Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов ФГОС ООО

Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов ФГОС
ООО
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения
основного общего образования, Примерной программой по русскому языку, М.
Просвещение, 2014 г. и Рабочей программой по русскому языку для 5-9 классов.
Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.
5-9 классы – М.: Просвещение, 2014.)
Обоснование выбора программы. Важной отличительной особенностью данной
программы является новизна подходов к преподаванию русского языка с учетом
ФГОС ООО, ее направленность на усвоение элементов современной теории и
практики речевого общения, теории и практики речевой деятельности, формирование
навыков метапредметных и личностных результатов через универсальные учебные
действия.
При выборе УМК предметной линии учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.
Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. учитывалась специфика контингента учащихся,
соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся данной
школы, соответствие программы ФГОС ООО, завершенность учебной линии, подход в
структурировании учебного материала: от частного к общему, доступность и
системность изложения теоретического материала.
Актуальность. В системе школьного образования учебный предмет «Русский
язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством
обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Специфика. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами
обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и
словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного
языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как
развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится
работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений
и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о
графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий
пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа
включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков,
которыми должны овладеть учащиеся.
1.2. Общие цели учебного предмета:
* воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку,
сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

1

* развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях общения;
* готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке, его
устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения,
стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого
этикета;
* обогащение словарного запаса и расширение круга используемых
грамматических средств;
* формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации
общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию; * применение полученных знаний и умений в собственной
речевой практике.
Задачи обучения:
* развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо;
* формирование универсальных учебных действий: познавательных,
регулятивных, коммуникативных;
* формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков,
овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся.
1.3. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение предмета отводится 677 часов. В том числе: в 5 классе - 170 часов ; в
6 классе – 170 часов; в 7 классе – 136 часов; в 8 классе – 102 часа; в 9 классе – 99
часов.
1.4 Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах:
1) Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 5 кл.
Научный редактор – Шанский Н.М. М.. Просвещение.
2) Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 6 кл.
Научный редактор – Шанский Н.М.М., Просвещение
3) Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 7 кл.
Научный редактор – Шанский Н.М. М,Просвещение
4) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М.
Русский язык 8 кл. М, Просвещение
5) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М.
Русский язык 9 кл. М, Просвещение
2. Планируемые результаты образования
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
2

интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения; - адекватное восприятие на слух текстов разных
стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной
и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров
с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме; - владение разными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления;
- умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых
явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в
спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения
в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общении.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом:
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык
и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
3. Общая характеристика курса
Содержание русского языка в основной школе обусловлено нацеленностью
образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей
обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает
4

формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и
культуроведческой компетенции.
Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система,
фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами
беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений,
изложений, диктантов, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы.
Технологии:
развивающего
обучения,
дифференцированного
обучения,
информационно-коммуникативные, здоровьесбережения, системно - деятельностный
подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения, игровые
технологии.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального
опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных,
выборочных, творческих, свободных, диктантов с грамматическими заданиями, тестов,
проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный
диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».