АРП матем 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2 КЛАССА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(вариант 7.2.)

2

1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся с ЗПР разработана
на основе:

Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ. От
29.12.2012г.

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно –
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
В соответствии с новыми требованиями предлагаемый начальный курс математики имеет целью:
– математическое развитие обучающегося: использование математических представлений для
описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении;
формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического
мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности
различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
– развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических, включая
знаково-символические, а также аксиоматические представления, формирование элементов
системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач),
систематизацию и структурирование знаний, моделирование и т.д.
– освоение обучающимися начальных математических знаний: формирование умения решать
учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов,
сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации,
вариантов); понимать значение величин и способов их измерения.
– воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления
использовать математические знания в повседневной жизни.
Для достижения поставленных целей изучения математики в начальной школе необходимо
решение следующих практических задач:
- развитие мышления как основа развития других психических процессов (внимания, памяти,
воображения, математической речи и способностей);
- формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами
познания окружающего мира (измерения, наблюдения, моделирования); приёмов мыслительной
деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); способов организации
учебной деятельности (планирования, самоконтроль, самооценка).
Особенностью рабочей программы по предмету является введение программы коррекционной
работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР
Направления коррекционной работы
Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в
программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая
деятельность учащихся, геометрический материал, а также разнообразные задания графического
характера — для коррекции мелкой моторики пальцев рук и подготовки к письму цифр.
3

2 . Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего
школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим
языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Основная дидактическая идея курса, раскрываемая в учебниках 1 – 4 классов, может быть
выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для
решения частного». Логико-дидактической основой реализации первой части формулы
является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической
работой по формированию у обучающихся таких приемов умственной деятельности как анализ
и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к
самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы
предусматривает дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения
конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач. Система
заданий направлена на то, чтобы суть предмета постигалась через естественную связь
математики с окружающим миром (знакомство с тем или иным математическим понятием
осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной
ситуации).
Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение геометрического
материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых
затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных
линий невозможно достичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир,
прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Изучение
же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным
паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое
внимание уделяется способам и технике устных вычислений.
Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие в течение
четырех
лет
пяти
основных
содержательных
линий: арифметической, геометрической, величинной,алгоритмической (обучение решению
задач) и информационной (работа с данными). Что же касается вопросов алгебраического
характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом,
арифметической и алгоритмической.
Характеристика коррекционного курса
Курс направлен на:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях. Освоение
возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в
зависимости от ситуации общения. Освоение необходимых учащемуся социальных ритуалов.
Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с
людьми разного социального статуса.
Формирование внимания и интереса учащегося к новизне и изменчивости окружающего мира,
понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой. Формирование
умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия учащегося с бытовым окружением,
миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и
безопасности.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Количество часов, отводимое во 2 классе на изучение предмета «Математика», составляет
136 часов в год (4 часа в неделю).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного
4

предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
Понимание математических отношений является средством познания закономерностей
существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в
обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей,
изменение формы, размера и т.д.);
Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются
условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры,
сокровища искусства и культуры, объекты природы);
Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет
ученику совершенствовать деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить
логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

5. Планируемые результаты освоения учебного предмета,
коррекционного курса
















Личностные результаты
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для
развития общей культуры человека;
развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или
опровергать их;
применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность
договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и
объективно оценивать свой вклад в общий результат;
осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе
при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым
людям;
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в
реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих
силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения
математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными
информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных
учебных проблем, задач.
Метапредметные результаты
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные
действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое;
причина-следствие; протяжённость);
применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация
(группировка), обобщение;
приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения
учебных и житейских задач;
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи,
текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:
5

 проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса
математики;
 понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать,
характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
 применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
3) Работа с информацией:
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию
в разных источниках информационной среды;
 читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
диаграмму, другую модель);
 представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать
утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и
источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
 конструировать утверждения, проверять их истинность;
 строить логическое рассуждение;
 использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
 формулировать ответ;
 комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с
использованием изученной терминологии;
 в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы,
высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей
правоты, проявлять этику общения;
 создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например,
геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция
(например, измерение длины отрезка);
 ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;
 составлять по аналогии; самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым
изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в
процессе обучения.
2) Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления
ошибок.
3) Самооценка:
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным
средствам обучения, в том числе электронным);
оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
 участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы
(например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов,
приведения примеров и контрпримеров);
 согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа
информации;
 осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть
возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их
предупреждения.
6

Предметные результаты
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
 читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100;
 находить число большее/меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100);
большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20);
 устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со
скобками/без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100;
 выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 устно и
письменно; умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения;
 называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение); деления
(делимое, делитель, частное);
 находить неизвестный компонент сложения, вычитания; использовать при выполнении
практических заданий единицы величин длины (сантиметр, дециметр, метр), массы
(килограмм), времени (минута, час); стоимости (рубль, копейка); преобразовывать одни
единицы данных величин в другие;
 определять с помощью измерительных инструментов длину; определять время с помощью
часов; выполнять прикидку и оценку результата измерений; сравнивать величины длины,
массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на»;
 решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок,
таблица или другая модель);
 планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде
арифметического действия/действий, записывать ответ;
 различать и называть геометрические фигуры: прямой угол; ломаную, многоугольник;
 выделять среди четырехугольников прямоугольники, квадраты;
 на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник; чертить прямой угол,
прямоугольник с заданными длинами сторон;
 использовать для выполнения построений линейку, угольник;
 выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки; находить длину
ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев, периметр прямоугольника (квадрата);
 распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все»,
«каждый»;
 проводить одно-двухшаговые логические рассуждения и делать выводы;
 находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических
фигур);
 находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур);
 представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять
строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении
геометрических фигур);
 сравнивать группы объектов (находить общее, различное);
 обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; подбирать примеры,
подтверждающие суждение, ответ;
 составлять (дополнять) текстовую задачу;
 проверять правильность вычислений.
Планируемы результаты коррекционного курса:
Планируемые результаты сформированности социальных (жизненных)
компетенций:
Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю
необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения.
Умение различать социальные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её
разрешения, и те, где помощь со стороны не требуется.
7

Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт. Умение
адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы. Умение
вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным
статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от
нежелательного контакта.
Представления об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах
поведения в обществе.
Развитие у обучающегося любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую
деятельность. Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание условий
собственной результативности.
Умение ориентироваться в реалиях природных явлений.
Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для
себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.
Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером
наличной ситуации.
Умение прогнозировать последствия неправильного, неаккуратного, неосторожного
использования вещей.
Планируемые результаты специальной поддержки:
Проявление желания усваивать новый учебный материал.
Использование речевых возможностей на уроках при ответах и в других ситуациях
общения, знакомство со способами учебно-познавательной и предметно-практической
деятельности;
Овладение первоначальными навыками умения ставить и удерживать цель деятельности;
планировать действия; определять и сохранять способ действий; стремиться к
самоконтролю;
Владение первоначальными навыками осуществления словесного отчёта о процессе и
результатах деятельности.
Специфические результаты:
Развитие ориентировки в пространстве.
Активизация устной математической речи.
Расширение словарного запаса.
Развитие графических навыков, точности и глазомера.
Развитие логического и знакового мышления.

6. Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины»,
«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и
геометрические фигуры», «Математическая информация».
Числа и величины
Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, сравнение Запись равенства,
неравенства Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц/десятков; разностное
сравнение чисел.
Величины: сравнение по массе (единица массы — кило- грамм); измерение длины (единицы
длины — метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), времени (единицы времени — час, минута) Соотношение между единицами величины (в пределах 100), его применение для
решения практических задач
Арифметические действия
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд
Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Переместительное, сочетательное
свойства сложения, их применение для вычислений Взаимосвязь компонентов и результата
8

действия сложения, действия вычитания Проверка результата вычисления (реальность
ответа, обратное действие)
Действия умножения и деления чисел в практических и учебных ситуациях Названия
компонентов действий умножения, деления.
Табличное умножение в пределах 50 Табличные случаи умножения, деления при
вычислениях и решении задач. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь
компонентов и результата действия умножения, действия деления.
Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; его нахождение.
Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения Порядок выполнения действий в
числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок)
в пределах 100 (не более трех действий); нахождение его значения. Рациональные приемы
вычислений: использование переместительного и сочетательного свойства.
Текстовые задачи
Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. План
решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических действий.
Запись решения и ответа задачи. Решение текстовых задач на применение смысла
арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Расчётные задачи на
увеличение/ уменьшение величины на несколько единиц/в несколько раз. Фиксация ответа к
задаче и его проверка (формулирование, проверка на достоверность, следование плану,
соответствие поставленному вопросу).
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, прямой угол, ломаная,
многоугольник. Построение от резка заданной длины с помощью линейки. Изображение на
клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата с заданной длиной
стороны. Длина ломаной. Измерение периметра данного/изображенного прямоугольника
(квадрата), запись результата измерения в сантиметрах.
Математическая информация
Нахождение, формулирование одного-двух общих
признаков набора математических
объектов: чисел, величин, геометрических фигур. Классификация объектов по заданному или
самостоятельно
установленному
признаку.
Закономерность в ряду чисел,
геометрических фигур, объектов повседневной жизни. Верные (истинные) и неверные
(ложные) утверждения, со- держащие количественные, пространственные отношения,
зависимости между числами/величинами Конструирование утверждений с использованием
слов «каждый», «все». Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос
информации, представленной в таблице (таблицы сложения, умножения; график дежурств,
наблюдения в природе и пр.) Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем,
изображений) готовыми числовыми данными. Алгоритмы (приёмы, правила) устных и
письменных вычислений, измерений и построения геометрических фигур. Правила работы с
электронными средствами обучения (электронной формой учебника, компьютерными
тренажёрами).
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
- наблюдать математические отношения (часть-целое, больше-меньше) в окружающем мире;
-характеризовать назначение и использовать простейшие измерительные приборы
(сантиметровая лента, весы);
- сравнивать группы объектов (чисел, величин, геометрических фигур) по самостоятельно
выбранному основанию;
- распределять (классифицировать) объекты (числа, величины, геометрические фигуры,
текстовые задачи в одно действие) на группы;
- обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; вести поиск различных
решений задачи (расчётной, с геометрическим содержанием);
- воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении,
- содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок);
9

- устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым
описанием;
- подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ.
Работа с информацией:
извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой, графической (рисунок,
схема, таблица) форме, заполнять таблицы;
устанавливать логику перебора вариантов для решения простейших комбинаторных задач;
дополнять модели (схемы, изображения) готовыми числовыми данными.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
комментировать ход вычислений; объяснять выбор величины, соответствующей ситуации
измерения;
составлять текстовую задачу с заданным отношением (готовым решением) по образцу;
использовать математические знаки и терминологию для описания сюжетной ситуации;
конструирования утверждений, выводов относительно данных объектов, отношения;
называть числа, величины, геометрические фигуры, обладающие заданным свойством;
записывать, читать число, числовое выражение; приводить примеры, иллюстрирующие
смысл арифметического действия; конструировать утверждения с использованием слов
«каждый», «все».
Универсальные регулятивные учебные действия:
следовать установленному правилу, по которому составлен ряд чисел, величин,
геометрических фигур;
организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы с
математическим материалом;
проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия,
обратного действия;
находить с помощью учителя причину возникшей ошибки и трудности.
Совместная деятельность:
принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных
учителем или самостоятельно;
участвовать в парной и групповой работе с математическим материалом: обсуждать цель
деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения других
участников, готовить презентацию (устное выступление) решения или ответа;
решать совместно математические задачи поискового и творческого характера (определять с
помощью измерительных инструментов длину, определять время и продолжительность с
помощью часов;
выполнять прикидку и оценку результата действий, измерений);
совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы.
Содержание
внутрипредметного
модуля
"Секреты
математики" Арифметические действия
Счёт десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100. Занимательные вычисления в
пределах 100. Применение изученных приёмов вычислений. Игры на умножение и деление
на 2 и 3. Решение уравнений.
Исследование, составление и решение задач. Математика вокруг нас. Задачи на логику.
Математические ребусы, загадки. Логические цепочки. Математические лабиринты.
Магические квадраты. Знакомство с оригами.
Геометрические фигуры, величины
Знакомство с видами углов. Симметричные фигуры. Ось симметрии. Прямоугольник и его
секреты. Измерение в миллиметрах мелких предметов. Измерение длины и ширины,
нахождение периметра. Способы измерения отрезков. Составление узоров из
геометрических фигур. Рубль и копейка. Определение времени по часам.
Содержание коррекционного курса:
10

Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в
программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая
деятельность учащихся, геометрический материал, а также разнообразные задания
графического характера — для коррекции мелкой моторики пальцев рук и подготовки к
письму цифр.
Своеобразие в обучении математике детей с ЗПР особенно отчетливо проявляется на
первоначальном этапе. Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные
задачи:
 обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане
без наглядных опор, в умственном плане);
 формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
 развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
 активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
 активизация словаря учащихся в единстве с формированием математических понятий;
 воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;
 развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.
На уроках математики решаются как общие с образовательной школой, так и
специфические коррекционные задачи:
Формирование навыков самоконтроля, развитие целеустремлѐнности внимания, быструю
переключаемость внимания; воспитывать устойчивое внимание.
Развитие умения делать словесно - логические обобщения, группировать предметы, выделять
из общего частное, учить делать выводы, применять правила при выполнении упражнений,
развивать регулирующую функцию мышления.
Развитие устной и письменной речи (порождение связного письменного высказывания с
использованием математических терминов, понятий).

11

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и
тем программы

Всего

Контрольны
е работы

Раздел 1. Числа и величины
1.1
Числа
9
1.2
Величины
10
Итого по разделу
19
Раздел 2. Арифметические действия
2.1
Сложение и вычитание
19
2.2
Умножение и деление
25
Арифметические действия с
2.3
12
числами в пределах 100
Итого по разделу
56
Раздел 3. Текстовые задачи
3.1
Текстовые задачи
11
Итого по разделу
11
Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры
4.1
Геометрические фигуры
10
4.2
Геометрические величины
9
Итого по разделу
19
Раздел 5. Математическая информация
5.1
Математическая информация
14
Итого по разделу
14
Повторение пройденного материала
9
Итоговый контроль (контрольные и
8
8
проверочные работы)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
136
8
ПРОГРАММЕ

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

0

12

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

1
2

3

4

5
6
7
8

Тема урока

Числа от 1 до 100: действия с числами
до 20. Повторение
Устное сложение и вычитание в
пределах 20. Повторение
Числа в пределах 100: чтение, запись.
Десятичный принцип записи чисел.
Поместное значение цифр в записи
числа. Десяток. Счёт десятками до
100. Числа от 11 до 100
Числа в пределах 100: десятичный
состав. Представление числа в виде
суммы разрядных слагаемых
Числа в пределах 100: упорядочение.
Установление закономерности в
записи последовательности из чисел,
её продолжение
Входная контрольная работа
Свойства чисел: однозначные и
двузначные числа
Работа с величинами: измерение

Всего

Контрольные
работы

1
1

1

1

1
1
1
1

1

Практические
работы

Дата
изучени
я

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

9
10
11
12
13
14

15

16

17

18
19

длины (единица длины — миллиметр)
Измерение величин. Решение
практических задач
Сравнение чисел в пределах 100.
Неравенство, запись неравенства
Работа с величинами: измерение
длины (единица длины — метр)
Увеличение, уменьшение числа на
несколько единиц/десятков
Работа с величинами: измерение
длины (единицы длины — метр,
дециметр, сантиметр, миллиметр)
Работа с величинами. Единицы
стоимости: рубль, копейка
Соотношения между единицами
величины (в пределах 100).
Соотношения между единицами:
рубль, копейка; метр, сантиметр
Решение текстовых задач на
применение смысла арифметического
действия (сложение, вычитание)
Чтение, представление текста задачи
в виде рисунка, схемы или другой
модели
Верные (истинные) и неверные
(ложные) утверждения, содержащие
зависимости между
числами/величинами
Представление текста задачи разными

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1
1

20

21

22
23

24

25
26
27

28

способами: в виде схемы, краткой
записи
Закономерность в ряду чисел,
геометрических фигур: её объяснение
с использованием математической
терминологии
Фиксация ответа к задаче и его
проверка (формулирование, проверка
на достоверность, следование плану,
соответствие поставленному вопросу)
Работа с величинами: измерение
времени. Единица времени: час
Распознавание и изображение
геометрических фигур: ломаная.
Длина ломаной
Измерение длины ломаной,
нахождение длины ломаной с
помощью вычислений. Сравнение
длины ломаной с длиной отрезка
Работа с величинами: измерение
времени (единицы времени — час,
минута). Определение времени по
часам
Разностное сравнение чисел, величин
Работа с величинами: измерение
времени (единицы времени – час,
минута). Единицы времени – час,
минута, секунда
Составление, чтение числового
выражения со скобками, без скобок

1

1

1
1

1

1
1
1

1

29
30
31

32
33
34

35

36

37

Измерение периметра
прямоугольника, запись результата
измерения в сантиметрах
Сочетательное свойство сложения
Переместительное, сочетательное
свойства сложения, их применение
для вычислений
Характеристика числа, группы чисел.
Группировка чисел по выбранному
свойству. Группировка числовых
выражений по выбранному свойству
Контрольная работа №1
Составление предложений с
использованием математической
терминологии; проверка истинности
утверждений. Составление верных
равенств и неравенств
Дополнение моделей (схем,
изображений) готовыми числовыми
данными. Столбчатая диаграмма;
использование данных диаграммы для
решения учебных и практических
задач
Нахождение, формулирование
одного-двух общих признаков набора
математических объектов: чисел,
величин, геометрических фигур
Устное сложение и вычитание чисел в
пределах 100. Сложение и вычитание
с круглым числом

1
1
1

1
1
1

1

1

1

1

38

39

40

41

42

43
44
45
46

Устное сложение и вычитание чисел в
пределах 100. Прибавление и
вычитание однозначного числа без
перехода через разряд. Вычисления
вида 36 + 2, 36 + 20
Проверка результата вычисления
(реальность ответа, обратное
действие). Проверка сложения и
вычитания. Вычисление вида 36 - 2,
36 - 20
Письменное сложение и вычитание
чисел в пределах 100. Дополнение до
круглого числа. Вычисления вида 26
+ 4, 95 + 5
Письменное сложение и вычитание
чисел в пределах 100. Сложение без
перехода через разряд
Письменное сложение и вычитание
чисел в пределах 100. Вычитание без
перехода через разряд
Письменное сложение и вычитание
чисел в пределах 100. Вычитание
двузначного числа из круглого числа
Контрольная работа №2
Устное сложение и вычитание чисел в
пределах 100. Числовое выражение
без скобок: составление, чтение,
устное нахождение значения
Устное сложение и вычитание чисел в
пределах 100. Числовое выражение со

1

1

1

1

1

1
1
1
1

1

47

48

49

50
51

52

53

54
55
56

скобками: составление, чтение,
устное нахождение значения
Устное сложение и вычитание чисел в
пределах 100. Приемы прибавления
однозначного числа с переходом
через разряд. Вычисления вида 26 + 7
Устное сложение и вычитание чисел в
пределах 100. Приемы вычитания
однозначного числа с переходом
через разряд. Вычисления вида 35 - 7
Верные (истинные) и неверные
(ложные) утверждения, содержащие
количественные, пространственные
отношения
Вычисление суммы, разности
удобным способом
Оформление решения задачи (по
вопросам, по действиям с
пояснением)
Конструирование утверждений с
использованием слов «каждый»,
«все»
Расчётные задачи на
увеличение/уменьшение величины на
несколько единиц
Взаимосвязь компонентов и
результата действия сложения.
Буквенные выражения. Уравнения
Построение отрезка заданной длины
Неизвестный компонент действия

1

1

1

1
1

1

1

1
1
1

57
58
59
60

61

62

63
64
65

сложения, его нахождение. Проверка
сложения
Взаимосвязь компонентов и
результата действия вычитания.
Проверка вычитания
Неизвестный компонент действия
вычитания, его нахождение
План решения задачи в два действия,
выбор соответствующих плану
арифметических действий
Запись решения задачи в два действия
Работа с таблицами: извлечение и
использование для ответа на вопрос
информации, представленной в
таблице (таблицы сложения,
умножения), внесение данных в
таблицу
Работа с таблицами: извлечение и
использование для ответа на вопрос
информации, представленной в
таблице (таблицы сложения,
умножения; график дежурств,
наблюдения в природе и пр.),
внесение данных в таблицу. Проверка
сложения
Классификация объектов по
заданному и самостоятельно
установленному основанию
Сравнение геометрических фигур
Контрольная работа №3

1
1
1
1

1

1

1
1
1

1

66
67
68
69
70

71

72

73

74

75
76

Распознавание и изображение
геометрических фигур:
многоугольник, ломаная
Периметр многоугольника
(треугольника, четырехугольника)
Алгоритм письменного сложения
чисел
Алгоритм письменного вычитания
чисел
Распознавание и изображение
геометрических фигур: точка, прямая,
отрезок
Распознавание и изображение
геометрических фигур: прямой угол.
Виды углов
Правило составления ряда чисел,
величин, геометрических фигур
(формулирование правила, проверка
правила, дополнение ряда)
Письменное сложение и вычитание
чисел в пределах 100. Прибавление и
вычитание однозначного числа с
переходом через разряд
Письменное сложение и вычитание
чисел в пределах 100. Вычисления
вида 52 - 24
Письменное сложение и вычитание
чисел в пределах 100. Прикидка
результата, его проверка
Конструирование геометрических

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1
1

77

78
79
80
81
82
83

84

85
86
87

фигур (треугольника,
четырехугольника, многоугольника)
Сравнение геометрических фигур:
прямоугольник, квадрат.
Протиположные стороны
прямоугольника
Увеличение, уменьшение длины
отрезка на заданную величину. Запись
действия (в см и мм, в мм)
Алгоритмы (приёмы, правила) устных
и письменных вычислений
Письменное сложение и вычитание.
Повторение
Устное сложение равных чисел
Контрольная работа №4
Оформление решения задачи с
помощью числового выражения
Геометрические фигуры: разбиение
прямоугольника на квадраты,
составление прямоугольника из
квадратов. Составление
прямоугольника из геометрических
фигур
Изображение на листе в клетку
квадрата с заданной длиной стороны
Изображение на листе в клетку
прямоугольника с заданными
длинами сторон
Умножение чисел. Компоненты

1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

88
89

90

91
92
93
94
95
96
97
98
99
100

действия, запись равенства
Взаимосвязь сложения и умножения
Применение умножения в
практических ситуациях. Составление
модели действия
Измерение периметра
прямоугольника, запись результата
измерения в сантиметрах. Свойство
противоположных сторон
прямоугольника
Решение задач на нахождение
периметра прямоугольника, квадрата
Применение умножения для решения
практических задач
Нахождение произведения
Решение текстовых задач на
применение смысла арифметического
действия (умножение, деление)
Переместительное свойство
умножения
Контрольная работа №5
Деление чисел. Компоненты
действия, запись равенства
Применение деления в практических
ситуациях
Нахождение неизвестного слагаемого
(вычисления в пределах 100)
Нахождение неизвестного
уменьшаемого (вычисления в

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

101

102

103
104
105
106
107
108
109
110
111
112

пределах 100)
Нахождение неизвестного
вычитаемого (вычисления в пределах
100)
Закономерность в ряду объектов
повседневной жизни: её объяснение с
использованием математической
терминологии
Вычитание суммы из числа, числа из
суммы
Задачи на конкретный смысл
арифметических действий.
Повторение
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение числа 2
Решение задач на нахождение
периметра многоугольника
(треугольника, четырехугольника)
Табличное умножение в пределах 50.
Деление на 2
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение числа 3
Табличное умножение в пределах 50.
Деление на 3
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение числа 4
Табличное умножение в пределах 50.
Деление на 4
Табличное умножение в пределах 50.

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

113
114
115

116

117

118
119
120
121
122
123

Умножение числа 5
Контрольная работа №6
Табличное умножение в пределах 50.
Деление на 5
Расчётные задачи на
увеличение/уменьшение величины в
несколько раз
Порядок выполнения действий в
числовом выражении, содержащем
действия сложения и вычитания (без
скобок) в пределах 100 (2-3 действия);
нахождение его значения
Порядок выполнения действий в
числовом выражении, содержащем
действия сложения и вычитания (со
скобками) в пределах 100 (2-3
действия); нахождение его значения
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение числа 6 и на 6
Табличное умножение в пределах 50.
Деление на 6
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение числа 7 и на 7
Табличное умножение в пределах 50.
Деление на 7
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение числа 8 и на 8
Табличное умножение в пределах 50.
Деление на 8

1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

1

Табличное умножение в пределах 50.
Умножение числа 9 и на 9
Табличное умножение в пределах 50.
125
Деление на 9. Таблица умножения
Умножение на 1, на 0. Деление числа
126
0
Работа с величинами: сравнение по
127
массе (единица массы — килограмм)
128
Итоговая контрольная работа
Составление утверждений
относительно заданного набора
129
геометрических фигур. Распределение
геометрических фигур на группы
Алгоритмы (приёмы, правила)
130
построения геометрических фигур
Работа с электронными средствами
131
обучения: правила работы,
выполнение заданий
Обобщение изученного за курс 2
132
класса
Единица длины, массы, времени.
133
Повторение
134
Задачи в два действия. Повторение
Геометрические фигуры. Периметр.
135
Математическая информация. Работа
с информацией. Повторение
Числа от 1 до 100. Умножение.
136
Деление. Повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
124

1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
136

8

0

ПРОГРАММЕ

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».