АРП рус язык 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2 КЛАССА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(вариант 7.2.)

1

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению
обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР); место в структуре
учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению
планируемых результатов, в соответствии с особыми образовательными
потребностями обучающихся с ЗПР, подходы к структуре тематического
планирования.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий – познавательных,
коммуникативных

и

регулятивных,

которые

возможно

формировать

средствами учебного предмета «Русский язык» с учётом возрастных и
индивидуально-типических особенностей обучающихся с ЗПР на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне начального общего
образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.
В тематическом планировании описывается программное содержание
по всем разделам, выделенным в содержании обучения каждого класса,
раскрывается характеристика деятельности, методы и формы организации
обучения, которые целесообразно использовать при изучении того или иного
раздела. Также в тематическом планировании представлены способы
организации дифференцированного обучения обучающихся с ЗПР.
2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на
уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на
основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее – далее ФГОС НОО), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной
программе воспитания.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне начального общего
образования является ведущим, обеспечивая языковое и общее речевое
развитие обучающихся. Он способствует повышению коммуникативной
компетентности

и

облегчению

социализации

обучающихся

с

ЗПР.

Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных
действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в
основной школе, а также будут востребованы в жизни.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую
сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонетикофонематической стороны речи, звукового анализа и синтеза, бедностью и
недифференцированностью

словаря,

трудностями

грамматического

оформления речи, построения связного высказывания, недостаточной
сформированностью

основных

мыслительных

операций

и

знаково-

символической (замещающей) функции мышления. У обучающихся с ЗПР с
запозданием формируются навыки языкового анализа и синтеза, долгое
время происходит становление навыка звуко-буквенного анализа, очевидные
трудности обучающиеся с ЗПР испытывают при формировании навыка
письма и чтения. Недостаточность развития словесно-логического мышления
и мыслительных операций значительно затрудняют усвоение орфограмм и
формирование грамматических понятий.
3

Преодоление перечисленных трудностей возможно при реализации
важнейших дидактических принципов: доступности, систематичности и
последовательности, прочности, наглядности, связи теории с практикой, а
также коррекционной направленности обучения.
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. В
процессе изучения русского языка у обучающихся с ЗПР формируется
позитивное

эмоционально-ценностное

отношение

к

русскому

языку,

стремление к его грамотному использованию, понимание того, что
правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры
человека. На уроках русского языка обучающиеся получают начальное
представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого
этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе
адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативных
задач.
Содержание

дисциплины

ориентировано

на

развитие

языковой

способности, разных видов речевой деятельности и освоение обучающимися
системного устройства языка. Благодаря освоению материала по данной
дисциплине обучающиеся с ЗПР овладевают грамотой, основными речевыми
формами и правилами их применения, умениями организовывать языковые
средства в разных типах высказываний, варьировать их структуру с учётом
условий коммуникации, развёртывать их или сокращать, перестраивать,
образовывать нужные словоформы. При изучении данной дисциплины
происходит развитие устной и письменной коммуникации, закладывается
фундамент для осмысленного чтения и письма. На уроках важно
формировать первоначальные представления о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания. Представления о связи языка с культурой
народа осваиваются практическим путём.
4

Удовлетворение особых образовательных потребностей достигается за
счет четких и простых по лексико-грамматической структуре инструкций к
выполняемой деятельности, уменьшенного объема заданий, большей их
практикоориентированности,
практическими
пройденного,

действиями,
актуализации

подкрепленности
а

также

знаний,

наглядностью

неоднократного

полученных

ранее,

и

закрепления
применением

специальных приемов обучения (алгоритмизации, пошаговости и др.),
соблюдении требований к организации образовательного процесса с учетом
особенностей сформированности саморегуляции учебно-познавательной
деятельности обучающихся с ЗПР.
Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в
общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на
удовлетворение

специфических

образовательных

потребностей

обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных
дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов
и конкретных приемов, то у обучающегося с ЗПР пробуждается интерес к
языку, желание овладеть письмом и чтением, совершенствуется связное (в
том

числе

учебное)

высказывание,

расширяется

словарный

запас,

проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие
попытки их преодоления.
Овладение

письмом

совершенствует

мелкую

моторику,

пространственную ориентировку, способствует развитию произвольности и
становлению навыков самоконтроля. При изучении учебного материала
(звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов, работа с предложением и
текстом) у обучающихся с ЗПР развиваются процессы анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной
памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава
слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в
предложении, использование различных классификаций звуков и букв,
5

объяснение значений слов совершенствуется мыслительная деятельность,
создаются предпосылки становления логического (понятийного) мышления.
При усвоении учебного предмета «Русский язык» обучающиеся с ЗПР
учатся ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и
планировать предстоящие действия, следить за правильностью выполнения
задания, давать словесный отчет и оценку проделанной работе, что
совершенствует систему произвольной регуляции деятельности.
Коррекционная направленность обучения предполагает увеличение
количества

заданий,

направленных

на

развитие

мелкой

моторики

обучающегося, точности и дифференцированности движений кисти и
пальцев руки. Необходимо увеличение времени, отводимого на звуковой
анализ слова, осознание звуко-буквенной и звуко-слоговой структуры слова
как пропедевтика специфических ошибок письма. Трудности языкового
анализа и синтеза требуют введения дополнительных упражнений на
определение границ предложения, составление схемы предложения, работу с
деформированным

предложением

и

текстом.

Успешное

усвоение

грамматических правил у детей с ЗПР предполагает использование
алгоритмов для закрепления навыка. Освоение орфографических правил
требует введения коррекционно-подготовительных упражнений. Работа над
правилом осуществляется с опорой на алгоритм который визуализируется и
многократно повторяется ребенком. Обедненность словаря у учащихся с ЗПР
обуславливает необходимостьпроведения повседневной словарной работы ро
уточнению и расширению лексического значения слов, накопления устного
речевого опыта.
Учитель начальных классов должен поддерживать тесную связь с
учителем-логопедом, осуществляющим профилактику таких расстройств
письменной речи как дисграфия и дизорфография. Уточнение артикуляции
звуков, дифференциация сходных фонем, работа над слоговой структурой
слова, которая обязательно проводится на уроках по предмету «Русский
6

язык» и «Литературное чтение», способствует улучшению качества устной
речи обучающегося с ЗПР.
В федеральной рабочей программе определяются цели изучения
учебного

предмета

«Русский

язык»

на

уровне

начального

общего

образования, планируемые результаты освоения обучающимися предмета
«Русский язык»: личностные, метапредметные, предметные. Личностные и
метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций
и особенностей преподавания русского языка на уровне начального общего
образования, а также учитывают особые образовательные потребности
обучающихся с ЗПР. Предметные планируемые результаты освоения
программы даны для каждого года изучения предмета «Русский язык».
Программа устанавливает распределение учебного материала по
классам, основанного на логике развития предметного содержания и учёте
психологических и возрастных особенностей обучающихся с ЗПР, а также
объём учебных часов для изучения разделов и тем курса. При этом для
обеспечения возможности реализации принципов дифференциации и
индивидуализации с целью учёта образовательных потребностей и интересов
обучающихся с ЗПР количество учебных часов может быть скорректировано.
Федеральная рабочая программа учебного предмета предоставляет
возможности

для

реализации

различных

методических

подходов

к

преподаванию учебного предмета «Русский язык» при условии сохранения
обязательной части его содержания.
Содержание рабочей программы составлено таким образом, что
достижение обучающимися с ЗПР как личностных, так и метапредметных
результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении
областей знаний, которые отражают ведущие идеи изучения учебного
предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования и
подчёркивают пропедевтическое значение уровня начального общего
образования, формирование готовности обучающегося с ЗПР к дальнейшему
обучению.
7

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Русский язык» во 2
классе – 170 ч (5 часов в неделю)

8

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ВО 2
КЛАССЕ
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового

пространства

России

и

мира.

Методы

познания

языка:

наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и
гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение
на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я
(повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный – согласный; гласный
ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный;
согласный звонкий – глухой, парный – непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце
и

в

середине

слова;

разделительный.

Использование

на

письме

разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного
состава слова.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё,
ю, я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Алфавит: правильное название букв, знание их последовательности,
различение звука и буквы (буква, как знак звука).
Использование знания алфавита при работе со словарями: умение
9

найти слово в школьном орфографическом словаре по первой букве, умение
расположить слова в алфавитном порядке.
Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами
(сильная и слабая позиция, наблюдение за словами, требующими проверки).
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для
решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение
слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует
уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения
с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (со знакомством с терминами),
прямое и переносное значение слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов (с
использованием терминов).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова.

Признаки

однокоренных

слов

однокоренных
и

(родственных)

синонимов,

однокоренных

слов.
слов

Различение
и

слов

с

омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
10

(наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«кто?», «что?»), употребление в речи. Изменение имен существительных
по числам.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?»,
«что сделать?» и др.), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Изменение
имен прилагательных по числам.
Предлог.

Отличие

предлогов

от

приставок.

Наиболее

распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из
слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения (простые случаи).
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения (простые случаи).
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных
(имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце
предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного
членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение
правил правописания, изученных в 1 дополнительном классе).
Орфографическая
возникновения

зоркость

как

орфографической

осознание

ошибки.
11

места

Понятие

возможного
орфограммы.

Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря
учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и
самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые

гласные

и

согласные

(перечень

слов

в

орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи
(для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения).
Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и др.). Практическое овладение диалогической формой речи.
Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях
учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности при проведении парной и
групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины (после
совместного анализа). Составление рассказа повествовательного характера
по сюжетным картинкам и/или по готовому план-вопросу.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений
в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте
законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста.
12

Подбор заголовков к предложенным текстам. Абзац. Последовательность
частей текста (абзацев). Работа с деформированным текстом.
Типы

текстов:

описание,

повествование,

рассуждение,

их

особенности (первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание

текста:

развитие

умения

находить

заданную

информацию, содержащуюся в тексте, формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение
текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Построение и запись грамматически правильно оформленного ответа
на вопрос. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 2535 слов с опорой на вопросы.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» во 2
классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом
метапредметных результатов.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать

однокоренные

(родственные)

слова

и

синонимы;

однокоренные (родственные) слова и слова с омонимичными корнями:
называть

признаки

сходства

и

различия

(при

необходимости

с

направляющей помощью учителя);
сравнивать значение однокоренных (родственных) слов: указывать
сходства и различия лексического значения (при необходимости с
направляющей помощью учителя);
сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов:
выявлять случаи чередования;
13

устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос
отвечают, что обозначают;
характеризовать звуки по заданным параметрам (с опорой на
алгоритм);
определять признак, по которому проведена классификация звуков,
букв, слов, предложений;
обобщать слова по существенному признаку, выделяя лишнее слово
из предложенных.
ориентироваться в изученных понятиях (корень, окончание, текст);
соотносить понятие с его определением.
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
языковых явлений (сколько в слове гласных, столько и слогов).
Базовые исследовательские действия:
проводить по предложенному образцу наблюдение за языковыми
единицами (слово, предложение, текст);
формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова
являются/не

являются

однокоренными

(родственными)

(по

предложенному алгоритму).
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь
учебника для получения информации;
устанавливать с помощью словаря значения многозначных слов;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей; «читать» информацию, представленную в
схеме, таблице; понимать и использовать знаки, символы, схемы,
используемые на уроках русского языка;
с помощью учителя на уроках русского языка создавать схемы,
таблицы для представления информации.
14

Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с
учениками и учителем;
признавать возможность существования разных точек зрения в
процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами;
корректно

и

аргументированно

высказывать

своё

мнение

о

результатах наблюдения за языковыми единицами;
строить устное диалогическое выказывание;
строить устное монологическое высказывание на определённую
тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации;
устно формулировать простые выводы на основе прочитанного или
услышанного текста;
слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь,
получать и уточнять информацию от собеседника;
отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его
одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
соблюдать правила учебного поведения;
понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать,
написать и т.п.);
планировать

с

помощью

учителя
15

действия

по

решению

орфографической задачи;
соблюдать и удерживать предложенный алгоритм при работе с
правилом, при выполнении задания;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать с помощью учителя причины успеха/неудач при
выполнении заданий по русскому языку;
корректировать с помощью учителя свои учебные действия для
преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при
списывании текстов и записи под диктовку;
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и
учета характера сделанных ошибок (с помощью учителя);
осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под
руководством учителя и самостоятельно.
Совместная деятельность:
принимать

участие

в

разнообразных

формах

совместной

деятельности (работа в паре, малой группе);
распределять роли, договариваться, корректно делать замечания и
высказывать

пожелания

участникам

совместной

работы,

спокойно

принимать замечания в свой адрес, мирно решать конфликты (с помощью
учителя);
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат.

16

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ВО 2 КЛАССЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты.
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание

своей

этнокультурной

и

российской

гражданской

идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при
работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том
числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том
числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского
языка.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
признание

индивидуальности

каждого

собственный жизненный и читательский опыт;
17

человека

с

опорой

на

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка).
Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского
языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
18

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира);
познавательные
любознательность

интересы,

и

активность,

самостоятельность

в

инициативность,

познании,

в

том

числе

познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» у обучающегося с ЗПР
будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты),

устанавливать

(частеречная

основания

принадлежность,

для

сравнения

грамматический

языковых

признак,

единиц

лексическое

значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
с

помощью

учителя

определять

существенный

признак

для

классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений,
текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать
алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно
следовать алгоритму, выделяя учебные операции при анализе языковых
единиц;
использовать элементарные знаково-символические средства в учебнопознавательной деятельности;
19

выявлять

недостаток

информации

для

решения

учебной

и

практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать
запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
с помощью учителя сравнивать несколько вариантов выполнения
задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных
критериев);
после совместного анализа проводить по предложенному плану
несложное

лингвистическое

миниисследование,

выполнять

по

предложенному плану проектное задание под контролем педагога;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов

проведённого

наблюдения

за

языковым

материалом

(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать с помощью учителя возможное развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в слова рях, справочниках;
распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать
родителей,

с

помощью

законных

взрослых

представителей)
20

(педагогических
правила

работников,

информационной

безопасности

при

поиске

информации

в

информационно-

телекоммуникационной сети «Интернете» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах
слова);
анализировать и создавать с помощью учителя текстовую, видео,
графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно по образцу создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у
обучающегося с ЗПР формируются коммуникативные универсальные
учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить с помощью взрослого небольшие публичные выступления о
результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения,
выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
21

Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у
обучающегося с ЗПР формируются регулятивные универсальные учебные
действия.
Самоорганизация:
проявлять способность продолжать учебную работу, совершая волевое
усилие;
следовать

алгоритму

учебных

действий,

удерживать

ход

его

выполнения;
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата, оречевлять план и соотносить действия с планом;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать после совместного анализа причины успеха/неудач
учебной деятельности;
корректировать после совместного анализа свои учебные действия для
преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку с опорой на эталон
(образец);
сравнивать

результаты

своей

деятельности

и

деятельности

одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные
цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
22

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
—

осознавать язык как основное средство общения;

—

характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по

заданным

параметрам:

согласный

парный/непарный

по

твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости
(при необходимости с опорой на ленту букв);
—

определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в

том числе слова со стечением согласных);
—

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в

том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я (при необходимости с
использованием смысловой опоры);
—

обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий

знак в середине слова;
—

находить однокоренные слова (простые случаи);

—

выделять в слове корень (простые случаи);

—

выделять в слове окончание (простые случаи);

—

выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов,

понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям (при
23

необходимости с направляющей помощью учителя); выявлять случаи
употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
—

распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», что?»;

—

распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что

сделать?» и др.
—

распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,

«какое?», «какие?»
—

определять вид предложения по цели высказывания и по

эмоциональной окраске (с использованием смысловой опоры);
—

находить место орфограммы в слове и между словами на

изученные правила (с опорой на таблицы с правилами);
—

применять изученные правила правописания, в том числе:

сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне
слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,
географических названиях; раздельное написание предлогов с именами
существительными, разделительный мягкий

знак (при необходимости с

опорой на таблицы с правилами);
—

правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и

предложения, тексты объёмом не более 35 слов;
—

писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,

предложения, тексты объёмом не более 30 слов с учётом изученных
правил правописания;
—

находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

—

пользоваться

толковым,

орфографическим,

орфоэпическим

словарями учебника (при организующей помощи учителя);
—

(2–4

строить устное диалогическое и монологическое высказывание

предложения

на

определённую

тему,

по

наблюдениям)

соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
24

с

—

формулировать простые выводы на основе прочитанного

(услышанного) устно и письменно (1–2 предложения);
—

составлять предложения из слов, устанавливая между ними

смысловую связь по вопросам (при необходимости с направляющей
помощью учителя);
—

определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;

—

составлять текст из разрозненных предложений, частей текста

(при организующей помощи учителя);
—

писать

подробное

изложение

повествовательного

текста

объёмом 25–30 слов с опорой на вопросы, ключевые слова, картинный
план (при направляющей помощи педагога);
—

использовать изученные понятия в процессе решения учебных

задач.

25

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

1

Общие сведения о языке

1

2

Фонетика и графика

6

3

Лексика

10

4

Состав слова

14

5

Морфология

19

6

Синтаксис

8

7

Орфография и пунктуация

50

8

Развитие речи

30

Практические
работы

8

Резервное время

32

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

170

12

26

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Язык как явление национальной
культуры. Многообразие языкового
пространства России и мира. Наша
речь и наш язык

1

2

Диалогическая форма речи

1

3

Резервный урок по разделу лексика: о
происхождении слов

1

4

Текст

1

5

Признаки текста: смысловое единство
предложений в тексте;
последовательность предложений в
тексте; выражение в тексте
законченной мысли

1

6

Тема текста

1

7

Основная мысль

1

8

Заглавие текста

1

9

Подбор заголовков к предложенным
текстам

1

10

Отработка умения подбирать

1

Контрольные
работы

27

Практические
работы

Дата
изучени
я

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

заголовки к предложенным текстам.
Отражение в заголовке темы или
основной мысли текста
11

Последовательность частей текста
(абзацев). Абзац. Красная строка

1

12

Корректирование текстов с
нарушенным порядком предложений.
Тренинг

1

13

Отработка умения корректировать
тексты с нарушенным порядком
предложений

1

14

Корректирование текстов с
нарушенным порядком абзацев

1

15

Отработка умения корректировать
тексты с нарушенным порядком
абзацев Входная контрольная работа.

1

16

Предложение как единица языка

1

17

Предложение и слово

1

18

Связь слов в предложении

1

19

Виды предложений по цели
высказывания

1

20

Восклицательные и
невосклицательные предложения

1

21

Повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения

1

22

Наблюдение за выделением в устной
речи одного из слов предложения

1

1

28

(логическое ударение)
23

Резервный урок по разделу синтаксис:
наблюдение за главными и
второстепенными членами
предложения

1

24

Резервный урок по разделу синтаксис:
установление связи слов в
предложении

1

25

Предложение: систематизация знаний
Контрольный диктант

1

26

Слово и его значение

1

27

Значение слова в словаре. Уточняем
значение слова самостоятельно, по
тексту или с помощью толкового
словаря

1

28

Однозначные и многозначные слова

1

29

Значение слова в словаре и тексте

1

30

Многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова

1

31

Синонимы

1

32

Синонимы в тексте

1

33

Антонимы

1

34

Наблюдение за использованием
антонимов

1

35

Резервный урок по разделу лексика:
работаем с толковым словарем

1

36

Обобщение знаний по разделу

1

1

29

«Лексика»
37

Резервный урок по разделу лексика:
диктант с грамматическим заданием

1

38

Однокоренные (родственные) слова.
Корень слова

1

39

Признаки однокоренных
(родственных) слов. Корень слова

1

40

Корень как часть слова

1

41

Корень как общая часть родственных
слов

1

42

Корень слова: обобщение знаний

1

43

Окончание как изменяемая часть слова

1

44

Изменение формы слова с помощью
окончания

1

45

Различение изменяемых и
неизменяемых слов

1

46

Резервный урок по разделу состав
слова: нулевое окончание
(наблюдение)

1

47

Суффикс как часть слова

1

48

Приставка как часть слова
(наблюдение)

1

49

Роль суффиксов и приставок

1

50

Состав слова: систематизация знаний

1

51

Состав слова: обобщение

1

52

Резервный урок по разделу состав

1

1

30

слова: Тренинг. Нахождение
однокоренных слов. Выделение корня
53

Резервный урок по разделу состав
слова: как образуются слова
(наблюдение)

1

54

Суффикс как часть слова: наблюдение
за значением Контрольный диктант

1

55

Деление слов на слоги. Использование
знания алфавита при работе со
словарями

1

56

Перенос слов по слогам

1

57

Перенос слов по слогам: закрепление

1

58

Различение звуков и букв. Различение
ударных и безударных гласных звуков

1

59

Составление устного рассказа по
репродукции картины З. Серебряковой
"За обедом"

1

60

Резервный урок по разделу фонетика:
различаем звуки и буквы

1

61

Подробное изложение
повествовательного текста объёмом 30
—45 слов с опорой на вопросы

1

62

Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне

1

63

Единообразное написание гласных в
корне

1

64

Способы проверки написания буквы,

1

1

31

обозначающей безударный гласный
звук в корне слова
65

Обозначение буквой безударного
гласного звука в корне слова

1

66

Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне: закрепление

1

67

Объяснительный диктант: учимся
обозначать безударные гласные в
корне слова Промежуточная
контрольная работа.

1

68

Непроверяемые гласные в корне слова

1

69

Правописание слов с проверяемыми и
непроверяемыми безударными
гласными в корне слова

1

70

Списывание текста. Словарный
диктант

1

71

Отработка правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов

1

72

Парные и непарные по твёрдости мягкости согласные звуки. Согласный
звук [й'] и буква И краткое. Твёрдые и
мягкие согласные звуки и буквы для
их обозначения

1

73

Знакомство с жанром поздравления

1

74

Функции мягкого знака

1

75

Резервный урок по разделу фонетика:
учимся характеризовать звуки

1

1

0

32

76

Выбор языковых средств для ответа на
заданный вопрос при работе в паре
(группе)

1

77

Выбор языковых средств для
выражения собственного мнения при
работе в паре (группе)

1

78

Повторение алгоритма списывания
текста

1

79

Диктант на изученные правила
(безударные гласные в корне слова)

1

80

Работа над ошибками, допущенными в
диктанте

1

81

Резервный урок по разделу
орфография: тренинг "Знаки
препинания в конце предложения" с
использованием электронных
образовательных ресурсов

1

82

Резервный урок по разделу
орфография: тренинг "Слог. Перенос
слов" с использованием электронных
образовательных ресурсов

1

83

Резервный урок по разделу
орфография: использование
орфографического словаря учебника
для определения (уточнения)
написания слова

1

84

Сочетания чк, чн, чт, щн, нч

1

85

Выбор языковых средств для ведения

1

1

33

разговора: начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь
внимание и т. п. при работе в паре
(группе)
86

Гласные после шипящих в сочетаниях
жи, ши (в положении под ударением)

1

87

Гласные после шипящих в сочетаниях
ча, ща, чу, щу

1

88

Диктант на изученные правила
(гласные после шипящих, сочетания
чк, чн, чт)

1

89

Резервный урок по разделу развитие
речи: составление текста по рисунку
на тему "День рождения"

1

90

Парные и непарные по звонкости глухости согласные звуки

1

91

Правописание слов с парным по
звонкости-глухости согласным в корне
слова

1

92

Обозначение парных по звонкостиглухости согласных в корне слова

1

93

Способы проверки согласных в корне
слова

1

94

Отработка правописания слов с
парным по глухости звонкости
согласным в корне слова

1

95

Учимся писать буквы согласных в

1

1

34

корне слова
96

Объяснительный диктант: учимся
писать буквы согласных в корне слова

1

97

Учимся писать буквы гласных и
согласных в корне слова

1

98

Различные способы решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в
слове. Тренинг "Правописание парных
по глухости-звонкости согласны
хзвуков в корне слова" с
использованием электронных
образовательных ресурсов

1

99

Подробное изложение
повествовательного текста объёмом 30
—45 слов с опорой на вопросы

1

100

Списывание текста. Словарный
диктант

1

101

Использование на письме
разделительных ъ и ь

1

102

Правописание слов с разделительным
мягким знаком

1

103

Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком

1

104

Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком и
другими изученными орфограммами

1

35

105

Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в
слове. Тренинг "Правописание слов с
разделительным мягким знаком" с
использованием электронных
образовательных ресурсов

1

106

Повторение правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов
Диктант на изученные орфограммы в
корне слова

1

107

Списывание текста. Словарный
диктант

1

108

Имя существительное как часть речи

1

109

Имя существительное: употребление в
речи

1

110

Имя существительное: значение

1

111

Имя существительное : вопросы
(«кто?», «что?»)

1

112

Употребление прописной и строчной
буквы

1

113

Составление устного рассказа по
репродукции картины И. Шишкина
"Утро в сосновом лесу"

1

114

Прописная буква в именах
собственных: имена, фамилии,
отчества людей, клички животных

1

1

36

115

Прописная буква в именах
собственных: географические
названия

1

116

Составление устного рассказа с
опорой на личные наблюдения и
вопросы: составление текста о своем
любимом домашнем питомце по
вопросам

1

117

Имя существительное: изменение по
числам

1

118

Число имён существительных

1

119

Резервный урок по разделу
морфология: изменение по числам
имен существительных

1

120

Объяснительный диктант на
изученные правила (орфограммы
корня, прописная буква и др.)

1

121

Глагол как часть речи

1

122

Глагол: значение. Для чего нужны
глаголы в нашей речи?

1

123

Глагол: вопросы «что делать?», «что
сделать?» и др.

1

124

Единственное и множественное число
глаголов

1

125

Резервный урок по разделу развитие
речи: Составление текста на тему
пословицы

1

37

126

Текст-повествование

1

127

Особенности текстов-повествований

1

128

Резервный урок по разделу развитие
речи: учимся сочинять текстповествование. Составление текстаповествования на тему "Как
приготовить салат"

1

129

Обобщение знаний о глаголе

1

130

Резервный урок по разделу
морфология. Тренинг. Отработка темы
"Глагол"

1

131

Диктант на изученные правила
(орфограммы корня)

1

132

Работа над ошибками, допущенными в
диктанте

1

133

Имя прилагательное как часть речи

1

134

Имя прилагательное: значение

1

135

Обобщение знаний об имени
прилагательном

1

136

Резервный урок по разделу
морфология: роль имён
прилагательных в тексте.
Единственное и множественное число
имен прилагательных

1

137

Связь имени прилагательного с
именем существительным

1

138

Текст-описание

1

1

38

139

Резервный урок по разделу развитие
речи: составление текста (рассказа или
сказки) на тему "Путешествие
снежинки на землю"

1

140

Особенности текстов-описаний

1

141

Резервный урок по разделу развитие
речи: учимся сочинять текст-описание.
Составление текста-описания
натюрморта

1

142

Диктант на изученные орфограммы в
корне слова

1

143

Работа над ошибками, допущенными в
диктанте

1

144

Резервный урок по разделу развитие
речи: Составление текста о своем
любимом домашнем питомце по
вопросам

1

145

Резервный урок по разделу развитие
речи: составление текста по рисунку с
включением в него диалога.
Практикум по овладению
диалогической речью

1

146

Текст-рассуждение

1

147

Особенности текстов-рассуждений

1

148

Предлог. Отличие предлогов от
приставок

1

149

Наиболее распространённые предлоги:

1

1

39

в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.
150

Раздельное написание предлогов с
именами существительными

1

151

Раздельное написание предлогов с
именами существительными:
закрепление

1

152

Части речи: обобщение. Тренинг

1

153

Умение договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности при проведении парной
и групповой работы

1

154

Резервный урок по разделу
морфология: части речи. Тренинг
Контрольный диктант

1

155

Различение текстов-описаний и
текстов-повествований

1

156

Резервный урок по разделу
морфология. Тренинг. Отработка темы
"Предлоги"

1

157

Части речи: систематизация знаний

1

158

Резервный урок по разделу
морфология: роль имён
существительных в тексте

1

159

Резервный урок по разделу
морфология: роль глаголов в тексте

1

160

Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: систематизация

1

1

40

161

Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: обобщение

1

162

Резервный урок по разделу развитие
речи: Итоговая контрольная работа

1

163

Резервный урок по разделу
орфография: отработка орфограмм,
вызывающих трудности. Тренинг
"Правописание имен собственных" с
использованием электронных
образовательных ресурсов

1

164

Резервный урок по разделу
орфография.Орфографическая
зоркость как осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за правописанием
суффиксов имён существительных;
правописание парных по глухостизвонкости согласны звуков в корне
слова (с использованием электронных
образовательных ресурсов)

1

165

Резервный урок по разделу
орфография. Орфографическая
зоркость как осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за правописанием
суффиксов имен прилагательных;
правописание слов с разделительным

1

1

41

мягким знаком (с использованием
электронных образовательных
ресурсов)

166

Резервный урок по разделу
орфография. Орфографическая
зоркость как осознание места
возможного возникновения
орфографической ошибки:
наблюдение за правописанием
приставок; правописание
буквосочетаний с шипящими звуками
(с использованием электронных
образовательных ресурсов)

1

167

Резервный урок по разделу
орфография: отработка орфограмм,
вызывающих трудности. Контроль
"Правописание буквосочетаний с
шипящими звуками" с использованием
электронных образовательных
ресурсов

1

168

Резервный урок по разделу
орфография: проверочная работа

1

1

169

Резервный урок по разделу
орфография: проверочная работа

1

1

170

Резервный урок по разделу
орфография

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

170

14
42

0

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».