ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по географии для учащихся 10-11 классов создана на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный
номер 19644)
авторской программой В.П. Максаковского для 10-11 классов (базовый уровень)
В. П. Максаковский. «География. Рабочие программы. 10—11 классы»
Общая характеристика учебного предмета
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а
также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического
страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических
взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда,
раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также
развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей.
Целями изучения географии в средней школе являются:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы,
населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их
решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими
географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а
также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и
ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и
отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Описание места учебного предмета
Количество часов: по программе - всего 68 часов за два года: 10 класс - 34 часов, 11класс -34 часа
по учебному плану — 10 класс -34 часа, 1 час в неделю; 11 класс- 34 часа, 1 час в неделю.
Результаты обучения географии
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и
успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных,
культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность
их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2)
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
3)
Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли
4)
Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других
народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
5)
Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и
экономических особенностей
6)
Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам
7)
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
8)
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
9)
Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам
своей семьи
11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6)
умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать
выводы;
7)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8)
смысловое чтение;
9)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
1)
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как
компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том
числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2)
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания
своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3)
формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического
освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в
отдельных странах;
4)
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5)
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного
общения;
6)
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7)
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8)
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков
безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Источники географической информации
Выпускник научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практикоориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их
положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую
информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Требования к уровню подготовки учащихся.
1. Знать и понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и
динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения,
основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в
системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом
разделении труда.
2. Уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и
геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и
территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных
территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социальноэкономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты,
модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и
ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и
геоэкономической ситуации в России, в других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития
международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание рабочей программы
10 класс (1ч. в неделю)
Раздел I. Современная политическая карта мира (6часов)
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый
источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды
статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения,
камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления
пространственно-координированных географических данных. Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира.
Международные отношения. Политическая география.
Раздел II. Природа и человек в современном мире (5часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей
среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные
сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения
окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей
среды.
Раздел III. География населения мира. (7 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды.
Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в
разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и
сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Раздел IV. НТР и мировое хозяйство. (7 часов)
Понятие о НТР, еѐ характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда.
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.
Раздел V. География отраслей мирового хозяйства. (8 часов)
География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая,
машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География
транспорта.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК).
Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ).
География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная
торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Итоговый контроль знаний за курс 10 класса (1 час)
Оценочные практические работы
1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).
4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
11 класс (1 час в неделю)
Раздел II. Региональная характеристика мира. (33 час)
Тема 2: Зарубежная Европа. (8 часов)
Общая характеристика Зарубежной Европы. Население. Хозяйство стран Зарубежной Европы. Непроизводственная сфера стран
Зарубежной Европы. Географический рисунок расселения и хозяйства. Регионы зарубежной Европы. ФРГ. Сравнение двух стран
Зарубежной Европы. Обобщающее повторение по теме «Зарубежная Европа»
Тема 3: Зарубежная Азия. Австралия (11 часов)
Общая характеристика Зарубежной Азии. Население стран Зарубежной Азии. Хозяйство стран Зарубежной Азии: пять центров
экономической мощи. Китай. Хозяйство Китая. Япония. Хозяйство Японии. Индия. Обобщающее повторение по темам «Китай», «Индия»,
«Япония». Австралия. Контроль знаний по теме «Зарубежная Азия. Австралия»
Тема 4: Африка. (2часа)
Общая характеристика «Африки». Регионы Северной и Тропической Африки. ЮАР.
Тема 5: Северная Америка. (5 часов)
Северная Америка. США. Общая характеристика: ЭГП и население США . Природные ресурсы и хозяйство США. Макрорегионы США.
Канада. Обобщающее повторение по теме «Северная Америка»
Тема 6: Латинская Америка. (2часа)
Общая характеристика «Латинская Америка». Страны Латинской Америки. Бразилия
Тема 7. Россия в современном мире.(3 часа)
Место России в мировой политике, в мировом природно – ресурсном и людском потенциале. Место России в мировом хозяйстве. Место
России в мире по качеству жизни. Стратегия развития России до 2020 г
Тема 8: Глобальные проблемы человечества. (2 часа)
Глобальные проблемы человечества. Стратегия устойчивого развития
Итоговый контроль знаний за курс 11 класса. (1 час)
Оценочные практические работы
1. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».
2. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.
3. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного
результата.
4. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей
решения экологических проблем.
5. Составление характеристики Канады.
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
п/п
Всего часов
Практические Контрольные работы
работы
10 класс
Часть 1. Общая характеристика мира
34
1
Современная политическая карта
мира
6
1
2
Природа и человек в современном
мире
5
2
3
География населения мира
7
1
1
4
Научно-техническая революция и
мировое хозяйство
7
-
1
5
География отраслей мирового
хозяйства
8
2
1
6
Итоговый контроль
1
-
1
резерв
1
ИТОГО
35
6
5
1
11 класс
Часть 2. Региональная характеристика
мира
31
6
Зарубежная Европа
8
1
1
7
Зарубежная Азия. Австралия
11
4
1
8
Африка
2
1
-
9
Северная Америка
5
2
1
10
Латинская Америка
2
1
-
11
Россия в современном мире.
3
2
Часть 3. Глобальные проблемы
человечества (обобщение знаний)
12
2
Глобальные проблемы человечества
2
Итоговый контроль
1
резерв
1
ИТОГО
35
11
4
ВСЕГО
70
17
13
1
Календарно тематическое планирование уроков географии в 10 класс
№
ур
ок
а
Сроки
1
1
2
недел
я
2
пла
н
Тип
урока
Раздел
Тема урока
Вводны
й урок
Введение
Экономическая и
социальная география
как наука, ее место в
системе географических
наук
Лекция
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА
3
Домашнее задание
фак
т
(1 час)
(33 часа)
3
Практические работы
Комбин
ированн
ый урок
Современная
политическая карта
мира
( 6 часов)
Многообразие стран
современного мира, их
классификация.
Типология стран мира.
Подготовиться к уроку-диалогу
по данной теме. Ответить на
вопросы.
1. Составление
систематизирующей
таблицы «Государственный
строй стран мира».
Учебник с. 9-14
Влияние
международных
отношений на
политическую карту
мира
Учебник с. 14-17
Учебник с. 17-19
4
4
Комбин
ированн
ый урок
Государственный строй
стран мира
5
5
Комбин
ированн
ый урок
Понятие о политической
географии и
геополитике. Политикогеографическое
положение
2. Характеристика
политико-географического
положения страны. Его
изменение во времени.
§1,2,3,4 темы№1
Повторить основные термины и
понятия темы
На контурной карте нанести 30
стран
Ответить на вопросы стр.21
6
6
Урок
контрол
я знаний
7
7
Лекция
Контрольнообобщающий урок по
теме 1.
Природа и человек в
современном мире
(5 часов)
контрольная работа по теме
«Современная
политическая карта мира »
Повторить основные термины и
понятия темы
Проблемы
взаимодействия
общества и природы
Тема №2 стр25-28
Тема №2 стр28-38
8
8
Комбин
ированн
ый урок
Мировые Природные
ресурсы Земли. Понятие
о
ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы и
расчет обеспеченности
ими. Земельные ресурсы
и обеспеченность ими
различных регионов и
стран мира География
водных ресурсов суши.
Биологические ресурсы
9
9
Практич
еский
Ресурсы Мирового
океана. Рекреационные
ресурсы, их виды
10
10
Семинар
Загрязнение и охрана
3. Оценка
ресурсообеспеченности
отдельных стран (регионов)
мира (по выбору).
Тема №2 стр38-41
Тема №2 стр41-47
окружающей среды.
11
11
12
12
Повторить из курса 9 класса тему
«Типы и виды природных
ресурсов».
Географическое
ресурсоведение и
геоэкология
Лекция
География населения
мира
(7часов)
Комбин
ированн
ый урок
Численность и
воспроизводство
населения
Стр 57-66
Состав (структура)
населения
Стр 66-71 задание 7,8 в учебнике
на стр85-86(устно)
13
13
14
14
15
15
Комбин
ированн
ый урок
Размещение и миграция
населения
Подготовить доклады
16
16
Комбин
ированн
ый урок
Городское и сельское
население. Урбанизация
Стр 74-81 вопросы для
самоконтроля стр.87-89
Этнический и
религиозный состав
населения
17
17
Семинар
Обобщающее
повторение по теме
«География населения
мира»
18
18
Урок
контрол
я знаний
Контрольнообобщающий урок по
теме 3.
19
19
Комбин
ированн
ый урок
Научно-техническая
революция и мировое
хозяйство
20
Комбин
ированн
ый урок
Повторить основные термины и
понятия темы
Характеристика научнотехнической революции
Пользуясь текстом учебника ,
составить системат. таблицу «
главные направления развития
производства в эпоху НТР»
Современное мировое
хозяйство и
международное
географическое
разделение труда
Стр.98-102
(7 часов )
20
контрольная работа по теме
«География населения
мира»
21
21
Комбин
ированн
ый урок
Основные
пространственные
модели мирового
хозяйства
Стр.102-110
22
22
Семинар
Территориальная
структура хозяйства
стран разного типа.
Региональная политика
Стр.110-115 закрепление
главных научных знаний темы
стр119-120
Комбин
ированн
ый урок
23
23
24
24
25
25
Урок
контрол
я знаний
26
26
Лекция
27
27
Комбин
ированн
ый урок
28
28
29
29
Факторы размещения
производительных сил
5. Сравнительная
характеристика ведущих
факторов размещения
производительных сил.
Подготовить проблемное
сообщение на тему « НТР и
размещение производства.»
Обобщающее
повторение по теме
«НТР и мировое
хозяйство»
Контрольнообобщающий урок по
теме 4
География отраслей
мирового хозяйства (10
часов)
контрольная работа по теме Повторить основные термины и
«НТР и мировое хозяйство» понятия темы
География
промышленности
Стр.122-124
Топливноэнергетический
комплекс мира
Отметить на контурных картах
страны, входящие в ОПЕК
Комбин
ированн
ый урок
Мировая
электроэнергетика
Стр.130-131
Лекция
Мировая
горнодобывающая
промышленность
1) изучить § 24; 2) выполнить
задание 13 на с. 35—36
тренажѐра.
30
30
Комбин
ированн
ый урок
Металлургическая
промышленность.
Машиностроение.
31
31
Комбин
ированн
ый урок
Химическая
промышленность.
Лесная и
деревообрабатывающая
промышленность.
Легкая промышленность
32
32
Лекция
География сельского
хозяйства и рыболовства
Стр.142-150
33
33
Лекция
География транспорта
мира
Стр.150-159
34
34
Семинар
Основные формы
всемирных
экономических
отношений
Стр.159-165.Подготовиться к
зачету. Устно –блок
самоконтроля и взаимного
контроля(с.173-175)
35
35
Урок
контрол
я знаний
Контрольнообобщающий урок по
теме 5
35
35
Семинар
Урок-обобщения
Итого Контрольные работы -5
Практические работы -6
Стр. 131-137
6. Составление экономикогеографической
характеристики одной из
отраслей (по выбору) промышленности мира.
Итоговое тестирование по
курсу географии за 10
класс
Стр.138-140
Повторить основные термины и
понятия темы
Календарно тематическое планирование уроков географии в 11 классе
№
Сроки
урока
неделя
Тип урока
Раздел
Тема урока
Региональная
Географическое
характеристика положение и
мира
природноресурсный
(31 час)
потенциал
Зарубежной Европы
Зарубежная
Европа
Население
(8 часов)
Зарубежной Европы
Практические работы
Домашнее задание
план факт
1
1
Изучение нового
материала
2
2
Изучение нового
материала
3
3
Урок - лекция
4
4
Хозяйство стран
Европы
Непроизводственная
сфера стран
зарубежной Европы
Стр.180-181
Стр.181-183 отметить на конт.
карте страны Европы и их
столицы, выделить крупные
агломерации
1. Составление
сравнительной
экономикогеографической
характеристики двух
стран «большой
семерки».
Стр.183-202 задание 14 – в
тетрадь
Географический
рисунок расселения
и хозяйства.
Регионы
зарубежной Европы
5
5
6
6
7
7
8
8
Урок контроля
знаний
9
9
Изучение нового
материала с
элементами
практикума
10
10
Изучение нового
материала
Федеративная
Республика
Германия
Разбить тер-ю ФРГ на эконом.
Р-ны, свой выбор данного типа
районирования
аргументировать
Сравнение двух
стран зарубежной
Европы
Урок лекция с
элементами
самостоятельной
Контрольнообобщающий урок
по теме
Северная
Америка
(5 часов)
контрольная работа 1
по теме «Зарубежная
Европа»
Повторить основные термины
и понятия темы
Северная Америка.
Экономикогеографическое
положение США.
население
Подготовить тексты докладов :
волны миграции, этнический
состав населения США
Природные ресурсы
и хозяйство США
Сделать сообщения о
некоторых штатах и городах
США(по выбору уч-ся)
работы
Комбинированный
урок
11
11
12
12
13
13
Урок-игра
14
14
Урок-изучение
нового материала
с элементами
практикума
Зарубежная
Азия.
Австралия
Макрорегионы
США
3. Сравнение двух
макрорегионов США
Канада
Составление
программы освоения
территории Канады
Урок-обобщение по
теме «Северная
Америка »
Контрольная работа 2
по теме «Северная
Америка»
Состав, природноресурсный
потенциал
Работа с контурной картой
Повторить основные термины
и понятия темы
Работа с контурной картой
( 11часов)
население Азии
15
15
Урок-лекция
Хозяйство стран
Азии
16
16
Комбинированный
урок
Япония
Сделать доклады о странах
Восточной Азии
4. Отражение на
картосхеме
Сделать доклады о культурных
традициях Японии.
международных
экономических связей
Японии.
17
17
Урок-игра
Хозяйство Японии
Подготовиться к уроку по теме
«Китай», сделать доклады о
населении и истории Китая.
18
18
Комбинированный
урок
Китай
Совершить путешествие по
Пекину с помощью карты
города в атласе
19
19
20
20
Комбинированный
урок
Индия
21
21
Урок-обобщение в
форме игры «
интеллектуальное
казино»
Обобщение по теме
Китай, Индия,
Япония
Хозяйство Китая
Продумать и представить
туристический маршрут по
Индии. Свой выбор
аргументировать.
Контрольная работа 3
по теме Китай, Индия,
Япония
Повторить основные термины
и понятия темы
22
22
23
23
24
24
25
25
26
26
27
27
Урок –игра в виде
брейн-ринга
Австралия и
Океания
5. Составление
картосхемы,
отражающей
международные
экономические связи
Австралийского
Союза
Повторить основные термины
и понятия темы
Контроль знаний по
теме «Зарубежная
Азия. Австралия»
Лекция с
элементами
беседы;
практическая
работа с картой
Африка
(2часа)
Общая
характеристика
Африки
Знать месторасположение
крупнейших стран Африки
Регионы Северной и
Тропической
Африки. ЮАР
Изучение нового
материала
Изучение нового
материала
Латинская
Америка
Общая
характеристика
(2часа)
Латинской Америки
Страны Латинская
Америка
На контурных картах показать
границы субрегионов
Латинская Америка
Сравнительная характеристика
двух стран Латинской
Америки
28
28
УрокКонференция
Глобальный
проблемы
человечества
Глобальные
проблемы
человечества
Самостоятельно ознакомиться
с текстом учебника стр.351364, приготовиться к
дискуссии
Стратегия
устойчивого
развития
Повторить основные термины
и понятия темы
(2 часа)
29
29
30
30
Урок-обобщения
Итоговое
тестирование по
курсу географии за
11 класс
Итого Контрольные работы -4
Практические работы -11
Критерии оценки учебной деятельности
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении
материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать
внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической
терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учѐт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Критерии и нормы отметок по географии
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых
понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно
подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы.
Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные
знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в
логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное
определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал
литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально
использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему
условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более
одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и
графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
5. Отличное знание географической номенклатуры.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный и правильный ответ на основе изученных теорий;
незначительные ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной
логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные
правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
12. Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала;
2. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них
ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений
на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает
отдельные положения, значимые в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или
отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться
компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
13. Значительные ошибки в знании географической номенклатуры.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
7. Не знание географической номенклатуры.
Отметка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
Отметка «5»
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся
работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали
необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка «4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата
(перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из
статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для
самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на
«отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).
Учащиеся владеют теоретическим материалом, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими
материалами, географическими инструментами.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не
позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического
материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся
неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Отметка «1»
Выставляется в том случае, если задание не выполнено.
Требования к работе в контурных картах:
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической
работы.
2. Все надписи на контурной карте делают черной пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор
располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей
пастой.
3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными
картами слабы, и ученики делают ошибки.
Примечание.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения
заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой отметки.
Критерии оценки контурных карт.
Отметка «5»
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов
обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Отметка «4»
Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано
местоположение двух-трѐх объектов.
Отметка «3»
Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно.
Отметка «1»
Выставляется в том случае, если работа не выполнена.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из -10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 9-10 правильных ответов, «4» - 7-8, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методического комплекта) линии В. П.
Максаковского с 10 по 11 класс:
1.В. П. Максаковский. «География. 10—11 классы» (учебник)
2.В. П. Максаковский. «География. Рабочие программы. 10—11 классы»
3.В. П. Максаковский. «География. Рабочая тетрадь. 10—11 классы»
4.В. П. Максаковский. «География. Методические рекомендации. 10—11 классы»
Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать реализацию индивидуальных учебных планов
обучающихся. Обучающимся должны быть созданы необходимые условия для ведения самостоятельной познавательной, учебноисследовательской, а также индивидуальной и групповой проектной деятельности. Учащиеся должны иметь возможность размещать
продукты собственной учебной деятельности в информационно-образовательной среде образовательной организации. Для обеспечения
учебной деятельности школьникам должен быть обеспечен доступ к информационным ресурсам школьных библиотек и медиатек, а также к
ресурсам Интернета.
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нѐм также могут проводиться
внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися.
Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.
Оборудование кабинета должно включать:
• современное лабораторное и демонстрационное оборудование;
• комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения, включающих:
— компьютер;
— мультимедиапроектор;
— интерактивную доску;
— медиатеку;
— Интернет;
• комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии;
• комплект портретов выдающихся географов и путешественников;
• библиотеку учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
• картотеку с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ
и т. д.;
• стенды для экспозиционных материалов.
Карты:
o
Австралия (социально-экономическая карта)
o
Африка (политическая карта)
o
Евразия (политическая карта)
o
Зарубежная Европа (социально-экономическая карта)
o
Политическая карта мира
o
Северная Америка (социально-экономическая карта)
o
Южная Америка (политическая карта)
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)