РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (вариант 7.2.) 1 Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР); место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов, в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР, подходы к структуре тематического планирования. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий – познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Русский язык» с учётом возрастных и индивидуально-типических особенностей обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам, выделенным в содержании обучения каждого класса, раскрывается характеристика деятельности, методы и формы организации обучения, которые целесообразно использовать при изучении того или иного раздела. Также в тематическом планировании представлены способы организации дифференцированного обучения обучающихся с ЗПР. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – далее ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания. Учебный предмет «Русский язык» на уровне начального общего образования является ведущим, обеспечивая языковое и общее речевое развитие обучающихся. Он способствует повышению коммуникативной компетентности и облегчению социализации обучающихся с ЗПР. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основной школе, а также будут востребованы в жизни. Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонетикофонематической стороны речи, звукового анализа и синтеза, бедностью и недифференцированностью словаря, трудностями грамматического оформления речи, построения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково- символической (замещающей) функции мышления. У обучающихся с ЗПР с запозданием формируются навыки языкового анализа и синтеза, долгое время происходит становление навыка звуко-буквенного анализа, очевидные трудности обучающиеся с ЗПР испытывают при формировании навыка письма и чтения. Недостаточность развития словесно-логического мышления и мыслительных операций значительно затрудняют усвоение орфограмм и формирование грамматических понятий. 3 Преодоление перечисленных трудностей возможно при реализации важнейших дидактических принципов: доступности, систематичности и последовательности, прочности, наглядности, связи теории с практикой, а также коррекционной направленности обучения. Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. В процессе изучения русского языка у обучающихся с ЗПР формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка обучающиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативных задач. Содержание дисциплины ориентировано на развитие языковой способности, разных видов речевой деятельности и освоение обучающимися системного устройства языка. Благодаря освоению материала по данной дисциплине обучающиеся с ЗПР овладевают грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения, умениями организовывать языковые средства в разных типах высказываний, варьировать их структуру с учётом условий коммуникации, развёртывать их или сокращать, перестраивать, образовывать нужные словоформы. При изучении данной дисциплины происходит развитие устной и письменной коммуникации, закладывается фундамент для осмысленного чтения и письма. На уроках важно формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Представления о связи языка с культурой народа осваиваются практическим путём. 4 Удовлетворение особых образовательных потребностей достигается за счет четких и простых по лексико-грамматической структуре инструкций к выполняемой деятельности, уменьшенного объема заданий, большей их практикоориентированности, практическими пройденного, действиями, актуализации подкрепленности а также знаний, наглядностью неоднократного полученных ранее, и закрепления применением специальных приемов обучения (алгоритмизации, пошаговости и др.), соблюдении требований к организации образовательного процесса с учетом особенностей сформированности саморегуляции учебно-познавательной деятельности обучающихся с ЗПР. Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР. Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у обучающегося с ЗПР пробуждается интерес к языку, желание овладеть письмом и чтением, совершенствуется связное (в том числе учебное) высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления. Овладение письмом совершенствует мелкую моторику, пространственную ориентировку, способствует развитию произвольности и становлению навыков самоконтроля. При изучении учебного материала (звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов, работа с предложением и текстом) у обучающихся с ЗПР развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении, использование различных классификаций звуков и букв, 5 объяснение значений слов совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки становления логического (понятийного) мышления. При усвоении учебного предмета «Русский язык» обучающиеся с ЗПР учатся ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящие действия, следить за правильностью выполнения задания, давать словесный отчет и оценку проделанной работе, что совершенствует систему произвольной регуляции деятельности. Коррекционная направленность обучения предполагает увеличение количества заданий, направленных на развитие мелкой моторики обучающегося, точности и дифференцированности движений кисти и пальцев руки. Необходимо увеличение времени, отводимого на звуковой анализ слова, осознание звуко-буквенной и звуко-слоговой структуры слова как пропедевтика специфических ошибок письма. Трудности языкового анализа и синтеза требуют введения дополнительных упражнений на определение границ предложения, составление схемы предложения, работу с деформированным предложением и текстом. Успешное усвоение грамматических правил у детей с ЗПР предполагает использование алгоритмов для закрепления навыка. Освоение орфографических правил требует введения коррекционно-подготовительных упражнений. Работа над правилом осуществляется с опорой на алгоритм который визуализируется и многократно повторяется ребенком. Обедненность словаря у учащихся с ЗПР обуславливает необходимостьпроведения повседневной словарной работы ро уточнению и расширению лексического значения слов, накопления устного речевого опыта. Учитель начальных классов должен поддерживать тесную связь с учителем-логопедом, осуществляющим профилактику таких расстройств письменной речи как дисграфия и дизорфография. Уточнение артикуляции звуков, дифференциация сходных фонем, работа над слоговой структурой слова, которая обязательно проводится на уроках по предмету «Русский 6 язык» и «Литературное чтение», способствует улучшению качества устной речи обучающегося с ЗПР. В федеральной рабочей программе определяются цели изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Русский язык»: личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций и особенностей преподавания русского языка на уровне начального общего образования, а также учитывают особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года изучения предмета «Русский язык». Программа устанавливает распределение учебного материала по классам, основанного на логике развития предметного содержания и учёте психологических и возрастных особенностей обучающихся с ЗПР, а также объём учебных часов для изучения разделов и тем курса. При этом для обеспечения возможности реализации принципов дифференциации и индивидуализации с целью учёта образовательных потребностей и интересов обучающихся с ЗПР количество учебных часов может быть скорректировано. Федеральная рабочая программа учебного предмета предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию учебного предмета «Русский язык» при условии сохранения обязательной части его содержания. Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение обучающимися с ЗПР как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования и подчёркивают пропедевтическое значение уровня начального общего образования, формирование готовности обучающегося с ЗПР к дальнейшему обучению. 7 Общее число часов, отведённых на изучение курса «Русский язык» во 2 классе – 170 ч (5 часов в неделю) 8 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ВО 2 КЛАССЕ Общие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ. Фонетика и графика Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Алфавит: правильное название букв, знание их последовательности, различение звука и буквы (буква, как знак звука). Использование знания алфавита при работе со словарями: умение 9 найти слово в школьном орфографическом словаре по первой букве, умение расположить слова в алфавитном порядке. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами (сильная и слабая позиция, наблюдение за словами, требующими проверки). Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного). Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач. Лексика Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (со знакомством с терминами), прямое и переносное значение слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов (с использованием терминов). Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов однокоренных и (родственных) синонимов, однокоренных слов. слов Различение и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова 10 (наблюдение). Морфология Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Изменение имен существительных по числам. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. Синтаксис Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения (простые случаи). Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения (простые случаи). Орфография и пунктуация Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 дополнительном классе). Орфографическая возникновения зоркость как орфографической осознание ошибки. 11 места Понятие возможного орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Правила правописания и их применение: разделительный мягкий знак; сочетания чт, щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; раздельное написание предлогов с именами существительными. Развитие речи Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа по репродукции картины (после совместного анализа). Составление рассказа повествовательного характера по сюжетным картинкам и/или по готовому план-вопросу. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. 12 Подбор заголовков к предложенным текстам. Абзац. Последовательность частей текста (абзацев). Работа с деформированным текстом. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения находить заданную информацию, содержащуюся в тексте, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Построение и запись грамматически правильно оформленного ответа на вопрос. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 2535 слов с опорой на вопросы. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» во 2 классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: сравнивать однокоренные (родственные) слова и синонимы; однокоренные (родственные) слова и слова с омонимичными корнями: называть признаки сходства и различия (при необходимости с направляющей помощью учителя); сравнивать значение однокоренных (родственных) слов: указывать сходства и различия лексического значения (при необходимости с направляющей помощью учителя); сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов: выявлять случаи чередования; 13 устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают; характеризовать звуки по заданным параметрам (с опорой на алгоритм); определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений; обобщать слова по существенному признаку, выделяя лишнее слово из предложенных. ориентироваться в изученных понятиях (корень, окончание, текст); соотносить понятие с его определением. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге языковых явлений (сколько в слове гласных, столько и слогов). Базовые исследовательские действия: проводить по предложенному образцу наблюдение за языковыми единицами (слово, предложение, текст); формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова являются/не являются однокоренными (родственными) (по предложенному алгоритму). Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь учебника для получения информации; устанавливать с помощью словаря значения многозначных слов; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; «читать» информацию, представленную в схеме, таблице; понимать и использовать знаки, символы, схемы, используемые на уроках русского языка; с помощью учителя на уроках русского языка создавать схемы, таблицы для представления информации. 14 Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с учениками и учителем; признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами; корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами; строить устное диалогическое выказывание; строить устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; устно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста; слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника; отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников; выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: соблюдать правила учебного поведения; понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.); планировать с помощью учителя 15 действия по решению орфографической задачи; соблюдать и удерживать предложенный алгоритм при работе с правилом, при выполнении задания; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать с помощью учителя причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку; корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при списывании текстов и записи под диктовку; вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (с помощью учителя); осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно. Совместная деятельность: принимать участие в разнообразных формах совместной деятельности (работа в паре, малой группе); распределять роли, договариваться, корректно делать замечания и высказывать пожелания участникам совместной работы, спокойно принимать замечания в свой адрес, мирно решать конфликты (с помощью учителя); ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат. 16 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ВО 2 КЛАССЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты. Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка. Духовно-нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого собственный жизненный и читательский опыт; 17 человека с опорой на проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка). Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения. Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка. Экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе. Ценности научного познания: 18 первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные любознательность интересы, и активность, самостоятельность в инициативность, познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать (частеречная основания принадлежность, для сравнения грамматический языковых признак, единиц лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; с помощью учителя определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно следовать алгоритму, выделяя учебные операции при анализе языковых единиц; использовать элементарные знаково-символические средства в учебнопознавательной деятельности; 19 выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; с помощью учителя сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); после совместного анализа проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание под контролем педагога; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать с помощью учителя возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова рях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать родителей, с помощью законных взрослых представителей) 20 (педагогических правила работников, информационной безопасности при поиске информации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернете» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать с помощью учителя текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно по образцу создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. Коммуникативные универсальные учебные действия К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить с помощью взрослого небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. 21 Регулятивные универсальные учебные действия К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: проявлять способность продолжать учебную работу, совершая волевое усилие; следовать алгоритму учебных действий, удерживать ход его выполнения; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, оречевлять план и соотносить действия с планом; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать после совместного анализа причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать после совместного анализа свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку с опорой на эталон (образец); сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. Совместная деятельность: с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; 22 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 КЛАСС К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: — осознавать язык как основное средство общения; — характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости (при необходимости с опорой на ленту букв); — определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных); — устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я (при необходимости с использованием смысловой опоры); — обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; — находить однокоренные слова (простые случаи); — выделять в слове корень (простые случаи); — выделять в слове окончание (простые случаи); — выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям (при 23 необходимости с направляющей помощью учителя); выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов); — распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», что?»; — распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др. — распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» — определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (с использованием смысловой опоры); — находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила (с опорой на таблицы с правилами); — применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак (при необходимости с опорой на таблицы с правилами); — правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 35 слов; — писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 30 слов с учётом изученных правил правописания; — находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; — пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника (при организующей помощи учителя); — (2–4 строить устное диалогическое и монологическое высказывание предложения на определённую тему, по наблюдениям) соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; 24 с — формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1–2 предложения); — составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам (при необходимости с направляющей помощью учителя); — определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; — составлять текст из разрозненных предложений, частей текста (при организующей помощи учителя); — писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 25–30 слов с опорой на вопросы, ключевые слова, картинный план (при направляющей помощи педагога); — использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. 25 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего 1 Общие сведения о языке 1 2 Фонетика и графика 6 3 Лексика 10 4 Состав слова 14 5 Морфология 19 6 Синтаксис 8 7 Орфография и пунктуация 50 8 Развитие речи 30 Практические работы 8 Резервное время 32 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 12 26 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Язык как явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира. Наша речь и наш язык 1 2 Диалогическая форма речи 1 3 Резервный урок по разделу лексика: о происхождении слов 1 4 Текст 1 5 Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли 1 6 Тема текста 1 7 Основная мысль 1 8 Заглавие текста 1 9 Подбор заголовков к предложенным текстам 1 10 Отработка умения подбирать 1 Контрольные работы 27 Практические работы Дата изучени я Электронные цифровые образовательные ресурсы заголовки к предложенным текстам. Отражение в заголовке темы или основной мысли текста 11 Последовательность частей текста (абзацев). Абзац. Красная строка 1 12 Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений. Тренинг 1 13 Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком предложений 1 14 Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев 1 15 Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком абзацев Входная контрольная работа. 1 16 Предложение как единица языка 1 17 Предложение и слово 1 18 Связь слов в предложении 1 19 Виды предложений по цели высказывания 1 20 Восклицательные и невосклицательные предложения 1 21 Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения 1 22 Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения 1 1 28 (логическое ударение) 23 Резервный урок по разделу синтаксис: наблюдение за главными и второстепенными членами предложения 1 24 Резервный урок по разделу синтаксис: установление связи слов в предложении 1 25 Предложение: систематизация знаний Контрольный диктант 1 26 Слово и его значение 1 27 Значение слова в словаре. Уточняем значение слова самостоятельно, по тексту или с помощью толкового словаря 1 28 Однозначные и многозначные слова 1 29 Значение слова в словаре и тексте 1 30 Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова 1 31 Синонимы 1 32 Синонимы в тексте 1 33 Антонимы 1 34 Наблюдение за использованием антонимов 1 35 Резервный урок по разделу лексика: работаем с толковым словарем 1 36 Обобщение знаний по разделу 1 1 29 «Лексика» 37 Резервный урок по разделу лексика: диктант с грамматическим заданием 1 38 Однокоренные (родственные) слова. Корень слова 1 39 Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова 1 40 Корень как часть слова 1 41 Корень как общая часть родственных слов 1 42 Корень слова: обобщение знаний 1 43 Окончание как изменяемая часть слова 1 44 Изменение формы слова с помощью окончания 1 45 Различение изменяемых и неизменяемых слов 1 46 Резервный урок по разделу состав слова: нулевое окончание (наблюдение) 1 47 Суффикс как часть слова 1 48 Приставка как часть слова (наблюдение) 1 49 Роль суффиксов и приставок 1 50 Состав слова: систематизация знаний 1 51 Состав слова: обобщение 1 52 Резервный урок по разделу состав 1 1 30 слова: Тренинг. Нахождение однокоренных слов. Выделение корня 53 Резервный урок по разделу состав слова: как образуются слова (наблюдение) 1 54 Суффикс как часть слова: наблюдение за значением Контрольный диктант 1 55 Деление слов на слоги. Использование знания алфавита при работе со словарями 1 56 Перенос слов по слогам 1 57 Перенос слов по слогам: закрепление 1 58 Различение звуков и букв. Различение ударных и безударных гласных звуков 1 59 Составление устного рассказа по репродукции картины З. Серебряковой "За обедом" 1 60 Резервный урок по разделу фонетика: различаем звуки и буквы 1 61 Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30 —45 слов с опорой на вопросы 1 62 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне 1 63 Единообразное написание гласных в корне 1 64 Способы проверки написания буквы, 1 1 31 обозначающей безударный гласный звук в корне слова 65 Обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова 1 66 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне: закрепление 1 67 Объяснительный диктант: учимся обозначать безударные гласные в корне слова Промежуточная контрольная работа. 1 68 Непроверяемые гласные в корне слова 1 69 Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова 1 70 Списывание текста. Словарный диктант 1 71 Отработка правописания слов с орфограммами в значимых частях слов 1 72 Парные и непарные по твёрдости мягкости согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения 1 73 Знакомство с жанром поздравления 1 74 Функции мягкого знака 1 75 Резервный урок по разделу фонетика: учимся характеризовать звуки 1 1 0 32 76 Выбор языковых средств для ответа на заданный вопрос при работе в паре (группе) 1 77 Выбор языковых средств для выражения собственного мнения при работе в паре (группе) 1 78 Повторение алгоритма списывания текста 1 79 Диктант на изученные правила (безударные гласные в корне слова) 1 80 Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1 81 Резервный урок по разделу орфография: тренинг "Знаки препинания в конце предложения" с использованием электронных образовательных ресурсов 1 82 Резервный урок по разделу орфография: тренинг "Слог. Перенос слов" с использованием электронных образовательных ресурсов 1 83 Резервный урок по разделу орфография: использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова 1 84 Сочетания чк, чн, чт, щн, нч 1 85 Выбор языковых средств для ведения 1 1 33 разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. при работе в паре (группе) 86 Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) 1 87 Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу 1 88 Диктант на изученные правила (гласные после шипящих, сочетания чк, чн, чт) 1 89 Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста по рисунку на тему "День рождения" 1 90 Парные и непарные по звонкости глухости согласные звуки 1 91 Правописание слов с парным по звонкости-глухости согласным в корне слова 1 92 Обозначение парных по звонкостиглухости согласных в корне слова 1 93 Способы проверки согласных в корне слова 1 94 Отработка правописания слов с парным по глухости звонкости согласным в корне слова 1 95 Учимся писать буквы согласных в 1 1 34 корне слова 96 Объяснительный диктант: учимся писать буквы согласных в корне слова 1 97 Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова 1 98 Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Тренинг "Правописание парных по глухости-звонкости согласны хзвуков в корне слова" с использованием электронных образовательных ресурсов 1 99 Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30 —45 слов с опорой на вопросы 1 100 Списывание текста. Словарный диктант 1 101 Использование на письме разделительных ъ и ь 1 102 Правописание слов с разделительным мягким знаком 1 103 Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком 1 104 Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами 1 35 105 Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Тренинг "Правописание слов с разделительным мягким знаком" с использованием электронных образовательных ресурсов 1 106 Повторение правописания слов с орфограммами в значимых частях слов Диктант на изученные орфограммы в корне слова 1 107 Списывание текста. Словарный диктант 1 108 Имя существительное как часть речи 1 109 Имя существительное: употребление в речи 1 110 Имя существительное: значение 1 111 Имя существительное : вопросы («кто?», «что?») 1 112 Употребление прописной и строчной буквы 1 113 Составление устного рассказа по репродукции картины И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" 1 114 Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных 1 1 36 115 Прописная буква в именах собственных: географические названия 1 116 Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и вопросы: составление текста о своем любимом домашнем питомце по вопросам 1 117 Имя существительное: изменение по числам 1 118 Число имён существительных 1 119 Резервный урок по разделу морфология: изменение по числам имен существительных 1 120 Объяснительный диктант на изученные правила (орфограммы корня, прописная буква и др.) 1 121 Глагол как часть речи 1 122 Глагол: значение. Для чего нужны глаголы в нашей речи? 1 123 Глагол: вопросы «что делать?», «что сделать?» и др. 1 124 Единственное и множественное число глаголов 1 125 Резервный урок по разделу развитие речи: Составление текста на тему пословицы 1 37 126 Текст-повествование 1 127 Особенности текстов-повествований 1 128 Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текстповествование. Составление текстаповествования на тему "Как приготовить салат" 1 129 Обобщение знаний о глаголе 1 130 Резервный урок по разделу морфология. Тренинг. Отработка темы "Глагол" 1 131 Диктант на изученные правила (орфограммы корня) 1 132 Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1 133 Имя прилагательное как часть речи 1 134 Имя прилагательное: значение 1 135 Обобщение знаний об имени прилагательном 1 136 Резервный урок по разделу морфология: роль имён прилагательных в тексте. Единственное и множественное число имен прилагательных 1 137 Связь имени прилагательного с именем существительным 1 138 Текст-описание 1 1 38 139 Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста (рассказа или сказки) на тему "Путешествие снежинки на землю" 1 140 Особенности текстов-описаний 1 141 Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-описание. Составление текста-описания натюрморта 1 142 Диктант на изученные орфограммы в корне слова 1 143 Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1 144 Резервный урок по разделу развитие речи: Составление текста о своем любимом домашнем питомце по вопросам 1 145 Резервный урок по разделу развитие речи: составление текста по рисунку с включением в него диалога. Практикум по овладению диалогической речью 1 146 Текст-рассуждение 1 147 Особенности текстов-рассуждений 1 148 Предлог. Отличие предлогов от приставок 1 149 Наиболее распространённые предлоги: 1 1 39 в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. 150 Раздельное написание предлогов с именами существительными 1 151 Раздельное написание предлогов с именами существительными: закрепление 1 152 Части речи: обобщение. Тренинг 1 153 Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы 1 154 Резервный урок по разделу морфология: части речи. Тренинг Контрольный диктант 1 155 Различение текстов-описаний и текстов-повествований 1 156 Резервный урок по разделу морфология. Тренинг. Отработка темы "Предлоги" 1 157 Части речи: систематизация знаний 1 158 Резервный урок по разделу морфология: роль имён существительных в тексте 1 159 Резервный урок по разделу морфология: роль глаголов в тексте 1 160 Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: систематизация 1 1 40 161 Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: обобщение 1 162 Резервный урок по разделу развитие речи: Итоговая контрольная работа 1 163 Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности. Тренинг "Правописание имен собственных" с использованием электронных образовательных ресурсов 1 164 Резервный урок по разделу орфография.Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имён существительных; правописание парных по глухостизвонкости согласны звуков в корне слова (с использованием электронных образовательных ресурсов) 1 165 Резервный урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием суффиксов имен прилагательных; правописание слов с разделительным 1 1 41 мягким знаком (с использованием электронных образовательных ресурсов) 166 Резервный урок по разделу орфография. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: наблюдение за правописанием приставок; правописание буквосочетаний с шипящими звуками (с использованием электронных образовательных ресурсов) 1 167 Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности. Контроль "Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" с использованием электронных образовательных ресурсов 1 168 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа 1 1 169 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа 1 1 170 Резервный урок по разделу орфография 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 14 42 0 43