РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (вариант 7.1. и 7.2.) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки музыки оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у них положительных навыков и привычек. Адаптированная рабочая программа по музыке начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, вариант 7.1/7.2), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте НОО, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Федеральной программе воспитания. Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» сохраняет основное содержание образования, но учитывает индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР и предусматривает коррекционную направленность обучения. Обучение музыке носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества. Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка). АООП НОО обучающихся с ЗПР реализуется через УМК «Школа России» и предполагает, что обучающиеся получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Общей целью изучения предмета «Музыка» является формирование общекультурной компетенции обучающихся с ЗПР, привитие любви и вкуса к искусству, формирование способности символического (звукового, двигательного) опосредствования своих эмоциональных состояний. Овладение учебным предметом «Музыка» представляет определенную сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками предшествующего обучения и воспитания, невыраженностью интереса к окружающему миру и себе, дефицитом регулятивных умений, препятствующих целенаправленному прослушиванию музыкальных произведений, несформированностью возможностей эмоциональной рефлексии. В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: расширять общий кругозор, способствующий совершенствованию учебно-познавательной деятельности; формировать элементы музыкальной культуры и возможность элементарных эстетических суждений; совершенствовать возможности саморегуляции во время прослушивания музыкальных произведений и исполнительской деятельности; способствовать осознанному восприятию музыки и созданию различных образов, развивающих возможности символического опосредствования чувств. Содержание учебного предмета структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями): инвариантные: модуль № 1 «Народная музыка России»; модуль № 2 «Классическая музыка»; модуль № 3 «Музыка в жизни человека» вариативные: модуль № 4 «Музыка народов мира»; модуль № 5 «Духовная музыка»; модуль № 6 «Музыка театра и кино»; модуль № 7 «Современная музыкальная культура»; модуль № 8 «Музыкальная грамота» Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Модульный принцип допускает перестановку блоков, перераспределение количества учебных часов между блоками. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов, работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации. Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки - во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю). Основные виды учебной деятельности школьников: Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокальнохоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация). Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации. Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Инвариантные модули Модуль № 1 «Народная музыка России» Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоупрограмм, эксплуатирующих фольклорный колорит. Край, в котором ты живёшь Содержание: Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты. Виды деятельности обучающихся: разучивание, исполнение образцов традиционного фольклора своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен композиторовземляков; диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края; вариативно: просмотр видеофильма о культуре родного края; посещение краеведческого музея; посещение этнографического спектакля, концерта. Русский фольклор Содержание: Русские народные песни (трудовые, хороводные). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки). Виды деятельности обучающихся: разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров; участие в коллективной традиционной музыкальной игре (по выбору учителя могут быть освоены игры «Бояре», «Плетень», «Бабка-ёжка», «Заинька» и другие); сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов игрового детского фольклора; вариативно: ритмическая импровизация, исполнение аккомпанемента на простых ударных (ложки) и духовых (свирель) инструментах к изученным народным песням; Русские народные музыкальные инструменты Содержание: Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. Виды деятельности обучающихся: знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания русских народных инструментов; определение на слух тембров инструментов; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в которых присутствуют звукоизобразительные элементы, подражание голосам народных инструментов; вариативно: просмотр видеофильма о русских музыкальных инструментах; посещение музыкального или краеведческого музея; освоение простейших навыков игры на свирели, ложках. Сказки, мифы и легенды Содержание: Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Сказки и легенды о музыке и музыкантах. Виды деятельности обучающихся: знакомство с манерой сказывания нараспев; слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев; в инструментальной музыке определение на слух музыкальных интонаций речитативного характера; создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям; вариативно: знакомство с эпосом народов России (по выбору учителя: отдельные сказания или примеры из эпоса народов России, например, якутского Олонхо, карело-финской Калевалы, калмыцкого Джангара, Нартского эпоса); просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, сказаний; речитативная импровизация – чтение нараспев фрагмента сказки, былины. Жанры музыкального фольклора Содержание: Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты. Виды деятельности обучающихся: различение на слух контрастных по характеру фольклорных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясовая; определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика), состава исполнителей; определение тембра музыкальных инструментов, отнесение к одной из групп (духовые, ударные, струнные); разучивание, исполнение песен разных жанров, относящихся к фольклору разных народов Российской Федерации; импровизации, сочинение к ним ритмических аккомпанементов (звучащими жестами, на ударных инструментах); вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи. Народные праздники Содержание: Обряды, игры, хороводы, праздничная символика – на примере одного или нескольких народных праздников (по выбору учителя внимание обучающихся может быть сосредоточено на русских традиционных народных праздниках (Рождество, Осенины, Масленица, Троица) и (или) праздниках других народов России (Сабантуй, Байрам, Навруз, Ысыах). Виды деятельности обучающихся: знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации; разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре (по выбору учителя могут быть освоены традиционные игры территориально близких или, наоборот, далёких регионов Российской Федерации); вариативно: просмотр фильма (мультфильма), рассказывающего о символике фольклорного праздника; посещение театра, театрализованного представления; участие в народных гуляньях на улицах родного города, посёлка. Первые артисты, народный театр Содержание: Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп. Виды деятельности обучающихся: чтение учебных, справочных текстов по теме; диалог с учителем; разучивание, исполнение скоморошин; вариативно: просмотр фильма (мультфильма), фрагмента музыкального спектакля; творческий проект – театрализованная постановка. Фольклор народов России Содержание: Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации (по выбору учителя может быть представлена культура 2–3 регионов Российской Федерации. Особое внимание следует уделить как наиболее распространённым чертам, так и уникальным самобытным явлениям, например: тувинское горловое пение, кавказская лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке республик Поволжья, Сибири). Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители. Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями музыкального фольклора различных народностей Российской Федерации; определение характерных черт, характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); разучивание песен, танцев, импровизация ритмических аккомпанементов на ударных инструментах; вариативно: исполнение на доступных клавишных или духовых инструментах (свирель) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальному творчеству народов России. Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов Содержание: Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества. Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем о значении фольклористики; чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора; слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций; определение приёмов обработки, развития народных мелодий; разучивание, исполнение народных песен в композиторской обработке; сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском варианте; обсуждение аргументированных оценочных суждений на основе сравнения; вариативно: аналогии с изобразительным искусством – сравнение фотографий подлинных образцов народных промыслов (гжель, хохлома, городецкая роспись) с творчеством современных художников, модельеров, дизайнеров, работающих в соответствующих техниках росписи. Модуль № 2 «Классическая музыка» Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях. Композитор – исполнитель – слушатель Содержание: Композитор. Исполнитель. Особенности их деятельности, творчества. Умение слушать музыку. Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале. Виды деятельности обучающихся: просмотр видеозаписи концерта; слушание музыки, рассматривание иллюстраций; диалог с учителем по теме занятия; «Я – исполнитель» (игра – имитация исполнительских движений), игра «Я – композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз); освоение правил поведения на концерте; вариативно: «Как на концерте» – выступление учителя или одноклассника, обучающегося в музыкальной школе, с исполнением краткого музыкального произведения; посещение концерта классической музыки. Композиторы – детям Содержание: Детская музыка П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского и других композиторов. Понятие жанра. Песня, танец, марш. Виды деятельности обучающихся: слушание музыки, определение основного характера, музыкальновыразительных средств, использованных композитором; подбор эпитетов, иллюстраций к музыке; определение жанра; музыкальная викторина; вариативно: вокализация, исполнение мелодий инструментальных пьес со словами; разучивание, исполнение песен; сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью звучащих жестов или ударных и шумовых инструментов) к пьесам маршевого и танцевального характера. Оркестр Содержание: Оркестр – большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта – музыкальное соревнование солиста с оркестром. Виды деятельности обучающихся: слушание музыки в исполнении оркестра; просмотр видеозаписи; диалог с учителем о роли дирижёра, «Я – дирижёр» – игра-имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки; разучивание и исполнение песен соответствующей тематики; вариативно: знакомство с принципом расположения партий в партитуре; работа по группам – сочинение своего варианта ритмической партитуры. Музыкальные инструменты. Фортепиано Содержание: Рояль и пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте + пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). Виды деятельности обучающихся: знакомство с многообразием красок фортепиано; слушание фортепианных пьес в исполнении известных пианистов; «Я – пианист» – игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки; слушание детских пьес на фортепиано в исполнении учителя; демонстрация возможностей инструмента (исполнение одной и той же пьесы тихо и громко, в разных регистрах, разными штрихами); вариативно: посещение концерта фортепианной музыки; разбираем инструмент – наглядная демонстрация внутреннего устройства акустического пианино; «Паспорт инструмента» – исследовательская работа, предполагающая подсчёт параметров (высота, ширина, количество клавиш, педалей). Музыкальные инструменты. Флейта Содержание: Предки современной флейты. Легенда о нимфе Сиринкс. Музыка для флейты соло, флейты в сопровождении фортепиано, оркестра (например, «Шутка» И.С. Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, «Сиринкс» К. Дебюсси). Виды деятельности обучающихся: знакомство с внешним видом, устройством и тембрами классических музыкальных инструментов; слушание музыкальных фрагментов в исполнении известных музыкантов-инструменталистов; чтение учебных текстов, сказок и легенд, рассказывающих о музыкальных инструментах, истории их появления. Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель Содержание: Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты. Виды деятельности обучающихся: игра-имитация исполнительских движений во время звучания музыки; музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов; разучивание, исполнение песен, посвящённых музыкальным инструментам; вариативно: посещение концерта инструментальной музыки; «Паспорт инструмента» – исследовательская работа, предполагающая описание внешнего вида и особенностей звучания инструмента, способов игры на нём. Вокальная музыка Содержание: Человеческий голос – самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу. Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант. Виды деятельности обучающихся: определение на слух типов человеческих голосов (детские, мужские, женские), тембров голосов профессиональных вокалистов; знакомство с жанрами вокальной музыки; слушание вокальных произведений композиторов-классиков; освоение комплекса дыхательных, артикуляционных упражнений; вокальные упражнения на развитие гибкости голоса, расширения его диапазона; проблемная ситуация: что значит красивое пение; музыкальная викторина на знание вокальных музыкальных произведений и их авторов; разучивание, исполнение вокальных произведений композиторовклассиков; вариативно: посещение концерта вокальной музыки; школьный конкурс юных вокалистов. Инструментальная музыка Содержание: Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет. Виды деятельности обучающихся: знакомство с жанрами камерной инструментальной музыки; слушание произведений композиторов-классиков; определение комплекса выразительных средств; описание своего впечатления от восприятия; музыкальная викторина; вариативно: посещение концерта инструментальной музыки; составление словаря музыкальных жанров. Программная музыка Содержание: Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф. Виды деятельности обучающихся: слушание произведений программной музыки; обсуждение музыкального образа, музыкальных средств, использованных композитором; вариативно: рисование образов программной музыки; сочинение небольших миниатюр (вокальные или инструментальные импровизации) по заданной программе. Симфоническая музыка Содержание: Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина. Виды деятельности обучающихся: знакомство с составом симфонического оркестра, группами инструментов; определение на слух тембров инструментов симфонического оркестра; слушание фрагментов симфонической музыки; «дирижирование» оркестром; музыкальная викторина; вариативно: посещение концерта симфонической музыки; просмотр фильма об устройстве оркестра. Русские композиторы-классики Содержание: Творчество выдающихся отечественных композиторов. Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии; слушание музыки: фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений; круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории); характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств; наблюдение за развитием музыки; определение жанра, формы; чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера; вокализация тем инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; вариативно: посещение концерта; просмотр биографического фильма. Европейские композиторы-классики Содержание: Творчество выдающихся зарубежных композиторов. Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством выдающихся композиторов, отдельными фактами из их биографии; слушание музыки: фрагменты вокальных, инструментальных, симфонических сочинений; круг характерных образов (картины природы, народной жизни, истории); характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств; наблюдение за развитием музыки; определение жанра, формы; чтение учебных текстов и художественной литературы биографического характера; вокализация тем инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; вариативно: посещение концерта; просмотр биографического фильма. Мастерство исполнителя Содержание: Творчество выдающихся исполнителей-певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П.И. Чайковского. Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством выдающихся исполнителей классической музыки; изучение программ, афиш консерватории, филармонии; сравнение нескольких интерпретаций одного и того же произведения в исполнении разных музыкантов; беседа на тему «Композитор – исполнитель – слушатель»; вариативно: посещение концерта классической музыки; создание коллекции записей любимого исполнителя. Модуль № 3 «Музыка в жизни человека» Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг рефлексивного исследования обучающимися психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта обучающихся, расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщённые жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля – воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей. Красота и вдохновение Содержание: Стремление человека к красоте Особое состояние – вдохновение. Музыка – возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей – хор, хоровод. Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека; слушание музыки, концентрация на её восприятии, своём внутреннем состоянии; двигательная импровизация под музыку лирического характера «Цветы распускаются под музыку»; выстраивание хорового унисона – вокального и психологического; одновременное взятие и снятие звука, навыки певческого дыхания по руке дирижёра; разучивание, исполнение красивой песни; вариативно: разучивание хоровода Музыкальные пейзажи Содержание: Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка – выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами. Виды деятельности обучающихся: слушание произведений программной музыки, посвящённой образам природы; подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки; сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства; двигательная импровизация, пластическое интонирование; разучивание, одухотворенное исполнение песен о природе, её красоте; вариативно: рисование «услышанных» пейзажей и (или) абстрактная живопись – передача настроения цветом, точками, линиями; играимпровизация «Угадай моё настроение». Музыкальные портреты Содержание: Музыка, передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях. Виды деятельности обучающихся: слушание произведений вокальной, программной инструментальной музыки, посвящённой образам людей, сказочных персонажей; подбор эпитетов для описания настроения, характера музыки; сопоставление музыки с произведениями изобразительного искусства; двигательная импровизация в образе героя музыкального произведения; разучивание, харáктерное исполнение песни – портретной зарисовки; вариативно: рисование, лепка героя музыкального произведения; играимпровизация «Угадай мой характер»; инсценировка – импровизация в жанре кукольного (теневого) театра с помощью кукол, силуэтов. Какой же праздник без музыки? Содержание: Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике. Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем о значении музыки на празднике; слушание произведений торжественного, праздничного характера; «дирижирование» фрагментами произведений; конкурс на лучшего «дирижёра»; разучивание и исполнение тематических песен к ближайшему празднику; проблемная ситуация: почему на праздниках обязательно звучит музыка; вариативно: запись видео открытки с музыкальным поздравлением; групповые творческие шутливые двигательные импровизации «Цирковая труппа». Танцы, игры и веселье Содержание: Музыка – игра звуками. Танец – искусство и радость движения. Примеры популярных танцев. Виды деятельности обучающихся: слушание, исполнение музыки скерцозного характера; разучивание, исполнение танцевальных движений; танец-игра; рефлексия собственного эмоционального состояния после участия в танцевальных композициях и импровизациях; проблемная ситуация: зачем люди танцуют; ритмическая импровизация в стиле определённого танцевального жанра; Музыка на войне, музыка о войне Содержание: Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры (призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы). Песни Великой Отечественной войны – песни Великой Победы. Виды деятельности обучающихся: чтение учебных и художественных текстов, посвящённых песням Великой Отечественной войны; слушание, исполнение песен Великой Отечественной войны, знакомство с историей их сочинения и исполнения; обсуждение в классе, ответы на вопросы: какие чувства вызывают песни Великой Победы, почему? Как музыка, песни помогали российскому народу одержать победу в Великой Отечественной войне? Главный музыкальный символ Содержание: Гимн России – главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны. Виды деятельности обучающихся: разучивание, исполнение Гимна Российской Федерации; знакомство с историей создания, правилами исполнения; просмотр видеозаписей парада, церемонии награждения спортсменов; чувство гордости, понятия достоинства и чести; обсуждение этических вопросов, связанных с государственными символами страны; разучивание, исполнение Гимна своей республики, города, школы. Искусство времени Содержание: Музыка – временное искусство. Погружение в поток музыкального звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития. Виды деятельности обучающихся: слушание, исполнение музыкальных произведений, передающих образ непрерывного движения; наблюдение за своими телесными реакциями (дыхание, пульс, мышечный тонус) при восприятии музыки; проблемная ситуация: как музыка воздействует на человека; вариативно: программная ритмическая импровизация «Поезд», «Космический корабль». или инструментальная Модуль № 4 «Музыка народов мира» Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» – тезис, выдвинутый Д.Б. Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость фольклора разных народов. Певец своего народа Содержание: Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов – ярких представителей национального музыкального стиля своей страны. Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством композиторов; сравнение их сочинений с народной музыкой; определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала; вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, посвящённые выдающимся композиторам. Музыка стран ближнего зарубежья Содержание: Фольклор и музыкальные традиции стран ближнего зарубежья (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты). Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Славянские музыкальные традиции. Кавказские мелодии и ритмы. Композиторы и музыканты-исполнители стран ближнего зарубежья. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками. Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран; определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов; определение на слух тембров инструментов; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народовс фольклорными элементами народов России; разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах); вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира. Музыка стран дальнего зарубежья Содержание: Музыка народов Европы. Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты. Карнавал. Музыка Испании и Латинской Америки. Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты. Танцевальные жанры (по выбору учителя могут быть представлены болеро, фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и другие). Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Музыка Японии и Китая. Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии, музыкальные инструменты. Пентатоника. Музыка Средней Азии. Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона. Виды деятельности обучающихся: знакомство с особенностями музыкального фольклора народов других стран; определение характерных черт, типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации); знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и звучания народных инструментов; определение на слух тембров инструментов; классификация на группы духовых, ударных, струнных; музыкальная викторина на знание тембров народных инструментов; двигательная игра – импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах; сравнение интонаций, жанров, ладов, инструментов других народов с фольклорными элементами народов России; разучивание и исполнение песен, танцев, сочинение, импровизация ритмических аккомпанементов к ним (с помощью звучащих жестов или на ударных инструментах); вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах народных мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальной культуре народов мира. Диалог культур Содержание: Образы, интонации фольклора других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов). Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством композиторов; сравнение их сочинений с народной музыкой; определение формы, принципа развития фольклорного музыкального материала; вокализация наиболее ярких тем инструментальных сочинений; разучивание, исполнение доступных вокальных сочинений; вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах композиторских мелодий, прослеживание их по нотной записи; творческие, исследовательские проекты, посвящённые выдающимся композиторам. Модуль № 5 «Духовная музыка» Музыкальная культура России на протяжении нескольких столетий была представлена тремя главными направлениями – музыкой народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического планирования представить обучающимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства. Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей. Звучание храма Содержание: Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и другие). Звонарские приговорки. Колокольность в музыке русских композиторов. Виды деятельности обучающихся: обобщение жизненного опыта, связанного со звучанием колоколов; диалог с учителем о традициях изготовления колоколов, значении колокольного звона; знакомство с видами колокольных звонов; слушание музыки русских композиторов с ярко выраженным изобразительным элементом колокольности (по выбору учителя могут звучать фрагменты из музыкальных произведений М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова и другие); выявление, обсуждение характера, выразительных средств, использованных композитором; двигательная импровизация – имитация движений звонаря на колокольне; ритмические и артикуляционные упражнения на основе звонарских приговорок; вариативно: просмотр документального фильма о колоколах; сочинение, исполнение на фортепиано, синтезаторе или металлофонах композиции (импровизации), имитирующей звучание колоколов. Песни верующих Содержание: Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков. Виды деятельности обучающихся: слушание, разучивание, исполнение вокальных произведений религиозного содержания; диалог с учителем о характере музыки, манере исполнения, выразительных средствах; знакомство с произведениями светской музыки, в которых воплощены молитвенные интонации, используется хоральный склад звучания; вариативно: просмотр документального фильма о значении молитвы; рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений. Инструментальная музыка в церкви Содержание: Орган и его роль в богослужении. Творчество И.С. Баха. Виды деятельности обучающихся: чтение учебных и художественных текстов, посвящённых истории создания, устройству органа, его роли в католическом и протестантском богослужении; ответы на вопросы учителя; слушание органной музыки И.С. Баха; описание впечатления от восприятия, характеристика музыкальновыразительных средств; игровая имитация особенностей игры на органе (во время слушания); звуковое исследование – исполнение (учителем) на синтезаторе знакомых музыкальных произведений тембром органа; наблюдение за трансформацией музыкального образа; вариативно: посещение концерта органной музыки; рассматривание иллюстраций, изображений органа; проблемная ситуация – выдвижение гипотез о принципах работы этого музыкального инструмента; просмотр познавательного фильма об органе; литературное, художественное творчество на основе музыкальных впечатлений от восприятия органной музыки. Искусство Русской православной церкви Содержание: Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и другое). Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы. Виды деятельности обучающихся: разучивание, исполнение вокальных произведений религиозной тематики, сравнение церковных мелодий и народных песен, мелодий светской музыки; прослеживание исполняемых мелодий по нотной записи; анализ типа мелодического движения, особенностей ритма, темпа, динамики; сопоставление произведений музыки и живописи, посвящённых святым, Христу, Богородице; вариативно: посещение храма; поиск в Интернете информации о Крещении Руси, святых, об иконах. Религиозные праздники Содержание: Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания (по выбору: на религиозных праздниках той конфессии, которая наиболее почитаема в данном регионе Российской Федерации. В рамках православной традиции возможно рассмотрение традиционных праздников с точки зрения, как религиозной символики, так и фольклорных традиций (например: Рождество, Троица, Пасха). Рекомендуется знакомство с фрагментами литургической музыки русских композиторов-классиков (С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: слушание музыкальных фрагментов праздничных богослужений, определение характера музыки, её религиозного содержания; разучивание (с опорой на нотный текст), исполнение доступных вокальных произведений духовной музыки; вариативно: просмотр фильма, посвящённого религиозным праздникам; посещение концерта духовной музыки; исследовательские проекты, посвящённые музыке религиозных праздников. Модуль № 6 «Музыка театра и кино» Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем «Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты). Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов. Музыкальная сказка на сцене, на экране Содержание: Характеры персонажей, отражённые в музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль. Виды деятельности обучающихся: видеопросмотр музыкальной сказки; обсуждение музыкально-выразительных средств, передающих повороты сюжета, характеры героев; игра-викторина «Угадай по голосу»; разучивание, исполнение отдельных номеров из детской оперы, музыкальной сказки; вариативно: постановка детской музыкальной сказки, спектакль для родителей; творческий проект «Озвучиваем мультфильм». Театр оперы и балета Содержание: Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле. Виды деятельности обучающихся: знакомство со знаменитыми музыкальными театрами; просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с комментариями учителя; определение особенностей балетного и оперного спектакля; тесты или кроссворды на освоение специальных терминов; танцевальная импровизация под музыку фрагмента балета; разучивание и исполнение доступного фрагмента, обработки песни (хора из оперы); «игра в дирижёра» – двигательная импровизация во время слушания оркестрового фрагмента музыкального спектакля; вариативно: посещение спектакля или экскурсия в местный музыкальный театр; виртуальная экскурсия по Большому театру; рисование по мотивам музыкального спектакля, создание афиши. Балет. Хореография – искусство танца Содержание: Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов (например, балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, В.А. Гаврилина, Р.К. Щедрина). Виды деятельности обучающихся: просмотр и обсуждение видеозаписей – знакомство с несколькими яркими сольными номерами и сценами из балетов русских композиторов; музыкальная викторина на знание балетной музыки; вариативно: пропевание и исполнение ритмической партитуры – аккомпанемента к фрагменту балетной музыки; посещение балетного спектакля или просмотр фильма-балета; Опера. Главные герои и номера оперного спектакля Содержание: Ария, хор, сцена, увертюра – оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов (по выбору учителя могут быть представлены фрагменты из опер Н.А. Римского Корсакова («Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»), М.И. Глинки («Руслан и Людмила»), К.В. Глюка («Орфей и Эвридика»), Дж. Верди и других композиторов). Виды деятельности обучающихся: слушание фрагментов опер; определение характера музыки сольной партии, роли и выразительных средств оркестрового сопровождения; знакомство с тембрами голосов оперных певцов; освоение терминологии; звучащие тесты и кроссворды на проверку знаний; разучивание, исполнение песни, хора из оперы; рисование героев, сцен из опер; вариативно: просмотр фильма-оперы; постановка детской оперы. Сюжет музыкального спектакля Содержание: Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете. Контрастные образы, лейтмотивы. Виды деятельности обучающихся: знакомство с либретто, структурой музыкального спектакля; рисунок обложки для либретто опер и балетов; анализ выразительных средств, создающих образы главных героев, противоборствующих сторон; наблюдение за музыкальным развитием, характеристика приёмов, использованных композитором; вокализация, пропевание музыкальных тем, пластическое интонирование оркестровых фрагментов; музыкальная викторина на знание музыки; звучащие и терминологические тесты; вариативно: создание любительского видеофильма на основе выбранного либретто; просмотр фильма-оперы или фильма-балета. Оперетта, мюзикл Содержание: История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса, И. Кальмана и др. Виды деятельности обучающихся: знакомство с жанрами оперетты, мюзикла; слушание фрагментов из оперетт, анализ характерных особенностей жанра; разучивание, исполнение отдельных номеров из популярных музыкальных спектаклей; сравнение разных постановок одного и того же мюзикла; вариативно: посещение музыкального театра: спектакль в жанре оперетты или мюзикла; постановка фрагментов, сцен из мюзикла – спектакль для родителей. Кто создаёт музыкальный спектакль? Содержание: Профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и другие. Виды деятельности обучающихся: диалог с учителем по поводу синкретичного характера музыкального спектакля; знакомство с миром театральных профессий, творчеством театральных режиссёров, художников; просмотр фрагментов одного и того же спектакля в разных постановках; обсуждение различий в оформлении, режиссуре; создание эскизов костюмов и декораций к одному из изученных музыкальных спектаклей; вариативно: виртуальный квест по музыкальному театру. Патриотическая и народная тема в театре и кино Содержание: История создания, значение музыкально-сценических и экранных произведений, посвящённых нашему народу, его истории, теме служения Отечеству. Фрагменты, отдельные номера из опер, балетов, музыки к фильмам (например, опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки, опера «Война и мир», музыка к кинофильму «Александр Невский» С.С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и другие произведения). Виды деятельности обучающихся: чтение учебных и популярных текстов об истории создания патриотических опер, фильмов, о творческих поисках композиторов, создававших к ним музыку; диалог с учителем; просмотр фрагментов крупных сценических произведений, фильмов; обсуждение характера героев и событий; проблемная ситуация: зачем нужна серьёзная музыка; разучивание, исполнение песен о Родине, нашей стране, исторических событиях и подвигах героев; вариативно: посещение театра (кинотеатра) – просмотр спектакля (фильма) патриотического содержания; участие в концерте, фестивале, конференции патриотической тематики. Модуль № 7 «Современная музыкальная культура» Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа), для восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому на уровне начального общего образования необходимо заложить основы для последующего развития в данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания. Современные обработки классической музыки Содержание: Понятие обработки, творчество современных композиторов исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики? Виды деятельности обучающихся: различение музыки классической и её современной обработки; слушание обработок классической музыки, сравнение их с оригиналом; обсуждение комплекса выразительных средств, наблюдение за изменением характера музыки; вокальное исполнение классических тем в сопровождении современного ритмизованного аккомпанемента; Джаз Содержание: Особенности джаза: импровизационность, ритм. Музыкальные инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов (по выбору учителя могут быть представлены примеры творчества всемирно известных джазовых). Виды деятельности обучающихся: знакомство с творчеством джазовых музыкантов; узнавание, различение на слух джазовых композиций в отличие от других музыкальных стилей и направлений; определение на слух тембров музыкальных инструментов, исполняющих джазовую композицию; вариативно: разучивание, исполнение песен в джазовых ритмах; сочинение, импровизация ритмического аккомпанемента с джазовым ритмом, синкопами; составление плейлиста, коллекции записей джазовых музыкантов. Исполнители современной музыки Содержание: Творчество одного или нескольких исполнителей современной музыки, популярных у молодёжи. Виды деятельности обучающихся: просмотр видеоклипов современных исполнителей; сравнение их композиций с другими направлениями и стилями (классикой, духовной, народной музыкой); вариативно: составление плейлиста, коллекции записей современной музыки для друзей-других обучающихся (для проведения совместного досуга); съёмка собственного видеоклипа на музыку одной из современных популярных композиций. Электронные музыкальные инструменты Содержание: Современные «двойники» классических музыкальных инструментов: синтезатор, электронная скрипка, гитара, барабаны. Виртуальные музыкальные инструменты в компьютерных программах. Виды деятельности обучающихся: слушание музыкальных композиций в исполнении на электронных музыкальных инструментах; сравнение их звучания с акустическими инструментами, обсуждение результатов сравнения; подбор электронных тембров для создания музыки к фантастическому фильму; вариативно: посещение музыкального магазина (отдел электронных музыкальных инструментов); просмотр фильма об электронных музыкальных инструментах; создание электронной композиции в компьютерных программах с готовыми семплами (например, Garage Band). Модуль № 8 «Музыкальная грамота» Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5–10 минут на каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом. Весь мир звучит Содержание: Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр. Виды деятельности обучающихся: знакомство со звуками музыкальными и шумовыми; различение, определение на слух звуков различного качества; игра – подражание звукам и голосам природы с использованием шумовых музыкальных инструментов, вокальной импровизации; артикуляционные упражнения, разучивание и исполнение попевок и песен с использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков. Звукоряд Содержание: Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы. Виды деятельности обучающихся: знакомство с элементами нотной записи; различение по нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от других последовательностей звуков; пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до»; разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда. Интонация Содержание: Выразительные и изобразительные интонации. Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи кратких интонаций изобразительного (ку-ку, тик-так и другие) и выразительного (просьба, призыв и другие) характера; разучивание, исполнение попевок, вокальных упражнений, песен, вокальные и инструментальные импровизации на основе данных интонаций; слушание фрагментов музыкальных произведений, включающих примеры изобразительных интонаций. Ритм Содержание: Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта. Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз; исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов; игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов; разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры; слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками); Ритмический рисунок Содержание: Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура. Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз; исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов простых ритмов; игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов; разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры; слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками); Размер Содержание: Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4. Виды деятельности обучающихся: ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах); определение на слух, по нотной записи размеров 2/4, 3/4, 4/4; исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с хлопками-акцентами на сильную долю, элементарными дирижёрскими жестами; слушание музыкальных произведений с ярко выраженным музыкальным размером, танцевальные, двигательные импровизации под музыку; вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий в размерах 2/4, 3/4, 4/4; вокальная и инструментальная импровизация в заданном размере. Музыкальный язык Содержание: Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Штрихи (стаккато, легато, акцент). Виды деятельности обучающихся: знакомство с элементами музыкального языка, специальными терминами, их обозначением в нотной записи; определение изученных элементов на слух при восприятии музыкальных произведений; наблюдение за изменением музыкального образа при изменении элементов музыкального языка (как меняется характер музыки при изменении темпа, динамики, штрихов); исполнение вокальных и ритмических упражнений, песен с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками; использование элементов музыкального языка для создания определённого образа, настроения в вокальных и инструментальных импровизациях; вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий с ярко выраженными динамическими, темповыми, штриховыми красками; исполнительская интерпретация на основе их изменения. Составление музыкального словаря. Высота звуков Содержание: Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары). Виды деятельности обучающихся: освоение понятий «выше-ниже»; определение на слух принадлежности звуков к одному из регистров; прослеживание по нотной записи отдельных мотивов, фрагментов знакомых песен, вычленение знакомых нот, знаков альтерации; наблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра; вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, кратких мелодий по нотам; выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре. Мелодия Содержание: Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок. Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками; исполнение, импровизация (вокальная или на звуковысотных музыкальных инструментах) различных мелодических рисунков; вариативно: нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива; обнаружение повторяющихся и неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз, похожих друг на друга; исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам. Сопровождение Содержание: Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш. Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи главного голоса и сопровождения; различение, характеристика мелодических и ритмических особенностей главного голоса и сопровождения; показ рукой линии движения главного голоса и аккомпанемента; различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение, проигрыш; составление наглядной графической схемы; импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне (звучащими жестами или на ударных инструментах); вариативно: исполнение простейшего сопровождения к знакомой мелодии на клавишных или духовых инструментах. Песня Содержание: Куплетная форма. Запев, припев. Виды деятельности обучающихся: знакомство со строением куплетной формы; составление наглядной буквенной или графической схемы куплетной формы; исполнение песен, написанных в куплетной форме; различение куплетной формы при слушании незнакомых музыкальных произведений; вариативно: импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой песне. Лад Содержание: Понятие лада. Семиступенные лады мажор и минор. Краска звучания. Ступеневый состав. Виды деятельности обучающихся: определение на слух ладового наклонения музыки; игра «Солнышко – туча»; наблюдение за изменением музыкального образа при изменении лада; распевания, вокальные упражнения, построенные на чередовании мажора и минора; исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской; вариативно: импровизация, сочинение в заданном ладу; чтение сказок о нотах и музыкальных ладах. Пентатоника Содержание: Пентатоника – пятиступенный лад, распространённый у многих народов. Виды деятельности обучающихся: слушание инструментальных произведений, исполнение песен, написанных в пентатонике Ноты в разных октавах Содержание: Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ. Виды деятельности обучающихся: знакомство с нотной записью во второй и малой октаве; прослеживание по нотам небольших мелодий в соответствующем диапазоне; сравнение одной и той же мелодии, записанной в разных октавах; определение на слух, в какой октаве звучит музыкальный фрагмент; вариативно: исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам. Дополнительные обозначения в нотах Содержание: Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги). Виды деятельности обучающихся: знакомство с дополнительными элементами нотной записи; исполнение песен, попевок, в которых присутствуют данные элементы. Ритмические рисунки в размере 6/8 Содержание: Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм. Виды деятельности обучающихся: определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8; исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и (или) ударных инструментов; игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами; разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры; слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками); вариативно: исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий и аккомпанементов в размере 6/8. Тональность. Гамма Содержание: Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2–3 знаков при ключе). Виды деятельности обучающихся: определение на слух устойчивых звуков; игра «устой – неустой»; пение упражнений – гамм с названием нот, прослеживание по нотам; освоение понятия «тоника»; упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу»; вариативно: импровизация в заданной тональности. Интервалы Содержание: Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима. Виды деятельности обучающихся: освоение понятия «интервал»; анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон); различение на слух диссонансов и консонансов, параллельного движения двух голосов в октаву, терцию, сексту; подбор эпитетов для определения краски звучания различных интервалов; разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении; элементы двухголосия; вариативно: досочинение к простой мелодии подголоска, повторяющего основной голос в терцию, октаву; сочинение аккомпанемента на основе движения квинтами, октавами. Гармония Содержание: Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд, аккордовая, арпеджио. Виды деятельности обучающихся: различение на слух интервалов и аккордов; различение на слух мажорных и минорных аккордов; разучивание, исполнение попевок и песен с мелодическим движениемпо звукам аккордов; вокальные упражнения с элементами трёхголосия; определение на слух типа фактуры аккомпанемента исполняемых песен, прослушанных инструментальных произведений; вариативно: сочинение аккордового аккомпанемента к мелодии песни. Музыкальная форма Содержание: Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды. Виды деятельности обучающихся: знакомство со строением музыкального произведения, понятиями двухчастной и трёхчастной формы, рондо; слушание произведений: определение формы их строения на слух; составление наглядной буквенной или графической схемы; исполнение песен, написанных в двухчастной или трёхчастной форме; вариативно: коллективная импровизация в форме рондо, трёхчастной репризной форме; создание художественных композиций (рисунок, аппликация) по законам музыкальной формы. Вариации Содержание: Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации. Виды деятельности обучающихся: слушание произведений, сочинённых в форме вариаций; наблюдение за развитием, изменением основной темы; составление наглядной буквенной или графической схемы; исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций; вариативно: коллективная импровизация в форме вариаций. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты, оцениваемые после освоения всей АООП НОО, которые могут быть сформированы при изучении учебного предмета «Музыка» отражают: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к культуре других народов; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на бережное отношение к духовным ценностям; способность к осмыслению и дифференциации музыкальной картины мира, ее временной организации. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом: Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью: осуществлять разносторонний анализ (звучащей музыки); сравнивать музыкальные произведения; обобщать-классифицировать музыкальные произведения. Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью: понимать смысл предъявляемых учебных задач (прослушать, определить, придумать и т.п.); планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, высказывание по результату прослушивания, двигательное изображение по заданию и т.п.); осуществлять контроль результатов (выучена запевка, стихотворение, куплет и пр.) под руководством учителя и самостоятельно. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью: адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности; использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем. Кроме того изучение учебного предмета «Музыка» непосредственно связано с реализацией программы духовно-нравственного развития, воспитания. Решаются следующие важнейшие задачи воспитания: – формирование основ российской гражданской идентичности – осознание себя как гражданина России; – пробуждение чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; – осознание своей этнической и национальной принадлежности, воспитание положительного отношения к своей национальной культуре; – формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам (в ходе организации праздников); – воспитание эмоционально-положительного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Предметные результаты в целом оцениваются после освоения всей АООП НОО: формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений; развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений; формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров; использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Народная музыка России Край, в котором ты живёшь: русские народные песни «Во поле береза стояла», 1.1 «Уж как по мосту, мосточку»; В.Я.Шаинский «Вместе весело шагать» Русский фольклор: русские народные 1.2 песни «Из-под дуба, из-под вяза» Русские народные музыкальные 1.3 инструменты: Русские народные песни «Светит месяц»; «Ах вы, сени, мои сени» Сказки, мифы и легенды: «Былина о Вольге и Микуле», А.С. Аренский «Фантазия на темы Рябинина для 1.4 фортепиано с оркестром»; Н.Добронравов М. Таривердиев «Маленький принц» (Кто тебя выдумал, звездная страна…) Народные праздники: песни-колядки 1.5 «Пришла коляда», «В ночном саду» Фольклор народов России: народная 1.6 песня коми «Провожание»; татарская народная песня «Туган як» Всего 1 1 1 1 1 1 Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов: Хор «А 1.7 мы просо сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», П.И. Чайковский Финал из симфонии № 4 Итого по разделу Раздел 2. Классическая музыка Русские композиторы-классики: П.И.Чайковский «Немецкая песенка», 2.1 «Неаполитанская песенка» из Детского альбома Европейские композиторы-классики: Л. 2.2 ван Бетховен «Сурок»; Концерт для фортепиано с оркестром № 4, 2-я часть Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель: Н. Паганини каприс № 24; Л. Делиб Пиццикато из балета 2.3 «Сильвия»; А. Вивальди Концерт для виолончели с оркестром соль-минор, 2 часть Вокальная музыка: М.И. Глинка 2.4 «Жаворонок»; "Школьный вальс" Исаака Дунаевского Программная музыка: А.К. Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро»; М.П. 2.5 Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» – вступление к опере «Хованщина» 2.6 Симфоническая музыка: П.И. Чайковский Симфония № 4, Финал; С.С. Прокофьев. Классическая симфония (№ 1 7 1 1 1 1 1 1 1) Первая часть Мастерство исполнителя: Русская народная песня «Уж, ты сад» в исполнении Л. Руслановой; Л. ван 2.7 Бетховен Патетическая соната (1-я часть) для фортепиано в исполнении С.Т. Рихтера Инструментальная музыка: Р. Шуман 2.8 «Грезы»; С.С. Прокофьев «Сказки старой бабушки» Итого по разделу Раздел 3. Музыка в жизни человека Главный музыкальный символ: Гимн 3.1 России Красота и вдохновение: «Рассветчародей» музыка В.Я.Шаинского сл. М.С.Пляцковского; П.И. Чайковский 3.2 «Мелодия» для скрипки и фортепиано, А.П. Бородин «Ноктюрн из струнного квартета № 2» Итого по разделу ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Раздел 1. Музыка народов мира Диалог культур: М.И. Глинка Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила»; А.И. Хачатурян «Русская 1.1 пляска» из балета «Гаянэ»; А.П. Бородин музыкальная картина «В Средней Азии»; Н.А. Римский-Корсаков «Песня индийского гостя» из оперы «Садко» 1 1 8 1 1 2 2 Итого по разделу Раздел 2. Духовная музыка Инструментальная музыка в церкви: И.С. Бах Хоральная прелюдия фа-минор для 2.1 органа, Токката и фуга ре минор для органа Искусство Русской православной церкви: молитва «Богородице Дево Радуйся» 2.2 хора братии Оптиной Пустыни; С.В. Рахманинов «Богородице Дево Радуйся» из «Всенощного бдения» Религиозные праздники: колядки 2.3 «Добрый тебе вечер», «Небо и земля», Рождественские песни Итого по разделу Раздел 3. Музыка театра и кино Музыкальная сказка на сцене, на экране: фильм-балет «Хрустальный башмачок» (балет С.С.Прокофьева «Золушка»); 3.1 aильм-сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Толстой, муз. А.Рыбникова Театр оперы и балета: отъезд Золушки на 3.2 бал, Полночь из балета С.С. Прокофьева «Золушка» Балет. Хореография – искусство танца: 3.3 вальс, сцена примерки туфельки и финал из балета С.С. Прокофьева «Золушка» 3.4 Опера. Главные герои и номера оперного спектакля: Песня Вани, Ария Сусанина и 2 1 1 1 3 2 1 1 2 хор «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»; Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»: «Три чуда», «Полет шмеля» Сюжет музыкального спектакля: сцена у 3.5 Посада из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» Оперетта, мюзикл: Ж. Оффенбах «Шествие царей» из оперетты 3.6 «Прекрасная Елена»; Песня «До-Ре-Ми» из мюзикла Р. Роджерса «Звуки музыки» Итого по разделу Раздел 4. Современная музыкальная культура Современные обработки классической музыки: Ф. Шопен Прелюдия ми-минор, 4.1 Чардаш В. Монти в современной обработке Джаз: С. Джоплин регтайм «Артист эстрады». Б. Тиэл «Как прекрасен мир!», 4.2 Д. Херман «Hello Dolly» в исполнении Л. Армстронга Исполнители современной музыки: О.Газманов «Люси» в исполнении 4.3 Р.Газманова (6 лет); И. Лиева, Э. Терская «Мама» в исполнении группы «Рирада» 4.4 Электронные музыкальные инструменты: Э. Артемьев темы из кинофильмов «Раба любви», «Родня». Э. Сигмейстер. Ковбойская песня для детского ансамбля электронных и элементарных 1 1 8 1 1 1 1 инструментов Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 4 34 0 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема урока Край, в котором ты живёшь Русский фольклор Русские народные музыкальные инструменты Сказки, мифы и легенды Народные праздники Проверочная работа Фольклор народов России Фольклор в творчестве профессионал ьных музыкантов Русские композиторыклассики Европейские композиторыклассики Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель Вокальная музыка Программная музыка Творческая работа Симфоническ ая музыка Количество часов Контроль Все ные го работы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практичес кие работы Дата изучен ия Электронны е цифровые образователь ные ресурсы 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Мастерство исполнителя Инструментал ьная музыка Главный музыкальный символ Красота и вдохновение Диалог культур Диалог культур Инструментал ьная музыка в церкви Искусство Русской православной церкви Религиозные праздники Музыкальная сказка на сцене, на экране Музыкальная сказка на сцене, на экране Театр оперы и балета Балет. Хореография – искусство танца Опера. Главные герои и номера оперного спектакля Опера. Главные герои и номера оперного спектакля Сюжет музыкального 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 спектакля Оперетта, 30 мюзикл Современные обработки 31 классической музыки Джаз 32 Итоговый тест Исполнители 33 современной музыки Электронные 34 музыкальные инструменты ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 1 1 1 1 34 2 0