АРП лит.чтение 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2 КЛАССА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(вариант 7.2.)

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (предметная область
«Русский язык и литературное чтение») включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная

записка

отражает

общие

цели

и

задачи

изучения

предмета,

характеристику

психологических предпосылок к его изучению обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР); место
в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов, в

соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР, подходы к структуре
тематического планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного
изучения во 2 классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения завершается перечнем
универсальных учебных действий – познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами учебного предмета «Литературное чтение» с учётом возрастных и индивидуальнотипических особенностей обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на
уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам, выделенным в
содержании обучения каждого класса, раскрывается характеристика деятельности, методы и формы
организации обучения, которые целесообразно использовать при изучении того или иного раздела. Также в
тематическом

планировании

обучающихся с ЗПР.

представлены

способы

организации

дифференцированного

обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего
образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ОВЗ (далее – далее ФГОС НОО ОВЗ), а также ориентирована на целевые
приоритеты

духовно-нравственного

развития,

воспитания

и

социализации

обучающихся

с

ЗПР,

сформулированные в Федеральной программе воспитания.
Как и русский язык, литературное чтение предстаёт в качестве одного из ведущих предметов,
обеспечивающих наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого
для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает
основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся с ЗПР.
Обучающиеся с ЗПР, наряду с другими учебными трудностями, испытывают затруднения при
формировании навыка чтения. Они долго и с большим трудом овладевают техникой чтения, недостаточно
понимают смысл прочитанного, во время чтения могут допускать большое количество разнообразных ошибок
(пропуски, замены, перестановки букв, ударение, чтение по догадке и др.). Обучающиеся с ЗПР часто
оказываются не в состоянии самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем
незнакомых слов и выражений. Они затрудняются передать главную мысль прочитанного, установить

причинно-следственные связи, самостоятельно охарактеризовать героев произведения и дать оценку их
поступкам. Обучающиеся с ЗПР долгое время затрудняются в правильном интонировании при чтении.
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки
обучающегося с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для
полноценной социализации обучающегося с ЗПР. В процессе освоения курса у обучающихся повышается
уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное
мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов,
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях,
справочниках. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры.
Приобретенные обучающимися с ЗПР знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное
чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Коррекционная направленность обучения предполагает
введение дополнительных видов деятельности и специальных упражнений, направленных на преодоление
недостатков в развитии речи обучающихся с ЗПР, обогащение словарного запаса, активизацию развития
звукового анализа и синтеза как основы профилактики специфических ошибок чтения. Учитель начальных
классов должен поддерживать тесную связь с учителем-логопедом, осуществляющим профилактику таких
расстройств письменной речи как дислексия.

Для совершенствования техники чтения, преодоления разнообразных ошибок и затруднений у
обучающихся с ЗПР проводятся специальные тренировочные упражнения, включающие чтение слоговых
таблиц, столбиков слов с наращиванием слогов, чтение пар слов, отличающихся одной буквой, преобразование
слов, отработка чтения слов определенной слоговой структуры и др. Также используются упражнения по
расширению поля зрения читающего, тренировки зрительного восприятия. Особое место отводится работе с
текстом, в процессе которой обучающиеся поэтапно переводятся от умений работать с помощью учителя к
самостоятельному анализу прочитанного. Склонность обучающихся с ЗПР к механическому чтению требует
необходимости усиления видов деятельности учащихся над осознанностью чтения, пониманием прочитанного.
С первого класса проводится работа над выборочным чтением, нахождением в предложении или тексте
заданных слов, выражений, отрывков. Обучающиеся с ЗПР приучаются к целостному анализу прочитанного,
поиску логических связей между частями произведения, причинно-следственных связей между событиями.
Большое значение уделяется словарной работе. Происходит развитие понятийной стороны речи, расширение
словаря; обучающиеся с ЗПР приучаются обращать внимание на непонятные слова, развивают привычку
выяснять их значение, более тонко анализируют языковой материал. Должна предусматриваться специальная
продолжительная работа по обучению пересказу. Обучающиеся учатся излагать тексты небольшого объема с
опорой на картинный план и ключевые слова, затем на план-вопрос и позже на совместно составленный план
излагаемого текста, при этом визуальная поддержка может долго служить опорой для обучающегося.
При усвоении учебного предмета «Литературное чтение» у обучающихся с ЗПР формируется
положительная мотивация к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и

произведений устного народного творчества; происходит достижение необходимого для продолжения
образования уровня общего речевого развития; формируется первоначальное представление о многообразии
жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; происходит овладение
элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста
изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;
происходит овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью,
обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по
годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному
чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская
деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы
обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей
мировой детской литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность
разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной
грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности

обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана
начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на
уровне начального общего образования.
Литературное чтение является преемственным по отношению к учебному предмету «Литература»,
который изучается на уровне основного общего образования.
На освоение программы по литературному чтению во 2 классе отводится 136 часов в год (4 часа в
неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
2 КЛАСС
О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх произведений И.С.
Никитина, Ф.П. Савинова, А,А. Прокофьева и других).
Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственноэтических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной
мыслью и идеей произведения. Отражение темы Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И.И. Левитана,
И.И. Шишкина, В.Д. Поленова и других).
Произведения для чтения: И.С. Никитин «Русь», Ф.П. Савинов «Родина», А.А. Прокофьев «Родина» и
другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки,
пословицы,

скороговорки,

небылицы,

загадки

по

выбору).

Шуточные

фольклорные

произведения,

скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со словом, «перевёртыш событий»
как основа построения небылиц. Ритм и счёт как основные средства выразительности и построения считалки.
Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка —
выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о
животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка:
герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее

представление):
наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов России:
отражение в сказках народного быта и культуры.
Произведения для чтения: потешки, считалки, пословицы, скороговорки, загадки, народные песни, русская
народная сказка «Каша из топора», русская народная сказка «У страха глаза велики», русская народная сказка
«Зимовье зверей», русская народная сказка «Снегурочка», сказки народов России (1-2 произведения) и другие.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима,
весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое восприятие явлений
природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет.
Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на
примере пейзажей И.И. Левитана, В.Д. Поленова, А.И. Куинджи, И.И. Шишкина и других) и музыкальных
произведениях (например, произведения П.И. Чайковского, А. Вивальди и других).
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...», «Вот север, тучи нагоняя...», А.А.
Плещеев «Осень», АК. Толстой «Осень. Обсыпается наш сад...», М.М. Пришвин «Осеннее утро», Г.А.
Скребицкий «Четыре художника», Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою», «Зима недаром злится», И.С. СоколовМикитов «Зима в лесу», С.А. Есенин «Поёт зима аукает...», ИВ. Суриков «Лето» и другие.
О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения:
не менее четырёх произведений, Н.Н. Носова, В.А. Осеевой, В.Ю. Драгунского, В.В. Лунина и других).
Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу.

Главная мысль произведения (идея). Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его
характеристика (портрет), оценка поступков.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Филиппок», Е.А. Пермяк «Две пословицы», Ю.И. Ермолаев «Два
пирожных», В.А. Осеева «Синие листья», Н.Н. Носов «На горке», «Заплатка», А.Л. Барто «Катя», В.В. Лунин
«Я и Вовка», В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» и другие (по выбору).
Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты
(произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов,
героев, особенностей языка. Тема дружбы, взаимопомощи в произведениях зарубежных авторов. Составление
плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания
произведения.
Произведения для чтения: народная сказка «Золотая рыбка», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
народная сказка «Морозко», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», В.И. Даль «Девочка Снегурочка» и другие.
О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки,
басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных
— тема литературы (произведения Е.И. Чарушина, В.В. Бианки, С.В. Михалкова, Б.С. Житкова, М.М.
Пришвина и других). Отражение образов животных в фольклоре русские народные песни, загадки, сказки).
Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и
научно-познавательном тексте. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и
забота), Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере

произведений И.А. Крылова, Л.Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение). Знакомство с
художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е.И. Чарушин, В.В. Бианки.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л.Н. Толстой «Лев и мышь», М.М.
Пришвин «Ребята и утята», Б.С. Житков «Храбрый утёнок», В.Д. Берестов «Кошкин щенок», В.В. Бианки
«Музыкант», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», С.В. Михалков «Мой щенок» и другие (по выбору).
О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве
писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение нравственных семейных ценностей в
произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость
общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный женский день, День
Победы.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», А.А. Плещеев «Песня матери», В.А. Осеева
«Сыновья», С.В. Михалков «Быль для детей», С.А. Баруздин «Салют» и другое (по выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух произведений):
зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, Х.-К. Андерсен и другие). Характеристика авторской сказки:
герои, особенности построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Составление плана
художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии
содержания произведения.
Произведения для чтения: Ш. Перро «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» и другие
(по выбору).

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник
необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на
основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная,
справочная.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе способствует на
пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
постепенно переходить от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами
вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения) доступные по восприятию и
небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения, сравнивать и группировать различные
произведения по теме (о Родине, о родной природе, о детях, о животных, о семье, о чудесах и превращениях),
по жанрам (произведения устного народного творчества, сказка (фольклорная и литературная), рассказ,
басня, стихотворение);

характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения устного народного творчества,
литературная сказка, рассказ, басня, стихотворение);
анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять тему, главную мысль произведения, находить
в тексте необходимую информацию: слова, подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступки,
сравнивать героев по предложенному алгоритму, устанавливать последовательность событий (действий) в
сказке и рассказе;
анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра (ритм, рифма), находить в тексте
сравнения, эпитеты, слова в переносном значении, объяснять значение незнакомого слова с опорой на
контекст и по словарю.
Работа с информацией:
соотносить иллюстрации с текстом произведения;
ориентироваться в содержании книги, каталоге, выбирать книгу по автору, каталогу на основе
рекомендованного списка (под руководством учителя);
в иллюстрациях предполагать тему и содержание книги;
пользоваться словарями для уточнения значения незнакомого слова, составлять тексты в устной форме
в соответствии с поставленными задачами, выделять и анализировать части текста, определять главную
мысль, устанавливать причинно-следственные связи между событиями текста.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:
слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои ответы, дополнять ответы других
участников, составлять свои высказывания на заданную тему;
пересказывать подробно и выборочно прочитанное произведение; обсуждать (в парах, группах)
содержание текста, формулировать (устно) простые выводы на основе прочитанного (прослушанного)
произведения;
описывать (устно) картины природы;
участвовать в инсценировках и драматизации отрывков из художественных произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия
выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной
деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации,
оречевлять план и соотносить действия с планом;
исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать
несоответствия под руководством учителя и самостоятельно, оценивать своё эмоциональное состояние,
возникшее при прочтении (слушании) произведения;

удерживать

в

памяти

последовательность

событий

прослушанного

(прочитанного)

текста;

контролировать выполнение поставленной учебной задачи при чтении (слушании) произведения.
Совместная деятельность:
принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач,
распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат
работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по литературному чтению достигаются в процессе единства
учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности
обучающегося, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные
результаты освоения программы по литературному чтению отражают освоение обучающимися социально
значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,
социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных
представлений и отношений на практике.
В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося с
ЗПР будут сформированы следующие личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление интереса к изучению
родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и
настоящего в культуре общества; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к

традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся
представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви,
доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка поведения и
поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего
видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений,
разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам
искусства, восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё
отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта слушания, чтения
и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание
образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых
в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание
важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств,
идей автора; овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие
познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании
произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося с
ЗПР будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора,
устанавливать после совместного анализа основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять с помощью учителя существенный признак для классификации, классифицировать
произведения по темам, жанрам;
находить после совместного анализа закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при
составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать
несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

формулировать с помощь. учителя выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному
алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать
информационной

с

помощью

безопасности

взрослых
при

(учителей,

поиске

родителей

информации

в

(законных

представителей)

правила

информационно-коммуникационной

сети

«Интернет»;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить с помощью
взрослого небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты)
к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР формируются
регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий, придерживаться последовательности действий в
соответствии с целью.
Самоконтроль:
устанавливать после совместного анализа причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:
с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
—

объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных

ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к

разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное), находить в фольклоре и
литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных
народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений с
направляющей помощью учителя;
—

читать вслух целыми словами (допускается послоговое чтение слов сложной слоговой структуры)

без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические
и стихотворные произведения в темпе не менее 35-40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
—

читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений

о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; различать прозаическую и
стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма);
—

понимать содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать на вопросы

по фактическому содержанию произведения; различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки,
загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и
волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
—

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную

мысль, воспроизводить последовательность событий тексте произведения, составлять план текста после
совместного анализа (вопросный, номинативный);
—

описывать характер героя по образцу, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и

выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между

характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям и
образцу, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам; объяснять значение незнакомого слова
с опорой на контекст и с использованием словаря с направляющей помощью учителя;
—

находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении под

руководством учителя; осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный
герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
—

участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: понимать жанровую

принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ
примерами из текста; пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя,
от третьего лица; читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
—

составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 3

предложений);
—

ориентироваться в книге и (или) учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям, условным

обозначениям;
—

выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, рассказывать о

прочитанной книге;
—

использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии

с учебной задачей под руководством учителя.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС 2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

1

О нашей Родине

6

2

Фольклор (устное народное творчество)

16

1

3

Звуки и краски родной природы в разные
времена года (осень)

8

1

4

О детях и дружбе

12

1

5

Мир сказок

12

6

Звуки и краски родной природы в разные
времена года (зима)

12

1

7

О братьях наших меньших

18

1

8

Звуки и краски родной природы в разные
времена года (весна и лето)

18

1

9

О наших близких, о семье

13

1

10

Зарубежная литература

11

1

11

Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной
литературой)

2

Резервное время

8

1

Практически
е работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

9

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС

№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Все
го

1

Резервный
урок. Работа с
детскими
книгами: виды
книг (учебная,
художественная
, справочная)
(Час из
резервных)

1

2

Произведения
малых жанров
фольклора

1

3

Пословицы как
жанр фольклора

1

4

Характеристика
особенностей
народных песен

1

5

Шуточные
фольклорные
произведения:
игра со словом.
Небылица как
«перевёртыш
событий».
Потешки и
прибаутки

1

6

Ритм и счёт –
основа
построения
считалок

1

7

Анализ
особенностей
скороговорок,
их роль в речи

1

8

Загадка как
жанр
фольклора,

Контроль
ные
работы

1

29

Практичес
кие работы

Дата
изучен
ия

Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы

тематические
группы загадок
9

Произведения
устного
народного
творчества

1

10

Особенности
сказок разного
вида (о
животных,
бытовые,
волшебные). На
примере
русской
народной
сказки «У
страха глаза
велики»

1

11

Особенности
сказок о
животных. На
примере
русской
народной
сказки
«Петушок и
бобовое
зёрнышко»

1

12

Бытовые
сказки:
особенности
построения и
язык. Диалоги
героев в
русской
народной
сказке «Каша из
топора»

1

13

Сказка –
выражение
народной
мудрости,
нравственная
идея
фольклорных
сказок на
примере сказки

1

30

"Лиса и
журавль"

14

Общее
представление
о волшебной
сказке:
присказки,
повторы.
Русская
народная сказка
«Снегурочка»

1

15

Характеристика
героя
волшебной
сказки,
постоянные
эпитеты. На
примере
русской
народной
сказки "Гусилебеди"

1

16

Фольклорные
произведения
народов
России:
отражение в
сказках
народного быта
и культуры

1

17

Тематическая
проверочная
работа по
итогам раздела
«Фольклор»
Входная
контрольная
работа

1

18

Работа с
детскими
книгами:
«Произведения
писателей о
родной
природе»
Эстетическое
восприятие

1

1

31

явлений
осенней
природы

19

Создание
осеннего
пейзажа: краски
и звуки.
Произведения
художников и
композиторов
по выбору

1

20

Восприятие
пейзажной
лирики.
Слушание
стихотворений
об осени

1

21

Сравнение
стихотворений
об осени. На
примере
произведений
Ф. И. Тютчева
"Есть в осени
первоначальной
…", К.Д.
Бальмонта
"Осень"

1

22

Наблюдение за
художественны
ми
особенностями
текста:
настроение,
средства
выразительност
и на примере
текстов А.Н.
Плещеева
"Осень
наступила...",
А.А. Фета
"Ласточки
пропали…"

1

23

Восприятие
осени в
произведении

1

32

М.М.Пришвина
«Осеннее утро»
и других на
выбор

24

Осень в
произведениях
А.С. Пушкина
«Уж небо
осенью
дышало…»,
Г.А.
Скребицкого
«Четыре
художника»

1

25

Сравнение
стихотворений
об осенних
листьях разных
поэтов. А.
Толстой
"Осень.
Обсыпается
весь наш
бедный сад…"
и произведения
других поэтов

1

26

Тематическая
проверочная
работа по
итогам раздела
«Звуки и краски
осенней
природы»

1

27

Составление
устных
рассказов
«Природа
осенью» по
изученным
текстам.
Сравнение
художественног
о и научнопознавательног
о текстов

1

28

Работа с
текстом

1

1
33

произведения
С.В. Михалкова
«Быль для
детей»:
осознание темы
Великой
Отечественной
войны

29

Патриотическое
звучание
произведений о
Родине. Ф.П.
Савинова
«Родина» и
другие по
выбору

1

30

Отражение
темы Родина в
произведении
И.С. Никитина
«Русь»

1

31

Отражение
нравственных
ценностей в
произведениях
о Родине:
любовь к
родному краю.
На примере
произведения
С.Т.Романовско
го «Русь».
Почему хлеб
всегда связан с
трудом, жизнью
и Родиной

1

32

Любовь к
природе – тема
произведений о
Родине. На
примере
произведения
К.Г.Паустовско
го «Мещёрская
сторона»

1

33

Анализ
заголовка

1
34

стихотворения
А.А.
Прокофьева
"Родина" и
соотнесение его
с главной
мыслью
произведения.
Понимание
главной мысли
(идеи) и темы
произведений о
Родине
34

Отражение
темы Родины в
изобразительно
м искусстве

1

35

Создание
пейзажа в
произведениях
писателей. В.А.
Жуковский
"Летний вечер"

1

36

Тема прихода
весны в
произведениях
В.А.Жуковског
о «Жаворонок»
и «Приход
весны»

1

37

Волшебный
мир сказок. «У
лукоморья дуб
зелёный…»
А.С. Пушкин

1

38

Поучительный
смысл «Сказки
о рыбаке и
рыбке» А.С.
Пушкина.
Характеристика
героев

1

39

Сравнение
сказки А.С.
Пушкина
«Сказка о
рыбаке и

1

35

рыбке» с
фольклорными
(народными)
сказками

40

Работа с
фольклорной
(народной) и
литературной
(авторской)
сказкой:
составление
плана
произведения,
выделение
особенностей
языка.
Художественны
е особенности
авторской
сказки. "Сказка
о рыбаке и
рыбке" А.С.
Пушкина

1

41

Иллюстрации,
их назначение в
раскрытии
содержания
произведения.
Иллюстрации к
сказках А.С.
Пушкина,
созданные
разными
художниками

1

42

Сравнение
прозаической и
стихотворной
басен И.А.
Крылова
«Лебедь, Щука
и Рак» и
Л.Н.Толстого
«Лев и мышь»

1

43

Особенности
басни как
жанра
литературы.

1

36

Мораль басни
как
нравственный
урок (поучение)

44

Представление
темы
«Отношение
человека к
животным» в
произведениях
писателей. Л.Н.
Толстого для
детей.
"Котёнок"

1

45

Тема семьи в
творчестве
писателей. На
примере
произведения
Л.Н. Толстого
"Правда всего
дороже", "Отец
и сыновья"

1

46

Характеристика
главного героя
рассказа.
Главная мысль
произведения
(идея). Л. Н.
Толстой
"Филиппок"

1

47

Работа с
детскими
книгами на
тему: «О
братьях наших
меньших»:
составление
аннотации

1

48

Образы героев
стихотворных и
прозаических
произведений о
животных.
Какими бывают
собаки? И. М.
Пивоварова

1

37

"Жила-была
собака…".
Сравнение
героев
стихотворения,
небылицы и
сказки

49

Отражение
темы "Дружба
животных" в
стихотворении
В.Д. Берестова
«Кошкин
щенок» и
других на
выбор

1

50

Отражение
нравственноэтических
понятий
(защита и
забота о
животных) на
примере
рассказа М.М.
Пришвина
«Ребята и
утята»

1

51

Соотнесение
заголовка и
главной мысли
рассказа Е.И.
Чарушина
«Страшный
рассказ»

1

52

Оценка
поступков и
поведения
героя
произведения
Б.С. Житкова
«Храбрый
утёнок»

1

53

Знакомство с
художникамииллюстраторам
и,

1

38

анималистами
Е.И.
Чарушиным,
В.В. Бианки

54

Отражение
образов
животных в
устном
народном
творчестве
(фольклоре). На
примере
русской
народной песни
«Коровушка»

1

55

Характеристика
героевживотных в
фольклорных
(народных)
сказках.
Чукотская
народная сказка
«Хвост» и
другие на
выбор

1

56

Особенности
сказок о
животных. На
примере
русской
народной
сказки
«Зимовье
зверей» и
других на
выбор

1

57

Фольклорные
произведения
народов
России.
Произведения
по выбору

1

58

Сравнение
описания
героевживотных в

1

39

фольклорных
(народных) и
литературных
произведениях.
На примере
произведений
К.Д.Ушинского
и других на
выбор. В. В.
Бианки
"Музыкант".

59

Сравнение
описания
животных в
художественно
м и научнопознавательном
тексте

1

60

Тематическая
проверочная
работа по
итогам раздела
«О братьях
наших
меньших»
Промежуточная
контрольная
работа

1

61

Восприятие
пейзажной
лирики.
Слушание
стихотворений
о зиме

1

62

Средства
художественно
й
выразительност
и: сравнение.
Произведения
по выбору,
например, И. А.
Бунин "Первый
снег" и другие

1

63

Наблюдение за
художественны
ми

1

1

40

особенностями
текста:
настроение,
средства
выразительност
и на примере
текста Ф.И.
Тютчева
""Чародейкою
Зимою…"

64

Сравнение
образа зимы в
произведениях
А.С.Пушкина
«Вот север,
тучи
нагоняя…» и
С.А.Есенина
«Поёт зима –
аукает»

1

65

Средства
художественно
й
выразительност
и: эпитет.
Произведения
по выбору,
например,
отрывки из
романа
«Евгений
Онегин» А.С.
Пушкина

1

66

Описание игр и
зимних забав
детей.
Произведения
по выбору,
например,
И.З.Суриков
«Детство»

1

67

Картины
зимнего леса в
рассказе И.С.
СоколоваМикитова
«Зима в лесу»

1

41

68

Жизнь
животных
зимой: научнопознавательные
рассказы.
Произведения
по выбору,
например, Г.А.
Скребицкого

1

69

Составление
устного
рассказа
«Краски и
звуки зимы» по
изученным
текстам

1

70

Тема "Природа
зимой" в
картинах
художников и
произведениях
композиторов

1

71

Наблюдение за
описанием в
художественно
м тексте.
Произведения
по выбору,
например, С. В.
Михалков
"Новогодняя
быль"

1

72

Составление
плана сказки:
части текста, их
главные темы.
На примере
русской
народной
сказки "Два
мороза"

1

73

Фольклорная
основа
литературной
(авторской)
сказки
В.И.Даля

1

42

«Девочка
Снегурочка»

74

Сравнение
сюжетов и
героев русской
народной
сказки
«Снегурочка» и
литературной
(авторской)
В.И. Даля
«Девочка
Снегурочка»

1

75

Фольклорная
основа
литературной
(авторской)
сказки В.Ф.
Одоевского
«Мороз
Иванович»

1

76

Тематическая
проверочная
работа по
итогам раздела
«Звуки и краски
зимней
природы»

1

77

Выявление
последовательн
ости событий.
Составление
вопросного
плана. К.И.
Чуковский
"Федорино
горе"

1

78

Чтение по
ролям
(инсценировка)
сказки К.И.
Чуковский
"Федорино
горе"

1

79

Осознание
понятий друг,
дружба на

1

1

43

примере
произведений о
животных.
Произведения
по выбору,
например, С.В.
Михалков "Мой
щенок"

80

Средства
художественно
й
выразительност
ив
стихотворениях
о весне.
Произведения
по выбору,
например, А.Л.
Барто
"Верёвочка"

1

81

Произведения о
детях. На
примере
рассказов Н. Н.
Носова
"Затейники"

1

82

Характеристика
героя, его
портрет.
Произведения о
детях на выбор,
например, Н. Н.
Носов "Живая
шляпа"

1

83

Отражение в
произведениях
нравственноэтических
понятий:
дружба,
терпение,
уважение,
помощь друг
другу. В. А.
Осеева "Синие
листья"

1

84

Сравнение

1
44

героев
рассказов Н.Н.
Носова «На
горке» и
«Заплатка».
Оценка
поступков
героя рассказа

85

Отражение
темы дружбы в
рассказах о
детях. Выставка
книг:
произведения о
детях.

1

86

Отражение
понятия
взаимопомощь
в
произведениях
А.Л. Барто
«Катя». Разные
точки зрения на
одно событие.
Ю. И. Ермолаев
"Два
пирожных"

1

87

Главный герой:
общее
представление.
Характеристика
героя, его
портрет. На
примере
рассказа В. А.
Осеева
"Волшебное
слово"

1

88

Выделение
главной мысли
(идеи):
уважение и
внимание к
старшему
поколению.
Произведения
по выбору,

1

45

например, В.А.
Осеева
"Хорошее"

89

Оценка
поступков
героя. В. В.
Лунин "Я и
Вовка"

1

90

Тема дружбы в
произведении
Е.А. Пермяка
«Две
пословицы».
Дружбу помни,
а зло забывай

1

91

Оценка
взаимооотноше
ний взрослых и
детей на
примере
рассказа В. А.
Осеевой
"Почему"

1

92

Анализ
заголовка и
соотнесение его
с главной
мыслью
произведения:
В.А. Осеева
"Почему"

1

93

Тематическая
проверочная
работа по
итогам раздела
«О детях и
дружбе»

1

94

Старинные
народные
весенние
праздники и
обряды.
Заклички,
веснянки

1

95

Народная
наблюдательно

1

1
46

сть,
выраженная в
малых жанрах
устного
народного
творчества
(фольклоре)

96

Наблюдение за
описанием
весны в
художественно
м тексте.
Произведения
по выбору,
например, А.П.
Чехов «Весной»
(отрывок)

1

97

Картины
весеннего леса
в рассказе Г.А.
Скребицкого
«Четыре
художника».
Составление
плана текста

1

98

Картины
весеннего леса
в рассказе Г.А.
Скребицкого
«Четыре
художника».
Средства
выразительност
и

1

99

Восприятие
пейзажной
лирики.
Слушание
стихотворений
о весне и лете

1

100

Работа со
стихотворением
Ф.И. Тютчева
«Зима недаром
злится...»:
выделение
средств

1

47

художественно
й
выразительност
и. Устное
сочинение "Я
рад весне"

101

Жизнь
животных
весной:
рассказы и
сказки
писателей

1

102

Красота
весенней
природы,
отражённая в
лирических
произведениях.
Произведения
по выбору,
например, Ф. И.
Тютчев
"Весенние
воды"

1

103

Звуки
весеннего леса
и картины
пробуждающей
ся природы в
произведения
писателей.
Произведения
по выбору,
например,
Г.А.Скребицки
й «Весенняя
песня»

1

104

Признаки
весны,
отражённые в
произведениях
писателей.
Картины весны
в
стихотворениях
разных поэтов.
Сравнение

1

48

стихотворений

105

Сравнение
образов
одуванчика в
произведениях
О.И. Высотской
«Одуванчик» и
М.М.
Пришвина
«Золотой луг»

1

106

Резервный
урок.
Восприятие
лета в
произведении
И.З. Сурикова
«Лето»

1

107

Составление
устного
рассказа
«Краски и
звуки весеннего
леса» по
изученным
текстам

1

108

Тематическая
проверочная
работа по
итогам раздела
«Звуки и краски
весенней
природы»

1

109

Тема «Природа
весной» в
картинах
художников и
произведениях
композиторов.
Образы
пробуждающей
ся природы в
живописи и
музыки.

1

110

Характеристика
особенностей
колыбельных
народных

1

1

49

песен:
интонационный
рисунок

111

Сравнение
народной
колыбельной
песни и
стихотворения
А.А. Плещеева
«Песня
матери»:
любовь и
переживание
матери

1

112

Нравственные
семейные
ценности в
фольклорных
(народных)
сказках.
Произведения
по выбору,
например,
татарская
народная сказка
«Три дочери»

1

113

Международны
й женский день
– тема
художественны
х произведений

1

114

Восприятие
произведений о
маме:
проявление
любви и
радости
общения.
Произведения
по выбору,
например, А. Н.
Плещеев "В
бурю"

1

115

Отражение
темы День
Победы в
произведении

1

50

С.А. Баруздина
«Салют» и С.
А. Васильева
"Белая берёза"

116

Тематическая
проверочная
работа по
итогам раздела
«О наших
близких, о
семье»

1

117

Работа с
детскими
книгами на
тему: «О наших
близких, о
семье»: выбор
книг на основе
тематической
картотеки

1

118

Резервный
урок. Шутливое
искажение
действительнос
ти. На примере
произведения
А. И.
Введенского
"Учёный Петя".
Д. И. Хармса
"Врун"

1

119

Резервный
урок. Средства
создания
комического в
произведении.
На примере
произведения
Э. Н.
Успенского
"Над нашей
квартирой"

1

120

Герои
литературной
(авторской)
сказки. На
примере

1

1

51

произведения
Э. Н.
Успенского
"Чебурашка"

121

Выделение
главной мысли
(идеи) рассказа
В.Ю.Драгунско
го «Тайное
становится
явным»

1

122

Сходство тем и
сюжетов сказок
разных
народов.
Произведения
по выбору,
например,
английская
народная сказка
«Как Джек
ходил счастье
искать»

1

123

Хитрец и
глупец в
фольклорных
(народных)
сказках.
Произведения
по выбору,
например,
норвежская
сказка «Лис
Миккель и
медведь Бамсе»
и русская
народная сказка
«Вершки и
корешки»

1

124

Отражение
темы дружбы в
сказке братьев
Гримм
«Бременские
музыканты»

1

125

Работа со
сказкой братьев

1
52

Гримм
«Бременские
музыканты»:
составление
плана
произведения

126

Работа с
детскими
книгами на
тему:
«Зарубежные
сказочники»:
соотнесение
иллюстраций с
содержанием
сказок

1

127

Фантазёры и
мечтатели –
герои
произведений.
Произведения
по выбору,
например,
английские
народные
песенки

1

128

Особенности
построения
волшебной
сказки Ш.Перро
«Кот в сапогах»

1

129

Характеристика
героев сказки
Ш.Перро «Кот
в сапогах»

1

130

Х.-К. Андерсен
- известный
писательсказочник.
Знакомство с
его
произведениям
и. Сказка
"Огниво"

1

131

Выделение
главной мысли
(идеи) сказки

1

53

Х.-К.
Андерсена
«Пятеро из
одного
стручка» и
других его
сказок на выбор

132

Тематическая
проверочная
работа по
итогам раздела
«Зарубежные
писателисказочники»

1

1

133

Резервный
урок.
Проверочная
работа по
итогам
изученного во 2
классе

1

1

134

Книга как
источник
необходимых
знаний. На
примере
произведения
Г.А.
Ладонщиков
«Лучший друг»

1

135

Ориентировка в
книге: обложка,
содержание,
аннотация,
иллюстрация

1

136

Резервный
урок. Выбор
книг на основе
рекомендательн
ого списка:
летнее чтение

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

136

9

0

54

55


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».