АРП окр мир 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2 КЛАССА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(вариант 7.2.)

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий
мир»

(предметная

область

«Обществознание

и

естествознание»

(«Окружающий мир») (далее соответственно – программа по окружающему
миру, окружающий мир) включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по окружающему
миру.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
учебного предмета, характеристику психологических предпосылок к его
изучению обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР); место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
планируемым результатам.
Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии

для

обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершатся перечнем универсальных учебных действий: познавательных,
коммуникативных

и

регулятивных,

которые

возможно

формировать

средствами окружающего мира с учётом возрастных и психофизических
особенностей обучающихся с ЗПР. В 1, 1 дополнительном и 2 классах
предлагается пропедевтический уровень формирования универсальных
учебных действий, так как их становление на уровне начального общего
образования только начинается.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося с ЗПР за каждый год обучения на
уровне начального общего образования.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на
уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на
основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном
государственном

образовательном

стандарте

начального

общего

предметной

области

образования, Федеральной программы воспитания.
Учебный

предмет

«Окружающий

мир»

«Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий
потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения,
познавательные

интересы

и

способности,

создаются

условия

для

самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного
учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с
практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано
обучение по варианту программы 7.2., мал запас дошкольных знаний и
умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно
встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем
эмоциональная окрашенность большинства тем, яркость иллюстраций
учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие
компьютерных

программ,

которые

можно

использовать

в

качестве

обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным
для обучающихся с ЗПР.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о
природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём,
соответствует потребностям и интересам обучающихся с ЗПР младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
формировании начальных знаний о природе и обществе, формирование
предпосылок целостного взгляда на мир, начальных знаний о месте в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и
3

социальную среду обитания); освоение элементарных естественнонаучных,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета; формирование представлений о
ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности
здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные
знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной с поисковоисследовательской

деятельностью

(наблюдения,

опыты,

трудовая

деятельность); духовно-нравственное развитие и воспитание личности
гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому
государству, определённому этносу; проявление уважения к истории,
культуре, традициям народов РФ; освоение обучающимися с ЗПР основ
мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей,
законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение
духовного опыта обучающихся с ЗПР, развитие способности к социализации
на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение начального
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими

нормами

поведения;

становление

базовых

навыков

повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к
людям,

уважительного

отношения

к

их

взглядам,

мнению

и

индивидуальности.
В ходе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся с ЗПР
овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе
и

обществе,

окружающем

учатся
мире.

осмысливать

причинно-следственные

Коррекционно-развивающий

потенциал

связи

в

предмета

заключается в развитии способности обучающегося с ЗПР использовать
сформированные представления о мире для решения разнообразных
предметно-практических и коммуникативных задач, развитии активности,
любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с
миром живой и неживой природы.
4

Предмет обладает широкими возможностями для формирования у
обучающихся фундамента экологической и культурологической грамотности
и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в
природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и
людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся с ЗПР
освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей

природной

и

социальной

среде,

заложит

основу

для

осмысления личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира
понятными, знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР
возможность найти свое место в ближайшем окружении, попытаться
прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с
интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое
личное и социальное благополучие, что особенно важно для обучающихся с
ЗПР.
Существенная особенность учебного предмета «Окружающий мир»
состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой
реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в
системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие
люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся с ЗПР основ здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и
оценки возникшей ситуации.
Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего
мира во 2 классе – 68 часов (два часа в неделю в каждом классе).
5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР» 2 КЛАСС
Содержание обучения во 2 классе
Человек и общество
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на
карте. Государственные символы России. Москва – столица России. Святыни
Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и
другие. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и другие). Герб
Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия –
многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи,
праздники.

Родной

край,

его

природные

и

культурные

достопримечательности. Значимые события истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда
в жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление
схемы родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта,
справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям
других людей – главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля
отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли:
глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон
горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным
природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с
помощью компаса.
6

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни
растений.
Многообразие

животных.

Насекомые,

рыбы,

птицы,

звери,

земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков.
Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители
растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки.
Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов
пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе
как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе
(маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах
пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила
безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание
на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки
безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной
помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в
информационно-коммуникационной сети «Интернет» (коммуникация в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на
пропедевтическом
познавательных

уровне

ряда

универсальных

универсальных
учебных

учебных

действий,

действий:

коммуникативных

универсальных учебных действий, регулятивных универсальные учебных
действий, совместной деятельности.
7

Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт,
сравнение, измерение); определять на основе наблюдения и визуальной
подсказки состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное); различать
символы Российской Федерации; различать деревья, кустарники, травы;
приводить примеры с опорой на образец (в пределах изученного);
группировать растения: дикорастущие и культурные (с опорой на образец);
лекарственные и ядовитые (в пределах изученного) (с опорой на образец);
различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
различать

информацию,

представленную

в

тексте,

графически,

аудиовизуально; читать информацию, представленную в схеме, таблице с
помощью учителя; используя текстовую информацию, заполнять таблицы
(при необходимости обращаясь к помощи учителя); соотносить пример
(рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой
характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром
(органы чувств; старшее поколение, культура поведения; Родина, столица,
родной край); понятия и термины, связанные с миром природы (среда
обитания, тело, явление, вещество; заповедник); понятия и термины,
связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим,
правильное

питание,

закаливание,

безопасность,

опасная

ситуация);

описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет
Солнечной системы с опорой на план/опорные слова; создавать небольшие
описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают
профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес природное сообщество» и
8

другие с опорой на план/опорные слова); приводить примеры растений и
животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей
местности).
Регулятивные

универсальные

учебные

действия

способствуют

формированию умений:
следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении
учебной

задачи;

контролировать

с

небольшой

помощью

учителя

последовательность действий по решению учебной задачи; оценивать
результаты своей работы, спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в
соответствии

с

правилами

поведения,

принятыми

в

обществе

под

руководством учителя; оценивать жизненные ситуации с точки зрения
правил поведения, культуры общения; проводить в парах (группах) простые
опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль,
железо), участвовать в составлении плана работы, оценивать свой вклад в
общее дело под руководством учителя; определять причины возможных
конфликтов после проведенного анализа, выбирать (из предложенных)
способы их разрешения.

9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру
характеризуют

готовность

обучающихся

с

ЗПР

руководствоваться

традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности
обучающихся, в части:
1)

гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре
своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества;
2)

духовно-нравственного воспитания:

проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в
обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения

и

доброжелательности;

применение

правил

совместной

деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям;
3)

эстетического воспитания:
10

понимание

особой

художественной

роли

культуры,

России

проявление

в

развитии

общемировой

уважительного

отношения,

восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в
продуктивной

и

преобразующей

деятельности,

в

разных

видах

художественной деятельности.
4)

физического воспитания, формирования культуры здоровья и

эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта
эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью;
5)

трудового воспитания:

осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям;
6)

экологического воспитания:

осознание

роли

человека

в

природе

и

обществе,

принятие

экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред;
7)

ценности научного познания:

осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
11

овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
участие в социально значимой деятельности;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни;
владение
социального

навыками

коммуникации

взаимодействия,

в

том

и

принятыми

числе

с

ритуалами

использованием

информационных технологий.
В результате изучения окружающего мира на уровне начального
общего

образования

познавательные

у

обучающегося

универсальные

учебные

с

ЗПР

будут

действия,

сформированы

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты
У обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания) на доступном уровне , проявлять способность
ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений
12

доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости
между объектами (часть целое; причина – следствие; изменения во времени и
в пространстве) по наводящим вопросам; сравнивать объекты окружающего
мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии по
предложенному плану, опорной схеме; объединять части объекта (объекты)
по определённому признаку; определять существенный признак для
классификации,

классифицировать

предложенные

объекты

после

проведенного анализа/ с опорой на образец; находить закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения
учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма с
помощью учителя.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
проводить (по предложенному плану) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью
учителя цель предстоящей работы; моделировать с помощью учителя
ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента
времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты
и другое); проводить по предложенному плану под руководством учителя
опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы на основе результатов проведённого наблюдения
(опыта, измерения, исследования) по наводящим вопросам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
13

использовать под руководством учителя различные источники для
поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом
учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать
достоверную и недостоверную информацию на основе предложенного
учителем способа её проверки; находить и использовать с помощью
взрослых

для

решения

учебных

задач

текстовую,

графическую,

аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать с помощью
учителя

графически

представленную

информацию:

схему,

таблицу,

иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет»

(с

помощью

учителя);

создавать

текстовую,

видео-,

графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма) с помощью
взрослых.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно
высказывать своё мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое
чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной
жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на доступном
уровне; конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов

наблюдений

и

опытной

работы,

подкреплять

их

доказательствами с помощью взрослых; находить ошибки и восстанавливать
деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы,
событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с
14

возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту
выступления с помощью взрослых.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций по
опорному плану.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоконтроля и самооценки как части регулятивных универсальных учебных
действий:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности по
предложенному алгоритму; находить ошибки в своей работе и устанавливать
их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя); объективно оценивать результаты своей деятельности,
соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать при помощи учителя
целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной

(практической)

задачи;

участвовать

в

формулировании

краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру) по наводящим вопросам;
участвовать в коллективной деятельности по достижению общей цели:
распределять

роли,

договариваться,

обсуждать

процесс

и

результат

совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;

выполнять правила совместной деятельности: справедливо

распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием
разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
15

разрешать их (при необходимости обращаясь с помощи взрослого);
ответственно выполнять свою часть работы.

16

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
2 класс
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России – Москву; узнавать
государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и
своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
традициям своего народа и других народов, государственным символам
России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на
природе; распознавать изученные объекты окружающего мира по их
описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
приводить примеры (используя дидактический материал, учебник, рабочую
тетрадь) изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края,
важных

событий

прошлого

и

настоящего

родного

края,

трудовой

деятельности и профессий жителей родного края; проводить, соблюдая
правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными
объектами, измерения (по алгоритму последовательных действий); иметь
представление об изученных взаимосвязях в природе, приводить с помощью
учителя примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные
культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные
экспонаты); описывать на основе предложенного плана или опорных слов
изученные природные объекты и явления; группировать с опорой на образец
изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
сравнивать с опорой на образец объекты живой и неживой природы на
основе

внешних

признаков;

иметь

представление

об

особенностях

ориентирования на местности по местным природным признакам, Солнцу,
компасу; создавать по заданному плану и опорным словам высказывания о
природе;

соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в

природе, оценивать на доступном уровне примеры положительного и
17

негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи
людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила безопасного поведения в
школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и
метро; соблюдать режим дня и питания, используя визуальные подсказки;
безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную

сеть

«Интернет»;

безопасно

осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя
(при необходимости).

18

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (68 часов)
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина Россия

12

1.2

Семья.
Семейные
ценности и
традиции

2

1.3

Правила
культурного
поведения в
общественных
местах

2

Итого по разделу

16

Раздел 2. Человек и природа

2.1

Методы
познания
природы.
Земля и другие
планеты,
звезды и
созвездия.

7

2.2

Многообразие
растений

8

2.3

Многообразие
животных

11

2.4

Красная книга
России.
Заповедники и
природные
парки

8

Итого по разделу

34

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый
образ жизни
школьника

4
19

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

3.2

Безопасность в
школе и
общественном
транспорте,
безопасность в
сети Интернет

8

Итого по разделу

12

Резервное время

6

3

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

3

20

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
Количество часов

№
п/
п

Тема урока

Все
го

1

Наша Родина ‒
Россия,
Российская
Федерация

1

2

Народы России.
Родная страна

1

3

Родной край, его
природные
достопримечатель
ности. Город и
село

1

4

Значимые события
истории родного
края.
Исторические
памятники,
старинные
постройки.
Природа и
предметы,
созданные
человеком
Административна
я контрольная
работа

1

5

Заповедники
России (Остров
Врангеля,
Большой
Арктический
заповедник).
Охрана природы

1

6

Заповедники
России

1

7

Заповедники
России. Охрана
природы

1

8

Народы Поволжья

1

Контроль
ные
работы

1

21

Практичес
кие
работы

Дата
изучен
ия

Электронны
е цифровые
образовател
ьные
ресурсы

и других
территорий РФ:
традиции, обычаи,
праздники.
Родной край,
город (село)

9

Резервный урок.
Тематическая
проверочная
работа по разделу
"Где мы живём?"

1

10

Связи в природе:
зависимость
изменений в
живой природе от
изменений в
неживой природе.
Неживая и живая
природа. Явления
природы

1

11

Годовой ход
изменений в
жизни животных.
Жизнь животных
осенью и зимой.
Явления природы

1

12

Зачем человек
трудится?
Ценность труда и
трудолюбия.
Профессии. Все
профессии важны

1

13

Зависимость
жизни растений от
состояния
неживой природы.
Жизнь растений
осенью и зимой.
Невидимые нити
природы

1

14

Мир животных:
птицы.
Особенности
внешнего вида,
передвижения,
питания:
узнавание,

1

1

22

называние,
описание

15

Звёздное небо:
звёзды и
созвездия.
Солнечная
система: планеты
(название,
расположение от
Солнца, краткая
характеристика)

1

16

Как человек
познаёт
окружающую
природу?
Особенности
разных методов
познания
окружающего
мира

1

17

Земля - живая
планета
Солнечной
системы

1

18

Почему на Земле
есть жизнь?
Условия жизни на
Земле. Водные
богатства Земли

1

19

Деревья,
кустарники, травы
родного края
(узнавание,
называние,
краткое описание).
Какие бывают
растения

1

20

Деревья
лиственные и
хвойные.
Сравнение
лиственных и
хвойных деревьев:
общее и различия

1

21

Многообразие
животных родного

1
23

края и разных
территорий
России. Какие
бывают животные

22

Мир животных:
насекомые.
Особенности
внешнего вида,
передвижения,
питания:
узнавание,
называние,
описание

1

23

Мир животных:
рыбы.
Особенности
внешнего вида,
условия жизни,
передвижения,
питания:
узнавание,
называние,
описание

1

24

Зависимость
жизни растений от
состояния
неживой природы.
Жизнь растений
весной и летом.
Невидимые нити.
Впереди лето

1

25

Растения
дикорастущие и
культурные:
общее и различия
Промежуточная
контрольная
работа

1

26

Мир животных:
земноводные и
пресмыкающиеся.
Особенности
внешнего вида,
условия жизни,
передвижения,
питания:
узнавание,

1

1

24

называние,
описание

27

Многообразие
растений по месту
обитания,
внешнему виду.
Сравнение
растений разных
климатических
условий.
Комнатные
растения

1

28

Многообразие
животных. Дикие
и домашние
животные

1

29

Мир животных:
звери
(млекопитающие).
Особенности
внешнего вида,
передвижения,
питания:
узнавание,
называние,
описание

1

30

Отдельные
представители
растений Красной
книги России
(включая
представителей
растительного
мира региона):
узнавание,
называние и
описание

1

31

Отдельные
представители
животных
Красной книги
России (включая
представителей
животного мира
региона):
узнавание,
называние и

1

25

описание

32

Красная книга
России. Её
значение в
сохранении и
охране редких
растений и
животных

1

33

Какие задачи
решают
сотрудники
заповедника.
Правила
поведения на
территории
заповедника

1

34

Заповедники:
значение для
охраны природы

1

35

Резервный урок.
Тематическая
проверочная
работа по разделу
"Человек и
природа"

1

36

Мир профессий
жителей нашего
региона

1

37

Резервный урок.
Из чего что
сделано

1

38

Наш регион, какой
он? Культура
родного края.
Родной край, его
культурные
достопримечатель
ности

1

39

Здоровый образ
жизни. Режим дня:
чередование сна,
учебных занятий,
двигательной
активности. Если
хочешь быть
здоров

1

1

26

40

Рациональное
питание:
количество
приёмов пищи и
рацион питания.
Витамины и
здоровье ребёнка

1

41

Правила
безопасности в
школе: маршрут
до школы,
поведение на
занятиях,
переменах, при
приеме пищи; на
пришкольной
территории

1

42

Правила
безопасного
поведения в быту.
Безопасное
пользование
электроприборами
, газовой плитой.
Безопасность при
разогреве пищи.
Номера телефонов
экстренной
помощи.
Домашние
опасности

1

43

Физическая
культура, игры на
воздухе как
условие
сохранения и
укрепления
здоровья

1

44

Безопасное
поведение на
прогулках:
правила
поведения на
игровых
площадках; езда
на велосипедах
(санках,

1

1

27

самокатах) и
качелях. На воде и
в лесу. Опасные
незнакомцы

45

Правила
культурного
поведения в
общественных
местах. Что такое
этикет

1

46

Подробнее о
лесных
опасностях

1

47

Семейные
ценности и
традиции. Труд,
досуг, занятия
членов семьи.
Наша дружная
семья

1

48

Главные правила
взаимоотношений
членов общества:
доброта,
справедливость,
честность,
уважение к
чужому мнению

1

49

Безопасное
пользование
Интернетом. Ты и
твои друзья

1

50

Правила
поведения при
пользовании
компьютером:
посадка, время
отдыха,
обязательность
отдыха и другие

1

51

Правила
безопасного
поведения
пассажира
наземного
транспорта. Мы —

1

28

пассажиры
52

Знаки
безопасности на
общественном
транспорте

1

53

Правила
безопасного
поведения
пассажира метро.
Знаки
безопасности в
метро

1

54

Родословная.
Родословное
древо, история
семьи.
Предшествующие
поколения

1

55

Модели Земли глобус, карта,
план.
Практическая
работа

1

1

56

Карта мира.
Материки и
океаны.
Практическая
работа

1

1

57

Ориентирование
на местности по
местным
природным
признакам и с
использованием
компаса.
Практическая
работа

1

1

58

Резервный урок.
Формы земной
поверхности

1

59

Животные и их
потомство.
Размножение
животных. Стадии
развития
насекомого,

1

29

земноводных
60

Москва ‒ столица
России. Герб
Москвы

1

61

Достопримечатель
ности Москвы:
Большой театр,
МГУ, Московский
цирк, Театр кукол
имени С.В.
Образцова.
Путешествие по
Москве

1

62

Строительство
Московского
Кремля.
Московский
Кремль и Красная
площадь

1

63

Санкт-Петербург
‒ северная
столица.
Достопримечатель
ности города

1

64

Кустарники
нашего края:
узнавание,
название, краткое
описание

1

65

Травы нашего
края:
многообразие.
Внешний вид,
условия жизни
(называние,
краткое описание)

1

66

Годовой ход
изменений в
жизни животных.
Жизнь животных
весной и летом.
Явления природы.
В гости к весне.
Впереди лето

1

67

Резервный урок.
Древние

1
30

кремлёвские
города: Нижний
Новгород, Псков,
Смоленск. Города
России
Резервный урок.
Тематическая
проверочная
работа по итогам 2
класса

1

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

5

68

4

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».