Приложение к АДАПТИРОВАННОЙ ООП НОО РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от 29.08.2024г УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР ПО ВАРИАНТУ ФАОП 7.1 Учебный план МБОУ СОШ № 5, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) по варианту 7.1, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей и коррекционноразвивающей области, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов реализации. Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области образования, обеспечивает реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующими СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный план АООП НОО по варианту 7.1 включает обязательные предметные области и коррекционноразвивающую область, входящую в состав внеурочной деятельности. Коррекционноразвивающая область включает коррекционные курсы, способствующие преодолению или ослаблению нарушений в развитии, коррекцию имеющихся недостатков с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР и их особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК и ИПР. Учебный план образовательной организации, реализующей АООП НОО обучающихся с ЗПР по варианту 7.1, состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с вариантом 7.1. ФАОП НОО обязательные предметные области и учебные предметы в учебном плане соответствуют положениям федерального учебного плана в ФОП НОО. Во внеурочную область федерального учебного плана включаются коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 4 часов в неделю на одного обучающегося с ЗПР. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ обучающихся по варианту 7.1. обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. «Русский язык и литературное чтение». 2. «Иностранный язык». 3. «Математика и информатика». 4. «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")». 5. «Основы религиозных культур и светской этики». 6. «Искусство». 7. «Труд (Технология)». 8. «Физическая культура». В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Заявления родителей на изучение родного языка и родной литературы не поступали. Содержание образования предусматривает реализацию коррекционных подходов к обучению, способствующих освоению программного материала и коррекции имеющихся у обучающихся с ЗПР нарушений развития. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системнодеятельностный подход и индивидуализацию обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся с ЗПР. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого школой, по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся: курс «Функциональная грамотность», 1–4-й классы (1 час в неделю), – целью курса является создание условий для формирования интеллектуальной активности, развития математической, читательской, финансовой, естественнонаучной грамотности, а также критического мышления и глобальных компетенций младших школьников. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательная организация предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие, с учетом интересов и способностей школьников с ЗПР. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ организуется по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Внеурочная деятельность включает коррекционно-развивающую область, поддерживающую процесс освоения содержания АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 8-9 часов, из них 4 часа отводится на проведение коррекционноразвивающих занятий. Время, отводимое на внеурочную деятельность, за четыре года обучения составляет до 1350 часов. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи; восполнение образовательных дефицитов, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО. Коррекционные курсы коррекционно-развивающей области определяются на основании заключения ПМПК, могут дополняться рекомендациями школьного ППк с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Исходя из этого коррекционно-развивающая область включает: 1. Логопедические занятия по курсу «Коррекция и развитие устной речи, профилактика нарушения чтения и письма» в объеме 1 час в неделю в 1м классе. «Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленная системным недоразвитием речи» в объеме 1 часа в неделю в 1-м классе и 2 часа в неделю во 2–4-м классах. 2. Психокоррекционные занятия педагога-психолога по курсу «Развитие и коррекция регулятивных процессов и коммуникативной деятельности» в объеме 1 часа в неделю с 1-го по 4-й классы. Курс «Адаптационные психологические занятия», который представлен в ИУП в объеме 1 часа в неделю с 1-го по 4-й классы, направлен на адаптацию к школьному обучению, принятию школьных правил и роли ученика, улучшение социального взаимодействия обучающихся. 3. Психокоррекционные занятия учителя-дефектолога по курсу «Коррекция и развитие учебно-познавательной деятельности/коррекция индивидуальных образовательных дефицитов» в объеме 2 часов в неделю и с распределением времени внутри указанных часов с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ЗПР. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР по варианту 7.1 определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Формы промежуточной аттестации Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с Положением о внутренней системе оценки качества образования МБОУ СОШ № 5. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися предметного содержания учебного предмета, курса, модуля пор итогам учебного года учебный года. Итоговая оценка за год обучения складывается как среднее арифметическое четверных оценок, с учетом промежуточной аттестации. Все предметы, курсы, модули Учебного плана оцениваются по четвертям. Четвертная оценка выставляется по средневзвешенному баллу текущих оценок с учётом текущего контроля успеваемости (контрольных, практических, самостоятельных, творческих работ) обучающихся с ОВЗ. Промежуточная аттестация обучающихся ОВЗ, осваивающих программы внеурочной деятельности, проводится в зачетной системе. Результаты обучения учащихся отслеживаются через участие в классных, школьных, городских, областных, всероссийских мероприятиях в очной и заочной форме, конкурсах различного уровня, на школьных конференциях, выставках, публичной защите учебных проектов, исследовательских работ. Курсы внеурочной деятельности «Коррекционноразвивающие занятия: логопедические занятия» и «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия» направлены на коррекцию развития обучающихся с целью создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур, поэтому промежуточной аттестацией по данным курсам является мониторинг развития обучающихся по всем видам УУД. Текущий контроль за посещением обучающимися класса занятий внеурочной деятельности и занятий в организациях дополнительного образования осуществляется классным руководителем и педагогом, ведущим курс. Формы промежуточной и текущей аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Формы текущего контроля Русский язык Контрольная (тематическая), самостоятельная, практическая, Формы промежуточной аттестации Итоговая комплексная контрольная работа творческая работа (различные виды сочинения, изложение), контрольное списывание, комплексная работа с текстом Литературное чтение Практическая, творческая (сочинение) работа, проверочная работа с тестом Итоговая комплексная контрольная работа Иностранный язык (английский) Контрольная (тематическая), самостоятельная, практическая, проектная творческая работа Итоговая комплексная контрольная работа Математика Контрольная (тематическая), самостоятельная, практическая, творческая работа Итоговая комплексная контрольная работа Основы религиозных культур и светской этики Контрольная (тематическая), Итоговая комплексная контрольная самостоятельная, практическая, работа творческая работа, пересказ, устное сообщение по теме Изобразительное искусство Контрольная (тематическая), самостоятельная, практическая Итоговая комплексная контрольная работа работа Музыка Контрольная (тематическая), самостоятельная, практическая работа Итоговая комплексная контрольная работа Технология Контрольная (тематическая), самостоятельная, практическая работа Итоговая комплексная контрольная работа Физическая культура Практическая работа, сдача нормативов Итоговая комплексная контрольная работа Функциональная грамотность Контрольная (тематическая), самостоятельная, практическая Итоговая комплексная контрольная работа УЧЕБНЫЙ ПЛАН НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗПР 7.1 2023-2024 УЧ.ГОД Предметная область Учебный предмет Количество часов в неделю 3а 3б 1 2а Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир 5 4 0 4 2 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 5 4 2 4 2 Основы религиозных культур и светской этики* Изобразительное искусство Музыка Труд (Технология) Физическая культура - - - - 1 1 1 1 2 20 1 1 1 2 22 1 1 1 2 22 1 1 1 2 23 1 1 1 2 23 1 1 21 33 693 1 1 23 34 782 1 1 23 34 782 0 0 23 34 782 0 0 23 34 782 4 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого Наименование учебного курса Функциональная грамотность Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год * При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В 2023-2024 учебном году родителями (законными представителями выбран учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗПР 7.1 2023-2024 УЧ.ГОД Курсы внеурочной деятельности Разговоры о важном Коррекционно-развивающие занятия: логопедические занятия Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия Орлята России Функциональная грамотность Лёгкая атлетика Учусь говорить по-русски Компьютерная азбука Учись учиться (коррекционно-развивающие занятия ИТОГО недельная нагрузка 1 1 2 2 1 1 1 1 8 2 1 2 2 1 1 1 1 8 Количество часов в неделю 3а 1 2 2 1 1 1 1 8 3б 1 2 2 1 1 1 1 8 4 1 2 2 1 1 1 1 1 9