основе федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, на основе примерной программы по
изобразительному искусству федерального государственного образовательного стандарта
общего начального образования, авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное
искусство», М., «Просвещение».
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного,
деятельностного,
дифференцированного,
компетентностного
и
культурноориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на
формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации
возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка,
владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для
решения практических жизненных задач.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной
адаптации в условиях современного общества.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен
на:
— формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как
высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть
средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на
прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и
включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных
(пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура;
конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного
искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а
также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве
книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими
искусствами, а также в контексте
Учебно-методический комплект
1 Класс
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.
Учебник для 1 класса начальной школы. – М. Просвещение.
2 Класс
Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник для 2 класса начальной
школы. – М. Просвещение.
3 Класс
Н.А. Горяева. Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. – М.
Просвещение.
4 класс
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. – М. Просвещение.

Предметная область «Технология»
Технология
Программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основе федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, авторской программы Роговцевой Н.И.
Анащенко С.В. ««Технология» 1-4 классы,- М.: Просвещение.
Рабочая программа адаптирована для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (с задержкой психического развития) (вариант 7.1, 7.2) в
общеобразовательной школе и направлена на формирование у них общей культуры,
обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в
семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной
деятельностью посредством учебного предмета «Технология».
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или
поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой
ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
ХХI век – век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В
современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все
большую значимость. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная
с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями
о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем
содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для
формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной
деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта,
умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации,
предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.)
предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Технологическая подготовка школьника позволяет ему грамотно выстраивать свою
деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание
последовательности этапов работы, четкое выполнение алгоритмов, строгое следование
правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его
содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как
совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил,
навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как
использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске
информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития
ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования
системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
Формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной
деятельности и развитие творчества, что создаёт предпосылки для более успешной
социализации личности;

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых
группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и
для социальной адаптации в целом.
Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
Освоение продуктивной проектной деятельности.
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и
социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы
через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с
современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности,
реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего
труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном
обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности
другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через
осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с
миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса
выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных
интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом
и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и
нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в
процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене
различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на
основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии
изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана
деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план
действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание
будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию
и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к
пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и
логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические
знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда,
использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и
других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью,
работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения
изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила
работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях,
каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся
информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности
(выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей;
распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения
(договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности
выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения
положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил
взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными
группами.
Учебно-методический комплект
1 Класс
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология уч. для 1 кл. М.: Просвещение.
2 Класс
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология уч. для 1 кл. М.: Просвещение.
3 Класс
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология уч. для 1 кл. М.: Просвещение.
4 Класс
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология уч. для 1 кл. М.: Просвещение.

Предметная область «Физическая культура»
«Физическая культура»
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптированная физическая культура»
для 1-4 классов разработана на основании Федерального закона Российской Федерации
«Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред.Федеральных законов от
07.05.2013 N99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) (ст.7, ст. 9 п.6. ст. 14 п. 5, ст. 28 п. 19, ст. 32 п.
2, п. 7), Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего
образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального
общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года № 1643),
проекта Примерной адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития, авторской
программы «Физическая культура» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. М, «Просвещение», 2014 и
ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Лях, В. И. Физическая
культура. 1–4 классы : учеб. Для общеобразовательных учреждений / В. И. Лях. – М.:
Просвещение.
Категория обучающихся с задержкой психического развития — наиболее
многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа школьников. Все
обучающиеся с задержкой психического развития испытывают в той или иной степени
выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями (отмечаются нарушения внимания, памяти, в том числе,
и двигательной, восприятия и др. познавательных процессов, умственной

работоспособности), замедленным темпом либо неравномерным становлением
познавательной деятельности, трудностями произвольной саморегуляции и самоконтроля,
нарушениями в организации и целенаправленности деятельности или поведения,
специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и
др.). Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и общей моторики,
зрительного
восприятия
и
пространственной
ориентировки,
умственной
работоспособности и эмоциональной сферы. Обучаемость удовлетворительная, но часто
избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Данная рабочая программа по физической культуре для обучающихся с задержкой
психического развития направлена на укрепление здоровья детей, совершенствование их
физического развития, формирование у них общей культуры, обеспечивающей
разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми нравственными и
социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью — усвоение
определённых знаний по физической культуре и охране здоровья, двигательных умений и
навыков, формирование приёмов деятельности, необходимых для коррекции недостатков
развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.
Освоение физической культуры в школе направлено на реализацию следующих задач:
- укрепление здоровья, профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной
систем и опорно-двигательного аппарата, содействие гармоническому физическому
развитию;
- освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной
жизнедеятельности,
- развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации,
гибкости);
- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня, установки на
сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;
развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.
Коррекционные задачи физической культуры заключаются в формировании жизненных
компетенций:
- исправление недостатков физического и психического развития посредством
специальных упражнений;
- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
- овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и
ограничениях его физических функций, возможностях компенсации;
- формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной
активностью, самостоятельностью и независимостью; - овладение умениями включаться в
занятия, дозировать физическую нагрузку.
УМК
Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебники для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва
«Просвещение».

Предметная область «Шахматы»
Шахматы
Программа курса «Шахматы» предназначена для обучающихся 1-4-х классов
начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией

И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и
обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя, (авт. И.Г.Сухин).
Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации
и планомерного формирования шахматной учебной деятельности, способствующей
личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию
воспитанника.
Дети с ОВЗ испытывают трудности при освоении шахмат. Особенностью развития
детей с ОВЗ является наличие дефектов произношения, небольшой словарный запас, что
мешает им понять и усвоить смысл.
Для учащихся с ОВЗ в ходе изучения программного материала акцент будет
делаться на коррекционную направленность обучения, которая состоит, прежде всего, в
работе над дикцией, мелкой моторикой.
Главная задача педагога - научить детей правильно применять правила.
Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации
и планомерного формирования шахматной деятельности, способствующей личностному,
коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника.
Актуальность программы связана с необходимостью развития шахматной
деятельности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа даёт возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области
шахмат. Доказано, что занятия по шахматам для детей имеют особое значение, потому что
двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных
процессов.
В обучении
у ребёнка также развивается слуховая и зрительная память,
внимательность, усидчивость и навыки предвидения результата.
Программа «Шахматы» позволяет реализовать требования федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования –
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного
информационного общества. Стержневым моментом организации занятий становится
деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается
широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых
ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в
начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали
профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную
направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в
ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в
обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к
концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения
в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и
искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды
спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в
шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка
сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по
таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся
популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и
многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным
занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде
деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но
и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего
плана действий - способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению
логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир
шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у
детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В
начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается
развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению
личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих
способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать
победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних
пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и
увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на
организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в
активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост
нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития
личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных
личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре
в шахматы.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений,
поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость,
осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же
самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным
потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения
мобилизировать и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку,
распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому
себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в
душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого,
шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент
развития их творческого мышления.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся,
формированияобщей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.
Задачи:
 создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
 формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения
производить логические операции);
 воспитывать потребность в здоровом образе жизни.


Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом.




Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного
материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
 принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
 принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом;
 принцип целостного представления о мире – при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
 принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
 принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у
детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать
внутренний
план
действий,
развивать
пространственное
воображение,
целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные
решения и нести ответственность за них.
УМК
И.Г. Сухин. Учебники для учащихся 1-4 классов начальной школы в 2-х частях. Обнинск.
Духовное возрождение.

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»

Рабочая программа курса «Основы православной культуры» для 4 класса разработана
в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273
от 29.12.2012 г., приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26
ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации" от 6 октября 2009 г. № 373, на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учебным планом, на
основе действующей программы для общеобразовательных учреждений и программы
«Основы религиозных культур и светской этики» (включающий 6 составляющих
(модулей): основы православной культуры, основы исламской культуры, основы
буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур,
основы светской этики) и учебно-методического комплекта Кураева А.В. «Основы
духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» – М.:
Просвещение, с учётом гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях ».
Цель курса «Основы православной культуры» формирование у младшего
подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и
уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений

Задачи курса «Основы православной культуры»
 знакомство обучающихся с основами православной культуры;
 развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени
основной школы;
 развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Введение в учебный процесс школ курса «Основы православной культуры» - еще один
шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной
политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях,
направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного
гражданина России.
Курс, раскрывающий основы православной культуры, предлагается изучать на
переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по
месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между
двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны,
учебный курс ОПК дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир»,
с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет
начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с
нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций
России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
УМК
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
православной культуры 4 -5кл. – М.: Просвещение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».