Математическая грамотность 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Режевского городского округа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Математическая грамотность»
4 класс

г.Реж 2023

Уровень образования начальное общее образование (4 класс)
Возраст обучающихся 9-10 лет
Количество часов - 34 часа в год
Программа разработана на основе программы внеурочной
деятельности Функциональная грамотность. 1-4 класс. М.В. Буряк,
С.А. Шейкиной

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 4 классов
«Математическая грамотность» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Математическая грамотность» составлена на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4
классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа учитывает возрастные и психологические особенности
младшего школьника.
Целью изучения курса «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику
так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности,
присущие
созидательному,
заинтересованному
и
мыслящему
гражданину.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих
задач:
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения задач;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным.

Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Математическая
грамотность» предназначена для реализации во 4 классе начальной школы и
рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения
занятий по своему усмотрению.
В 4 классе начальной школы проводятся занятия по формированию
математической грамотности, включая задачи естественно-научной и
финансовой грамотности.
Формы организации занятий:
 Предметные недели;
 Олимпиады;
 Деловые беседы;
 Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
 Практические упражнения

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс
Нахождение значений математических выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера
скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение
пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– формулировать жизненную ситуацию на языке математики;
5

–применять математические понятия, факты, процедуры размышления;
–интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты;
– формировать духовные и эстетические потребности;
–овладевать начальными навыками адаптации в современном мире:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
потребностей;
– уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки
и взаимооценки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях;
–уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения
в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования
готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
–
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
6

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения курса:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
–способность извлекать математическую информацию в различном
контексте;
–способность применять математические знания для решения разного рода
проблем;
–способность формулировать математическую проблему на основе анализа
ситуации;
–интерпретация и оценка математических данных в контексте лично
значимой ситуации;
–интерпретация и оценка математических результатов вконтексте
национальной или глобальной ситуации;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
7

 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с
ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и др.
Тематическое планирование
№

Содержание
(разделы, темы)

4 класс (34 часа)
Колво
часов

1.

В бассейне

1

2.

Делаем ремонт

1

3.

Украшаем дом

1

4.

Праздничный торт

1

5.

Садовый участок

1

6.

Обустраиваем

1

участок
7.

Поход в кино

1

8.

Идём в театр

1

9.

Отправляемся в
путешествие

1

8

10. Осуществляем мечты

1

11. Магический квадрат

1

12. Остров рыцарей и лжецов

1

13. Метод перебора

1

14. Буквенные ребусы

1

15. Дни недели

1

16. Чередование

1

17. По прямой —
кратчайший путь!

1

18. Геометрия вокруг нас.

1

19. Периметр и площадь
составных фигур.
Геометрическая
мозаика.

1

20. Закономерности в узорах.

1

21. Решение
задач
геометрическим
содержанием.

1

с

22. Оригами. Объемные
фигуры.

1

23. Моделирование из
проволоки, пластилина,
спичек

1

9

24.

Математические
развлечения.

1

25.

Проект «Мир цифр»

1

26.

По страницам
«Книги рекордов
Гиннеса»

1

27.

Математические фокусы.
Секреты математических
фокусов.

1

28.

Участие в
международном
математическом
конкурсе-игре
«Кенгуру – математика
для всех»

1

29.

Математический КВН.

1

30.

Решение задач, связанных 1
с нумерацией, на
сообразительность, задачишутки, задачи со
спичками;

31.

Работа с пословицами, в
которых встречаются
числа.

1

10

32.

Интересные приёмы
устного счёта.

33.

Разгадывание числовых
1
головоломок и
математических ребусов.
Поиск в окружающем мире
предметов, дающих
представление об
изученных геометрических
фигурах.

34.

1

11

УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение
с увлечением).

12

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».