ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах. В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов». На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 7 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов. 8 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач. Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания. Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке. Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов. Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера. 9 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным. Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики. Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности. Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли. Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли». Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются: 1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах; 2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; 3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; 5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений. Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости. К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение). Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая. Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств. Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов. К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов. Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания. Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли. Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей. Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практически е работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Представление данных 7 1 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc 2 Описательная статистика 6 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc 3 Случайная изменчивость 7 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc 4 Введение в теорию графов 3 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc 5 Вероятность и частота случайного события 7 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc 6 Обобщение, систематизация знаний 4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 7 8 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Повторение курса 7 класса 4 Библиотека ЦОК http s://m.edsoo.ru/7f417fb2 2 Описательная статистика. Рассеивание данных 4 Библиотека ЦОК http s://m.edsoo.ru/7f417fb2 4 Библиотека ЦОК http s://m.edsoo.ru/7f417fb2 6 Библиотека ЦОК http s://m.edsoo.ru/7f417fb2 3 4 5 6 7 Множества Вероятность случайного события Введение в теорию графов Случайные события Обобщение, систематизация знаний 1 4 Библиотека ЦОК http s://m.edsoo.ru/7f417fb2 8 Библиотека ЦОК http s://m.edsoo.ru/7f417fb2 4 Библиотека ЦОК http s://m.edsoo.ru/7f417fb2 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 2 1 9 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего 1 Повторение курса 8 класса 4 2 Элементы комбинаторики 4 3 4 5 6 Геометрическая вероятность Испытания Бернулли Случайная величина Обобщение, контроль ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Контрольны е работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК http s://m.edsoo.ru/7f41a302 1 Библиотека ЦОК http s://m.edsoo.ru/7f41a302 4 Библиотека ЦОК http s://m.edsoo.ru/7f41a302 6 Библиотека ЦОК http s://m.edsoo.ru/7f41a302 1 6 Библиотека ЦОК http s://m.edsoo.ru/7f41a302 10 1 Библиотека ЦОК http s://m.edsoo.ru/7f41a302 34 1 2 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Таблицы. Упорядочивание данных и поиск информации. 1 2 Таблицы. Упорядочивание данных и поиск информации. 1 3 Подсчёты и вычисления в таблицах. 1 4 Столбчатые диаграммы 1 5 Круговые диаграммы 1 6 Возрастно-половые диаграммы 1 7 Повторение и промежуточный контроль. Контрольная работа №1 1 8 Среднее арифметическое числового набора. 1 9 Медиана числового набора. 1 10 Медиана числового набора. 1 11 Наибольшее и наименьшее значение. Размах. 1 12 Обозначения в статистике. Свойства среднего арифметического 1 13 Повторение и промежуточный контроль. Контрольная работа №2 1 14 Примеры случайной изменчивости. Точность и погрешность измерений 1 15 Тенденции и случайные отклонения 1 16 Частоты значений в массиве данных. 1 17 Связь между частотами и средним арифметическим. 1 Контрольные работы Практические работы 1 1 1 1 1 1 18 Группировка данных и гистограммы. Выборка. Рост человека. 1 19 Статистическая устойчивость и оценка с помощью выборки 1 20 Повторение и промежуточный контроль. Контрольная работа №3 1 21 Графы. Вершины и рёбра графа. Степень вершины. 1 22 Пути в графе. Связный граф. 1 23 Задача о Кенигсбергских мостах, эйлеровы пути и эйлеровы графы 1 24 Утверждения и высказывания. Отрицание. 1 25 Условные утверждения. 1 26 Обратные и равносильные утверждения. Признаки и свойства. Необходимые и достаточные условия. 1 27 Противоположные утверждения. Доказательство от противного. 1 28 Примеры случайных опытов и случайных событий. Вероятности и частоты событий. 1 29 Монета и игральная кость в теории вероятностей. Как и зачем узнать вероятность события 1 30 Вероятностная защита информации от ошибок 1 31 Повторение, обобщение. Представление данных. 1 32 Повторение, обобщение. Описательная статистика 1 33 Повторение, обобщение. Вероятность случайного события. 1 34 Повторение, обобщение. Смотр знаний. 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 1 1 1 3 7 8 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Роль вероятности и статистики в жизни и деятельности человека 1 Повторение курса 7 класса 3 2 Описательная статистика. Средние значения: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значение числового набора 1 3 Элементарные события. Случайный эксперимент. Случайные события 1 4 Граф, вершина, ребро, степень вершины. Связные графы 1 Описательная статистика. Рассеивание данных 4 5 Отклонения 1 6 Дисперсия числового набора 1 7 Стандартное отклонение числового набора 1 8 Диаграммы рассеивания 1 Множества 4 9 Множество. Подмножество 1 10 Операции над множествами 1 11 Свойства операции над множествами 1 12 Графическое представление множеств 1 Вероятность случайного события 6 13 Элементарные события 1 14 Случайные события 1 15 Благоприятствующие элементарные события 1 16 Случайные события 1 17 Опыт с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор 1 18 Практическая работа 1 1 Контрольные работы Практические работы 1 Введение в теорию графов 4 19 Дерево. Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом ребер 1 20 Дерево. Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом ребер 1 21 Правило умножения 1 22 Правило умножения 1 Случайные события. Операции над случайными величинами 8 23 Противоположное событие 1 24 Диаграмма Эйлера 25 Объединение и пересечение событий 1 26 Несовместные события 1 27 Формула сложения вероятностей 1 28 Правило умножения вероятностей 1 29 Условная вероятность. Независимые события 1 30 Представление случайного эксперимента в виде дерева 1 Обобщающееся повторение 4 31 Обобщение и систематизация знаний 1 32 Обобщение и систематизация знаний 1 33 Итоговая контрольная работа 1 34 Обобщение и систематизация знаний 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 34 1 1 1 9 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Роль вероятности и статистики в жизни и деятельности человека 1 Повторение курса 8 класса 3 2 Повторение. Введение в теорию графов 1 3 Повторение. Дерево. Свойства дерева: единственность пути, висячей вершины, связь между числом вершин и числом ребер 1 4 Повторение. Правило умножения 1 Элементы комбинаторики 3 5 Комбинаторное правило умножения 1 6 Перестановки. Факториал. 1 7 Сочетания и число сочетаний. 1 Вероятность случайного события 4 8 Элементарные события 1 9 Случайные события 1 10 Благоприятствующие элементарные события. Вероятность событий 1 11 Опыт с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор 1 Случайная величина. Числовые характеристики случайных величин. Закон больших чисел 8 12 Случайная величина и распределение вероятностей 1 13 Примеры случайных величин 1 14 Математическое ожидание и дисперсия случайной величины 1 15 Понятие о законе больших чисел 1 1 Контрольные работы Дата 06.09 1 16 Понятие о законе больших чисел 1 17 Измерение вероятностей с помощью частот 1 18 Применение закона больших чисел 1 19 Важные распределения (биноминальное и геометрическое распределения) 1 Геометрическая вероятность 4 20 Геометрическая вероятность 1 21 Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности 1 22 Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности 1 23 Решение задач 1 Испытания Бернулли 5 24 Испытание. Успех и неудача 1 25 Серия испытаний до первого успеха 1 26 Испытание Бернулли 1 27 Вероятность событий в серии испытаний Бернулли. Случайный выбор из конечного множества 1 28 Вероятность событий в серии испытаний Бернулли. Случайный выбор из конечного множества 1 Обобщающее повторение 6 29 Обобщение и систематизация знаний 1 30 Обобщение и систематизация знаний 1 31 Итоговая контрольная работа 1 32 Решение задач по курсу из банка данных ОГЭ 1 33 Решение задач по курсу из банка данных ОГЭ 1 34 Решение задач по курсу из банка данных ОГЭ 1 1 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА атематика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: М учебник: в 2 частях, 7-9 классы/ Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В., - Москва «Просвещение», 2023 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Математика. Вероятность и статистика: 7 – 9 классы: базовый уровень: методическое пособие к предметной линии учебников по вероятности и статистике И. Р. Высоцкого, И. В. Ященко под ред. И. В. Ященко – Москва: Просвещение, 2023 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 2. http://www.fipi.ru/ – федеральный институт педагогических измерений: нормативно-правовая база ЕГЭ, открытый банк задания ЕГЭ (математика). 3. http://alexlarin.net/ – информационная поддержка при подготовке к ЕГЭ по математике. 4. http://sdamgia.ru/ – образовательный портал для подготовки к экзаменам. 5. http://www.pavelin.ru/posters/21-matematika.html – портреты великих ученых-математиков. 6. http://www.rubricon.com/ – доступ к полным электронным версиям важнейших энциклопедий и словарей, изданных за последние сто лет в России. 7.http://megabook.ru/– Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. 8. http://www.encyclopedia.ru/– Сайт энциклопедий. 9. www.school-collection.edu.ru – Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции. 10. http://www.rubricon.com–Рубрикон. 11. http://methmath.chat.ru–Методика преподавания математики. 12. https://resh.edu.ru/. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)