Положение об организации индивидуального обучения на дому.pdf

1. Общие положения.
1.1.
Настоящее Положение «Об организации индивидуального обучения на дому
с обучающимися, освобожденными от посещения общеобразовательного
учреждения по состоянию здоровья», определяет порядок получения
общего образования, предусмотренный Законом «Об образовании в
Российской Федерации » № 273-ФЗ от 2013 года (статья 34, 42, 79).
1.2.
Положение разработано в соответствии с
















2.

Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
12.2012 года (пункт 5 статья 41);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11.2008 года № 362"О
внесении изменений в Положение о формах и порядке проведения
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные
общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования»;
Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 19 декабря 2011 г. N 2854
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 марта
2009 г. № 70 «Порядок проведения государственного выпускного экзамена»;
Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая
2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст.
2603; N 26, ст. 3350; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 28, ст. 4214; N 37, ст. 5257;
N 47, ст. 6650, ст. 62), пунктом 5.2.8
Письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1998 г. № 17-2536 “Об индивидуальном обучении больных детей на дому”;
Письмом Министерства Просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения
РСФСР от 8/28.07.1980 г. № 281-М/17-13-186 “Перечень заболеваний, по поводу
которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от
посещения массовой школы”
Приказом № 94 от 16.05.1985 г. “Об утверждении инструкции о порядке
исчисления заработной платы работников просвещения в новой редакции и
перечня работников, которым устанавливаются доплаты за совмещение
профессий”;
Письмом Министерства образования Российской Федерации от 12.01.1993 г. № 1032-т п. 2.11 “Перечень компенсационных доплат и повышения ставок заработной
платы (должностных окладов) работников образовательных учреждений”;
Положением о порядке исчисления заработной платы работников муниципальных
образовательных учреждений города Новосибирска. Постановление мэра от
22.05.2006 года № 575.
1.3. Положение регулирует деятельность МБОУ СОШ № 5, реализующего
программы Федерального государственного образовательного стандарта в
части организации индивидуального обучения на дому с обучающимися,
освобожденными от посещения общеобразовательного учреждения по
состоянию здоровья (далее индивидуальное обучение).
1.4. Индивидуальное обучение организуется на
всех уровнях общего
образования для лиц, которым по состоянию здоровья рекомендовано
обучение
на
дому
лечебно-профилактическим
учреждением
здравоохранения.
Перевод обучающихся на индивидуальное обучение.

Основанием для перевода обучающихся на индивидуальное обучение
являются медицинское заключение КЭК (консультационно-экспертной
комиссии), заверенное гербовой печатью, и письменное заявление
родителей
(законных
представителей)
на
имя
руководителя
общеобразовательного учреждения.
2.2. Сроки перевода обучающихся на
индивидуальное обучение
регламентируются сроками действия медицинского заключения.
2.3. При переводе обучающихся на индивидуальное обучение директор школы
или его заместитель по УВР обязаны ознакомить родителей (законных
представителей) с настоящим Положением и внести соответствующие
изменения в договор о сотрудничестве между гимназией и родителями
(законными представителями).
2.4. Основанием для начала и проведения обучения больных детей на дому
является приказ директора гимназии, для подготовки которого заместитель
директора по учебной работе обязан представить следующие документы:
2.5. Заключение медицинской организации (справка КЭК);

заявление родителей (законных представителей), в котором указывается
фамилия, имя ребенка, домашний адрес, телефон, класс, срок обучения;

докладная записка заместителя по УВР, в которой указываются фамилия,
имя, отчество учителей, которые будут осуществлять индивидуальное
обучение школьника,
количество часов на предмет, № справки
медицинского учреждения, кем выдана, условия оплаты труда педагога;

заявление педагогов на согласие вести индивидуальную работу с ребенком;

приказ об организации обучения на дому;

наличие утвержденных учебных планов;

расписание занятий.
2.6. Индивидуальное обучение на дому не является основанием для исключения
обучающихся, перевода в другой класс параллели, перевода в другое
общеобразовательное учреждение.
2.7. Учащийся, проживающий на микрорайоне е другой школы и имеющий
заключение медицинского учреждения на обучение больного ребенка на
дому (на период болезни), по заявлению родителей (законных
представителей) может быть переведен в школу по месту жительства вне
зависимости от наполняемости класса.
2.7. При переводе обучающихся на индивидуальное обучение на дому классный
руководитель на начало учебного года обязан внести обучающихся в
списочный состав класса, заполнить на них сведения о родителях (законных
представителей) в классном журнале и совместно с медицинским работником
школы - листок здоровья.По окончании срока действия медицинского
заключения администрация гимназии обязана совместно с родителями
(законными представителями) решить вопрос о дальнейшей форме обучения.
2.8. При невозможности организовать обучение на дому по следующим причинам:
неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, наличие в доме
агрессивных животных и других явлений, опасных для жизни и здоровья
учителей
(согласно
акту
обследования),
администрация
общеобразовательного
учреждения
имеет
право
осуществлять
индивидуальное обучение в условиях данного образовательного учреждения
2.1.

2. Организация образовательного процесса
3.1. При индивидуальном обучении на дому для получения начального общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
реализуются
общеобразовательные
программы,
обеспечивающие
выполнение

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7.

3.8.

3.9.

3.10.
3.11.
3.12.

3.13.

3.14.

Федерального государственного образовательного стандарта с учетом
психофизического развития и возможностей обучающихся.
Содержания образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Основным принципом организации образовательного процесса для
обучающихся на индивидуальном обучении является обеспечение щадящего
режима проведения занятий.
Организация учебного процесса регламентируется учебным планом
общеобразовательного учреждения за исключением предметов, к изучению
которых имеются медицинские противопоказания (физическая культура,
технология и т.д.), годовым календарным графиком и расписанием занятий,
которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением
самостоятельно. Недельная учебная нагрузка определяется с учетом
индивидуальных
особенностей
и
психофизических
возможностей
обучающихся в объеме: В I - IV классах - до 8 часов в неделю;
В V - VIII классах - до 10 часов в неделю;
В IX классах - до 11 часов в неделю;
В X - XI классах - до 12 часов в неделю.
При распределении учебных часов по предметам следует учитывать
индивидуальные особенности, психофизические возможности больных
детей. В пределах выделенных часов по классам разрешается включать
учебные дополнительные предметы.
Расписание занятий составляется каждым учителем-предметником на
основании недельной учебной нагрузки, согласовывается с родителями
(законными представителями) и утверждается директором МБОУ СОШ № 5.
По медицинским показаниям и заявлению родителей (законных
представителей) часть занятий может проводиться в школе; при этом
общеобразовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье
обучающихся в период пребывания их там.
Выбор формы занятий зависит от возможностей обучающихся, сложности и
характера течения заболевания, особенностей эмоционально-волевой сферы,
рекомендаций лечебно-профилактических учреждений, возможности
кратковременного пребывания обучающихся в общеобразовательном
учреждении.
Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении, на
дому и комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на
дому. Занятия в учреждении проводятся индивидуально,
При индивидуальном обучении обучающиеся имеют право пользоваться
учебной литературой из библиотечного фонда школы.
Контроль своевременного проведения занятий и выполнением учебного
плана возлагается на заместителя директора по учебной работе
В случае болезни учителя (не позже, чем через неделю) администрация
школы, с учетом кадровых возможностей, обязана произвести замещение
занятий с больным учеником другим учителем.
В случае болезни ученика (стационарное лечение, отъезд в санаторий)
учитель обязан отработать непроведенные часы. Сроки согласовываются с
родителями обучаемого.
На каждого из обучающихся на индивидуальном обучении заводится журнал
учета успеваемости, где отражается прохождение программного материала

по всем предметам учебного плана, фиксируются домашние задания и
оценивается текущая успеваемость с выставлением оценок и отметок.
4. Права и обязанности участников образовательного процесса,
реализуемого в форме индивидуального обучения на дому
Участникам образовательного процесса, реализуемого в форме индивидуального
обучения на дому, являются обучающиеся, их родители (законные представители),
педагогические работники (учителя, администрация).
4.1. Права и обязанности обучающихся в форме индивидуального обучения
на дому
4.1.1.Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому имеет право:
 получать полное общее образование в соответствии с государственным
стандартом;
 вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;
 на уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных
взглядов и убеждений, свободу информации, а также – моральное и материальное
поощрение за успехи в обучении.
4.1.2.Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому обязан:
 соблюдать требования образовательного учреждения, прописанные в локальных
актах школы;
 добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению
образовательных программ;
 уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения;
 соблюдать расписание занятий;
 находиться дома в часы, отведенные для занятий согласно индивидуальному
расписанию;
 вести дневник, тетради (если нет соответствующих медицинских ограничений).
4.2. Права и обязанности родителей (законных представителей)
4.2.1.Родители (законные представители) детей имеют право:
защищать законные права ребенка;
 вносить предложения по организации образовательного процесса и содержанию
образовательных программ, аргументировав их необходимость, но с учетом
физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и творческих
интересов ребенка;
 обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации
образовательного учреждения.
4.2.2.Родители (законные представители) детей обязаны:
 выполнять требования образовательного учреждения, прописанные в локальных
актах школы;
 поддерживать и стимулировать интерес ребенка к процессу образования;
 своевременно информировать учителя о рекомендациях врача, особенностях
режима дня ребенка, а образовательное учреждение – об отмене или
возобновлении занятий (по уважительным причинам);
 создавать для ребенка и учителя оптимальные рабочие условия для проведения
занятий дома;
 контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий.
4.3. Права и обязанности педагогических работников

4.3.1. Учитель, осуществляющий педагогическую деятельность в форме индивидуального
обучения на дому, обязан:
 знать специфику заболевания, особенности режима дня и организации домашних
 занятий;
 выполнять государственные программы с учетом физиологических возможностей,
 интеллектуальных способностей и интересов детей;
 развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и
 художественной литературой;
 контролировать учебную нагрузку, а также ведение учеником дневника
 (расписание, аттестация, запись домашних заданий) и расписываться в нем, не
допускать утомления ребенка, составлять индивидуальные планы проведения
уроков;
 своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий, предоставлять
родителям (законным представителям) его на подпись после каждого проведенного
урока.
4.3.2.Классный руководитель обязан:
 согласовывать расписание занятий с родителями (законными представителями) и
учителями – контролировать ведение дневника;
 поддерживать связь с обучающимся и его родителями (законными
представителями), собирать информацию об индивидуальных особенностях
учащихся, состоянии здоровья и впечатлениях о процессе обучения;
 своевременно информировать администрацию школы о всех нарушениях в
образовательном процессе.
4.3.3.Администрация школы обязана:
 готовить нормативные документы по организации образовательного процесса;
 контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального
обучения, аттестацию учащихся, оформление документации не реже одного раза в
четверть;
 контролировать своевременность проведения занятий на дому, ведение журнала ;
 обеспечивать процесс обучения на дому квалифицированными кадрами;
 своевременно информировать родителей (законных представителей) о всех
изменениях в образовательном процессе.
5. Порядок управления образовательным процессом
5.1. Общее руководство образовательным процессом в форме индивидуального
обучения на дому осуществляется администрацией школы.
5.2. В компетенцию администрации образовательного учреждения входят следующие
управленческие действия:
 принятие решения об организации образовательного процесса;
 разработка и утверждение локального акта школы – Положение об организации
образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому;
 контроль за организацией и осуществлением образовательного процесса;
 контроль за распределением и использованием денежных средств.
6. Примерное содержание папки «Индивидуальное обучение на

дому»
В папку рекомендуется включить следующие документы:
1 Положение о формах получения образования в образовательных учреждениях
города, региона (Положение об организации индивидуального обучения на дому;
2 приказы (копии) «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» на
каждого учащегося;
3 Справки (копии) из медицинского учреждения о рекомендации обучения;

Расписание уроков индивидуального обучения (на каждого ученика), письменного
согласованное с родителями;
5 Список учителей, работающих в форме индивидуального обучения;
6 Учебно-методические комплекты индивидуального обучения на дому (программы,
учебники, учебные пособия, тематические и поурочные планирования, тексты
проверочных и контрольных работ);
7 План внутришкольного контроля индивидуального обучения;
8 Справки по внутришкольному контролю индивидуального обучения на дому;
9 Заявления родителей (законных представителей);
10 Рекомендации психолога, логопеда по работе с детьми, обучающимися на дому.
4

7.1.

7.2.

7.3.

7.4.

7. Оформление классного журнала и журнала индивидуальных занятий
На каждого учащегося оформляется журнал индивидуальных занятий, куда
заносятся даты занятий в соответствии с расписанием, согласованным с родителями
(законными представителями) обучающегося и утвержденными руководителем
образовательного учреждения, содержание пройденного материала, количество
часов. Отметки текущей аттестации выставляются в журнал индивидуальных
занятий. После проведения учителем урока родитель (законный представитель)
ставит свою подпись в журнале (можно в графе «Домашнее задание»). На основании
этих записей производится оплата труда педагогических работников.
В классном журнале на левой развернутой странице листа в отметочной строке
напротив фамилии учащегося, осваивающего общеобразовательные программы в
форме обучения на дому, делается запись: «образование на дому, приказ от _______
№ _______». Четвертные, триместровые, полугодовые, годовые, итоговые отметки
переносятся из журнала индивидуального обучения на дому, подписанного
родителями (законными представителями), в классный журнал соответствующего
класса. Таким же образом в классный журнал соответствующего класса вносятся
сведения о переводе из класса в класс, о выпуске из образовательного учреждения. В
журнал класса, в котором есть обучающиеся на дому, вкладывается копия приказа
В случает частичной порчи (полной утраты) журнала индивидуального обучения
на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа (полной
утраты документа) и выносится решение по данному факту. В случае
невосполнимости
данных
испорченного
журнала
комиссия
составляет
соответствующий акт списания и принимает решение о перенесении сохранившихся
данных в новый журнал. Утраченные данные восстанавливаются по имеющимся в
распоряжении учителя документам: дневник, тетрадь учащегося.
Журнал индивидуального обучения на дому хранится в архиве учреждения 5 лет.
8. Примерный учебный план обучения на дому
Предмет

Русский язык
Литература
Математика
(алгебра/геометрия)
Окружающий мир/ ОБЖ
Биология
Химия

1
2
2
2

2
2
1
2

1

1

3
3
1
3

4
3
1
3

Учебная нагрузка, ч/неделю
5
6
7
8
9
3
3
2
2
2
1
1
1
1
1
4
3
2/1
1,5/1
2/1

1

1/0
1/0

1/0
1

10
1
2
2/1

11
1
2
2/1

1
1

1
1

Физика
География
История
Иностранный язык
Итого часов:

8

1
8

1
8

1
8

1
1
10

1
1
1
10

1/0
0/1
1
1
10

0/1
1
1
1
10

1
0/1
1
1
11

1
1
1
1
12
(10)

1
2
1
12
(10)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».