Функциональная грамотность 2023-2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Администрации Режевского городского
округа
МБОУ СОШ № 5

‌
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по обществознанию «Функциональная граматность»
(базовый уровень)
для обучающихся 10-11 классов

г. Реж 2023

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо:
появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и
позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов
концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой
сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним.
Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком
смысле:
включать
компьютерную
грамотность,
политическую,
экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ
социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в
первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования,
призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего
возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и
умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в
современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений?»1, - является PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment).
И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения,
необходимые для полноценного функционирования человека в современном
обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности:
читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в
России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7
мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024
году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность
российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10
ведущих стран мира по качеству общего образования» 2. Поскольку
функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном
обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения
результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения
Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для
развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего
поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в
трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу
обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность
проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне
общества.

Результаты лонгитюдных3 исследований, проведенных на выборках
2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что
результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся
являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории
молодых людей и их благосостояния4. Любой школьник хочет быть
социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень
благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность
развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты
образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и
социальных
достижениях
обучающихся,
чему
способствует
их
функциональная грамотность.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной
грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий,
процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать
явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать
хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному,
активному
и
размышляющему
гражданину
(математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной
проблематикой;
- понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки
и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и
культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию
при
рассмотрении
проблем,
связанных
с
естествознанием
(естественнонаучная грамотность);
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в
экономической жизни.

Основной целью программы является развитие функциональной
грамотности учащихся 5–9-х классов как индикатора качества и
эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа опирается на следующие определения отдельных видов
грамотностей:
Читательская грамотность: способности человека понимать,
использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для
того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
1 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся // Официальный сайт
Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html 30
2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 го-да:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204. П. 5 // ГАРАНТ.РУ:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI
3Лонгитюдное исследование — научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в
котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти
объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. Например,
результаты одних и тех же школьников, но в последовательном переходе их из класса в класс.
4 Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании
PISA-2018 // Учительская газета, №47, 21 ноября 2017 г. URL: http://www.ug.ru/archive/72357

Математическая
грамотность:
способности
человека
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов,
чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям
понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения.
Естественнонаучная грамотность: способности человека осваивать и
использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки
вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов
в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные
особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и
технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и
культурную сферы общества.
Финансовая грамотность: способности человека принимать
эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях,
способствующих улучшению финансового благополучия личности и
общества, а также возможности участия в экономической жизни.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА

Метапредметные и предметные
Грамотность

5 класс
Уровень узнавания и
понимания

6 класс
Уровень понимания
и применения

7 класс
Уровень анализа и
синтеза

8 класс

Читательская

Математическая

Естественнонаучная

Финансовая

находит и извлекает
информацию из
различных текстов

находит и извлекает
математическую
информацию в
различном контексте

находит и извлекает
информацию о
естественнонаучных
явлениях в различном
контексте

находит и извлекает
финансовую
информацию в
различном контексте

применяет извлеченную
из текста информацию
для решения разного
рода проблем

применяет
математические знания
для решения разного
рода проблем

объясняет и описывает
естественнонаучные
явления на основе
имеющихся научных
знаний

применяет финансовые
знания для решения
разного рода проблем

анализирует и
интегрирует
информацию,
полученную из текста

формулирует
математическую
проблему на основе
анализа ситуации

распознает и исследует
личные, местные,
национальные,
глобальные
естественнонаучные
проблемы в различном
контексте

анализирует
информацию в
финансовом контексте

оценивает форму и

интерпретирует и

интерпретирует и

оценивает финансовые

Уровень оценки
содержание текста в
(рефлексии) в рамках рамках предметного
предметного
содержания
содержания

оценивает
математические данные
в контексте лично
значимой ситуации

оценивает личные,
местные,
национальные,
глобальные
естественнонаучные
проблемы в различном
контексте в рамках
предметного
содержания

проблемы в различном
контексте

9 класс

интерпретирует и
оценивает
математические
результаты в контексте
национальной или
глобальной ситуации

интерпретирует и
оценивает, делает
выводы и строит
прогнозы о личных,
местных,
национальных,
глобальных
естественнонаучных
проблемах в различном
контексте в рамках
метапредметного
содержания

оценивает финансовые
проблемы, делает
выводы, строит
прогнозы, предлагает
пути решения

оценивает форму и
содержание текста в
Уровень оценки
рамках метапредметного
(рефлексии) в рамках
содержания
метапредметного
содержания

Личностные результаты
Грамотность

5-9 классы

Читательская

Математическая

Естественнонаучная

Финансовая

оценивает содержание
прочитанного с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей; формулирует
собственную позицию
по отношению к
прочитанному

объясняет гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях общественной
жизни на основе
математических знаний с
позиции норм морали и
общечеловеческих
ценностей

объясняет гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях
общественной жизни на
основе
естественнонаучных
знаний с позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей

оценивает финансовые
действия в конкретных
ситуациях с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей, прав и
обязанностей
гражданина страны

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

5-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки
как источникинформации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Работа с текстом: как выделить
главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественный и технический). Работа со
сплошным текстом.
Математическая грамотность: Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи:
задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические
фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Естественнонаучная грамотность: Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Шум и
его воздействие начеловека. Движение и взаимодействие частиц. Вода. Уникальностьводы. Земля, внутреннее строение
Земли. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни наЗемле.
Финансовая грамотность: Как появились деньги? Что могутденьги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие
и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги.
6-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеив эпическом произведении. Древнерусская
летопись. Сопоставлениесодержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных
текстах. Типы текстов: текст-повествование(рассказ, отчёт, репортаж). Работа с не сплошным текстом: таблицы и карты.
Математическая грамотность: Текстовые задачи, решаемыеарифметическим способом: части, проценты,
пропорция, движение,работа. Геометрические задачи на построение и на изучение свойствфигур: геометрические
фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы,
диаграммы, вычисление вероятности.
Естественнонаучная грамотность: Тело и вещества. Агрегатныесостояния. Тепловые явления. Тепловое
расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры.Плавление и отвердевание.
Испарение и конденсация.

Финансовая грамотность: Удивительные факты и истории оденьгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
Фальшивые деньги:история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов.Заработная плата. Как заработать
деньги?
7-й класс
Читательская грамотность: Определение основной темы и идеив лирическом произведении. Поэтический текст
как источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистическогостиля. Общественная ситуация в
текстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшегоиспользования?
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительноесочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев,
подтверждающих основную мысль текста, предложенного дляанализа.
Математическая грамотность: Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную
работу. Геометрическиезадачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной
жизни, задач практическогосодержания. Решение задач реальной жизни. Статистические явления, представленные в
различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.
Естественнонаучная грамотность: Почему все тела нам кажутсясплошными: молекулярное строение твёрдых
тел, жидкостей и газов. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами,
объяснение их происхождения. Исследование океана. Использование подводных дронов. Эволюцияорганического мира.
Финансовая грамотность: Что такое налоги и почему мы ихдолжны платить? Виды налогов. Подоходный налог.
Какие налогиуплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такоегосударственный бюджет? На что
расходуются налоговые сборы?Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. Историявозникновения банков.
Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит.
8-й класс
Читательская грамотность:Определение
основной темы и
идеи в
драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.Сопоставление содержания текстов
официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию изтекста в
изменённой ситуации?Типы текстов: текст-инструкция (указания квыполнению работы, правила, уставы, законы).
Поиск ошибок в предложенном тексте.Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с не сплошным
текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация).
Математическая грамотность:Работа с информацией, представленной в форметаблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем.Вычисление расстояний на местности встандартных ситуациях и применение формул в

повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические инеаналитические методы решения.Алгебраические связи
между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения междусторонами треугольника), относительное
расположение, равенство.Математическое описание зависимости междупеременными в различных процессах.
Интерпретация трёхмерных
изображений,построение фигур.Определение ошибки измерения, определениешансов
наступления того или иного события.Решение
типичных математических задач,требующих прохождения этапа
моделирования.
Естественнонаучная грамотность:Занимательное электричество.Магнетизм и электромагнетизм.Строительство
плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительствегидроэлектростанций.Нетрадиционные виды
энергетики,объединенные энергосистемы.Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.Наследственность.Системы
жизнедеятельности человека.
Финансовая грамотность:Потребление или инвестиции? Активы в трехизмерениях.Как сберечь личный капитал?
Модель трехкапиталов.Бизнес и его формы. Рискипредпринимательства.Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство
ималый бизнес.Бизнесподростков и
идеи. Молодыепредприниматели.Кредит и депозит. Расчетно-кассовые
операциии риски связанные с ними.
9-й класс
Читательская грамотность: Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания.
Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания
текстов
научного
стиля.
Образовательные ситуации в текстах.Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся
в текстеинформации?Типы текстов:
текст-аргументация(комментарий, научное обоснование).Составление плана на
основе исходного текста.Типы
задач на
грамотность.
Аналитические(конструирующие) задачи.Работа со
смешанным текстом.Составные тексты (рубежная аттестация).
Математическая грамотность:Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы.
Представление данных
в
виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной
модели с тремя составляющими.
Задачи с лишними данными.Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные
рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений,
вычислениями вуме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные,
статистические явления
изависимости.
Естественнонаучная
грамотность:На
сцену
выходит
уран.
Радиоактивность.Искусственная

радиоактивность.Изменения состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических
реакций от физических явлений.Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический
закон.Закономерности наследования признаков.Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические
факторы и условиясреды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и
мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Потоки вещества и
энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот
веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального
природопользования.
Финансовая грамотность: Ценные
бумаги.
Векселя
и облигации: российская специфика. Риски
акций
и
управление ими. Гибридные инструменты.
Биржа
и
брокеры.
Фондовые
индексы.Паевые инвестиционные фонды. Риски иуправление ими.Инвестиционное профилирование.Формирование
инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.Участники страхового рынка. Страхование
для физических лиц. Государственное и
негосударственное пенсионное страхование. Выбор и юридические
аспекты отношений сфинансовым посредником.

№
№
п\п
п\п
1
2
31
3
24
4
3
5
56
67
64
768
7
75
89
86
8
9
10
97
9
11
10
8
10
12
10
11
11
13
11
12
12
9
13
14
12
14
10
15
13
11
13
15
14
16
12
15
17
15
13
17
16
16
14
18
17
17
18
15

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
Название раздела и тема урока
Кол-во
Дата
Название раздела и тема урока
Кол-во
Дата
часов
планир.
часов
5 класс
987 класс
планир.

Модуль «Основы
Модуль
читательской
«Основыграмотности»
читательской грамотности»
класси вне
1
Формирование
Определениеосновной
читательских
основной
умений
ис опорой
идеипроизведении.
нав6 текст
драматическом
лирическом
Определение
темы втемы
фольклорном
произведении.
текстовые
знания.
Учебный
Электронный
текст
кактекст
источник
как источник
информации.
информации.
Поэтический
текст
как
источник
информации.
Пословицы,
поговорки
как
источник
информации.
Модуль
«Основы
читательской
грамотности»
1
Сопоставление
Сопоставлениесодержания
содержания
содержания
текстов
текстов
официально-делового
научногостиля
стиля. стиля.
стиля.
публицистического
Сопоставление
текстов
разговорного
Образовательные
Деловые
ситуации
ситуации
в текстах.
витекстах.
11
Общественная
ситуация
втекстах.
Работа
с текстом:
как
выделить
главную
мысль текста
или его
Определение
основной
темы
идеи
в эпическом
произведении
1
применять
информацию
из текста
в
преобразовывать
текстовую
информацию
с
Работа с текстом: как критически
оценивать
степень
достоверности
частей?
11
Древнерусская
летопись
информации
о реалиях
времени.
изменённой
учётом
цели ситуации?
дальнейшего
использования?
содержащейся
в тексте
информации?
Типы
текстов:
текст-описание
(художественное
и техническое).
1
текст-объяснение
текст-инструкция
(объяснительное
(указания к выполнению
сочинение,
работы,
Типы текстов:
текстов:
(комментарий,
Работа
со сплошным
текстом текст-аргументация
1
Сопоставление
содержания
художественных
текстов.
резюме,
правила,
уставы,
определение).
научное
обоснование).
1
Что
такоетолкование,
вопрос?законы)
Виды
вопросов.
Определение
авторской
позицииосновную
в художественных
11
Поиск
ошибок
в
предложенном
тексте.
комментариев,
подтверждающих
мысль
текста,
Типы
задач наплана
грамотность
чтения.
Примеры
задач.
Составление
на основе
исходного
текста.
текстах.
11
Типы
задач
на грамотность.
задачи.
предложенного
для анализа.
Работа
сплошным
текстом.Информационные
1
Типы со
задач
на как
грамотность.
Аналитические
(конструирующие)
Работа
с
текстом:
понимать
информацию,
содержащуюся
в
11
Работа
с не рубежной
сплошным
текстом:
формы, анкеты,
договоры (рубежная
Типы задач
на грамотность.
Позиционные
задачи.
Проведение
аттестации.
задачи.
тексте?
1
аттестация).
Работа с несплошным текстом:
информационные
листы и
Модуль
«Основы
математической
грамотности»
1
Работа
со
смешанным
текстом.
Составные
тексты
(рубежная
Типы
текстов:
текст-повествование
(рассказ,
отчет,
репортаж)
11
Проведение
рубежной
объявления,чисел
графики
и аттестации.
диаграммы.
Применение
и
действий
над
ними.
Счет
и
десятичная
система
аттестация).
11
Проведение
аттестации.
Модуль
«Основы математической
грамотности»
счисления.
Типы
задач нарубежной
грамотность.
Интерпретационные
задачи.
1
Проведение
рубежной
аттестации.
11
Работа с информацией, представленной
в форме
Модуль «Основы
математической грамотности»
Модуль
«Основы
математической
грамотности»
Сюжетные
задачи,
решаемые
с
конца.
1
таблиц,диаграммстолбчатойиликруговой,схем.
Арифметические
и алгебраические
выражения:
свойства операций и
Работа
снанепереливание
сплошным
текстом:
таблицы
иикарты.
11
Представление
данных
в
виде
таблиц.
Простые
и
сложные
вопросы.
Задачи
(задача
Пуассона)
взвешивание.
1
Вычисление
расстояний на местности в стандартных ситуациях и
принятых соглашений.
1
Проведение
рубежной
аттестации.
Представление
данных
в
виде
диаграмм.
Простые
и
Логические
задачи:
задачи
о
«мудрецах»,
о
лжецах
и
тех,
кто
всегда
1
применение
формул
в повседневной
жизни.
Моделирование
изменений
окружающего
мира с помощью линейной
сложные
вопросы.
говорит
правду.
1
Квадратные уравнения, аналитические
и неаналитические
методы
функции.
Модуль
«Основы
математической
грамотности»
1
Построение
мультипликативной
модели
с
тремя
составляющими.
Первые
шаги
в
геометрии.
Простейшие
геометрические
фигуры.
1
решения.
Задачи
практико-ориентированного содержания: на движение, на
1
Задачи
с
лишними
данными.
Наглядная
геометрия.
1
совместную
работу.
Числа
и единицы
измерения:
деньги,фигур:
масса,теорема
температура,
Алгебраические
связи
междувремя,
элементами
1
Решение
типичных
задач
через
систему
линейных
уравнений.
Задачи
на
разрезание
и
перекраивание.
Разбиение
объекта
на
части
и
1
расстояние.
Пифагора,
соотношения
между
сторонами
Геометрические
задачи на
построения
и натреугольника),
изучение свойств фигур,
11
Количественные
рассуждения,
связанные
со
смыслом
числа,
составление
модели.
Вычисление
величины,
применение
пропорций
прямо
относительное
равенство.
возникающих
врасположение,
ситуациях
повседневной
жизни,
задач практического
11
различными
представлениями
чисел,
изяществом
вычислений,
Размеры
объектов
окружающего
мира
(отмежду
элементарных
пропорциональных
отношений
для
решения
проблем.
Математическое
описание
зависимости
переменными
в
содержания.
вычислениями
в на
уме,
оценкой
разумности
частиц
до Вселенной)
длительность
процессов
окружающего
1
различных
процессах.
Текстовые
задачи,
решаемые
арифметическим
способом:
части,
Решение
задач
вероятность
событий
в результатов.
реальной
жизни.
11
Решение
стереометрических
задач.
мира.
проценты,
движение,
работа.
Интерпретация
трёхмерных
изображений,
построение
фигур.
Элементыпропорция,
теории множеств
как объединяющее
основание
многих
11
Вероятностные,
статистические
явления
зависимости.
Комбинаторные
задачи.
Представление
данныхшансов
вивиде
таблиц,
Инварианты:
наизмерения,определение
четность
(чередование,
разбиение
на пары).
Определение
ошибки
наступления
направленийзадачи
математики.
1
диаграмм,
графиков.
Проведение
рубежной
аттестации.
того
или иного
события.
1
Статистические
явления,
представленные в различной форме: текст,
Логические
задачи,
решаемые
с
помощью
таблиц.
11
Проведение
рубежной
аттестации.
Модуль
«Основы
естественнонаучной
грамотности»
Решение
типичныхи линейные
математических
задач,
требующих
таблица, столбчатые
диаграммы,
гистограммы.
Модуль «Основы
естественнонаучной
грамотности»
Структура
и свойства
вещества
прохождения
этапа моделирования.
1
Решение
геометрических
задач исследовательского
характера.
Графы
и их
применение
в решении
задач.
1
Звуковые
явления
На
сцену
выходит
уран.
Радиоактивность.
Искусственная
Проведение
рубежной
аттестации.
1
Проведение
рубежной
аттестации.
1
радиоактивность.
Звуковые
явления.
живой
и
неживой
природы.
Геометрические
задачиЗвуки
наМодуль
построение
и
на
изучение
свойств
фигур:
«Основы естественнонаучной грамотности»

Дата
Дата
фактич.
фактич.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».