Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Режевского городского округа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математическая грамотность» 4 класс г.Реж 2023 Уровень образования начальное общее образование (4 класс) Возраст обучающихся 9-10 лет Количество часов - 34 часа в год Программа разработана на основе программы внеурочной деятельности Функциональная грамотность. 1-4 класс. М.В. Буряк, С.А. Шейкиной Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности для 4 классов «Математическая грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Математическая грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника. Целью изучения курса «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: – учить находить и извлекать информацию из различных текстов; – учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; – развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения задач; – воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; – учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений; – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Программа курса внеурочной деятельности «Математическая грамотность» предназначена для реализации во 4 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению. В 4 классе начальной школы проводятся занятия по формированию математической грамотности, включая задачи естественно-научной и финансовой грамотности. Формы организации занятий: Предметные недели; Олимпиады; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 класс Нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – формулировать жизненную ситуацию на языке математики; 5 –применять математические понятия, факты, процедуры размышления; –интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты; – формировать духовные и эстетические потребности; –овладевать начальными навыками адаптации в современном мире: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных потребностей; – уметь пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях; –уметь переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; 6 – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения курса: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; –способность извлекать математическую информацию в различном контексте; –способность применять математические знания для решения разного рода проблем; –способность формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации; –интерпретация и оценка математических данных в контексте лично значимой ситуации; –интерпретация и оценка математических результатов вконтексте национальной или глобальной ситуации; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: 7 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. Тематическое планирование № Содержание (разделы, темы) 4 класс (34 часа) Колво часов 1. В бассейне 1 2. Делаем ремонт 1 3. Украшаем дом 1 4. Праздничный торт 1 5. Садовый участок 1 6. Обустраиваем 1 участок 7. Поход в кино 1 8. Идём в театр 1 9. Отправляемся в путешествие 1 8 10. Осуществляем мечты 1 11. Магический квадрат 1 12. Остров рыцарей и лжецов 1 13. Метод перебора 1 14. Буквенные ребусы 1 15. Дни недели 1 16. Чередование 1 17. По прямой — кратчайший путь! 1 18. Геометрия вокруг нас. 1 19. Периметр и площадь составных фигур. Геометрическая мозаика. 1 20. Закономерности в узорах. 1 21. Решение задач геометрическим содержанием. 1 с 22. Оригами. Объемные фигуры. 1 23. Моделирование из проволоки, пластилина, спичек 1 9 24. Математические развлечения. 1 25. Проект «Мир цифр» 1 26. По страницам «Книги рекордов Гиннеса» 1 27. Математические фокусы. Секреты математических фокусов. 1 28. Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру – математика для всех» 1 29. Математический КВН. 1 30. Решение задач, связанных 1 с нумерацией, на сообразительность, задачишутки, задачи со спичками; 31. Работа с пословицами, в которых встречаются числа. 1 10 32. Интересные приёмы устного счёта. 33. Разгадывание числовых 1 головоломок и математических ребусов. Поиск в окружающем мире предметов, дающих представление об изученных геометрических фигурах. 34. 1 11 УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). 12 13 14