Пояснительная записка. Несмотря на то, что итоговая аттестация в формате Единого Государственного Экзамена уже приобрела штатный формат, педагоги овладели современными приемами успешной подготовки выпускников к сдаче экзамена по русскому языку, наибольшие трудности у выпускников вызывает написание сочинения-рассуждения ( рецензии) по предложенному тексту. В целом задания к тексту представляет собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и является заданиями повышенного уровня сложности. Возникающие трудности связаны с несколькими факторами: недостаточной коммуникативной компетенцией старшеклассников, сформированностью рецептивных и продуктивных коммуникативных умений: -умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста, -создавать связное высказывание, аргументируя в нѐм собственное мнение по поводу прочитанного, - умения последовательно излагать собственные мысли, - использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка, - оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка. А также недостаточным количеством учебных часов, так как анализ одного текста предполагает занятия в рамках одного занятия, что невозможно осуществить в рамках предмета. Данный факультативный курс предназначен для подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по русскому языку, расширяет и углубляет содержание базового курса «Русский язык». Данная программа предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 68 часов, носит сугубо практический характер. Наиболее оптимальная форма реализации данной программы- малая группа учащихся( не более 15 человек), так как это количество учащихся позволит более качественно включить каждого в творческий процесс создания сочинения-рассуждения. В качестве литературных текстов используются: - тексты, входящие в программу по литературе общеобразовательного учреждения, но интерпретируемые с нового взгляда , так как изучались в 5- 7 классах; - тексты , не входящие в обязательную программу по литературе для общеобразовательных учреждений. Значимость этой части в структуре всего экзамена велика, так как именно это задание позволяет в достаточно полном объѐме проверить и объективно оценить коммуникативную компетенцию выпускников, оценить их практическую грамотность. Цель данного курса — обеспечение качественной подготовки учащихся к написанию повышенного уровня сложности задания: сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Задачи. Совершенствовать умения: - понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нѐм); - определять тему текста, проблему, авторскую позицию; - формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания; - комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст ( иллюстрирование); - развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, грамотно вводить в рассуждение аргументы; - выбирать необходимый стиль и тип речи; - отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; - соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Методы и формы обучения: - эвристическая беседа, - проблемные задания, - выполнение творческих работ, - практикумы, работа с текстом, - анализ языкового материала, - работа с таблицей, - групповая работа, - написание сочинения-рассуждения, - исследование, - редактирование, - самоанализ, взаимоанализ работ, - моделирование, - стилистический анализ, - отбор необходимого материала, - систематизация изученного материала, -работа с Интернет-ресурсами Содержание программы Тема 1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (1 час). Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Практическая работа по оцениванию сочинений . Знакомство с Демо-версией. Тема 2. Проблема текста (6 часов). Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения. Тема 3. Комментарий к проблеме (5 часа). Комментарий, иллюстрации.Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы. Тема 4. Авторская позиция (4 часа). Авторская позиция. Средства выражения позиции автора: слова-маркѐры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в публицистическом тексте. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения. Тема 5. Аргументация собственной позиции (6 часов). Аргумент. Аргументация. Виды аргументов: рациональные (логические), иллюстративные, ссылки на авторитет. Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения. Особенности введения аргументов из жизненного опыта, основанных на краеведческом материале. Тема 6. Композиция сочинения-рассуждения (4 часа). Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Основные средства связи между предложениями в тексте: местоимения, предлоги, союзы, вводные слова, синонимы, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, порядок слов. Виды и формы вступления: проблемный вопрос, общие сведения о проблеме, создание определѐнного эмоционального настроя, обращение к фактам биографии автора, его взглядам и убеждениям, описание чувств, мыслей и впечатлений, возникших после чтения текста. Виды заключения: обобщение основных мыслей автора, вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, призыв, обращение к читателю, использование цитат. Тема 7. Речевое оформление сочинения (4 часа). Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. Грамматические ошибки: ошибочное словообразование, ошибочное образование форм частей речи, нарушение согласования и управления, ошибки в построении простого, осложнѐнного и сложного предложения. Речевые ошибки: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология, смешение паронимов, неуместное использование просторечных слов, фразеологизмов, эмоционально-окрашенных слов или слов иной стилистической окраски, смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм), неоправданное повторение одного и того же слова, ошибки при употреблении фразеологизмов. Логические ошибки: подмена понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики развѐртывания мыслей, отсутствие связей между высказываниями. Фактические ошибки: подмена понятий и фактов, неверная характеристика примера или явления. 3.Учебно-тематическое планирование № 1 2-3 тема занятия художественное произведение Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Тема, основная мысль текста, проблема Е.И.Носов «Кукла» - проблемы воспитания; -проблема памяти о ВОв; 4-5 Типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. -проблема нравственного выбор. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы» - проблема взаимоотношений человека и природы; - проблема неравнодушного отношения к своему делу; 6-7 Способы выявления проблем в публицистических и художественных текстах. - проблема нравственного выбораблагодарности. Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном» -проблема нравственного выбора; -проблема русского характера; - проблема отношения к языку; -проблема истинного патриотизма; 8-9 Способы формулирования проблем проблема отношений к памятникам культуры. В.Закруткин «Матерь человеческая» - Проблема женщины на войне. - Проблема истинного патриотизма; - Проблема предназначения женщины; 10-11 Типовые конструкции для формулирования проблемы. -Проблема ответственности за судьбу своей Родины. В.П.Астафьева «Мальчик в белой рубахе» - проблема ответственности за окружающих; - проблема материнской любви; -проблема раннего взросления детей; 12-13 14-17 Типичные ошибки при формулировании проблемы и способы их устранения. Комментарий, иллюстрации - проблема памяти прошлого нашей страны. Е.И.Носов «Живое пламя» -проблема героизма в годы Великой Отечественной войны; -Проблема человеческой памяти; Г.Щербакова повесть «Вам и не снилось» -проблема взаимоотношений отцов и детей»; -проблема юношеской любви; 18-19 Типы комментария: текстуальный и концептуальный, подтекстовая. -Роль учителя в жизни подростков. Дѐгтев «Выбор»: -проблема человека на войне; -проблема поиска смысла жизни; 20-21 Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. -проблема взаимоот ношений между мужчиной и женщиной; А.Приставкин «Фотографии» -проблема жестокости войны; -раннее взросление человека на войне. - Проблема ответственности за ближнего; 22-23 24-25 Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы. - Проблема взаимоотношений близких людей. Притча. Высказывания великих людей на различные темы: - нравственность, -героизм, патриотизм, -природа, 26 Авторская позиция. -наука. М.А.Шолохов «Судьба человека -проблема героизма в годы Великой Отечественной войны ; -проблема одиночества; -проблема истинного патриотизма. - проблема ответственности за близкого; - проблема объединяющего чувства во время Великой Отечественной войны. 27-29 30-32 Средства выражения позиции автора: словамаркѐры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. И.Бунин «Вечер» - проблема понимания счастья; -проблема умения видеть прекрасное в обыденном. С.Алексиевич «Чернобыльская молитва» -проблема экологической катастрофы; -проблема ответственности человека за научные открытия; 33-35 -проблема взаимоотношений человека и государства. К.Паустовский «Телеграмма» Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их -Проблема отцов и детей устранения. -проблема быстротечности времени -проблема нравственного выбора 36-40 Аргумент. Аргументация. -проблема милосердия. А.Толстой «Русский характер» -проблема нравственного выбора 41-43 -Проблема героизма русского человека в годы ВО войны. Виды аргументов: рациональные (логические), Творчество Э.Асадова (Личность, иллюстративные, ссылки на авторитет. творчество) - Тема любви, - Тема романтизма, -Становление личности, 44-46 47-49 Виды аргументации: поддерживающая и опровергающая. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. - Нравственный выбор. О.Уайльд «Портрет Дориана Грея» -проблема нравственного выбора В.Г.Короленко «Слепой музыкант» -роль музыка в жизни человека -поиск смысла жизни 50-52 -стремление достичь своей цели Типичные ошибки при аргументации и способы фильм «Дорогая Елена Сергеевна» их устранения. -взаимоотношение отцов и детей -человек и эпоха -становление личности подростка -проблема нравственного выбора. 53-56 60-61 62 63 Особенности введения аргументов из жизненного опыта, основанных на краеведческом материале. - Влияние телевидения на воспитание подрастающего поколения. Цитаты о русском языке -проблема сохранения русского языка. - Проблема неоправданного заимствования слов в русском языке. Композиция сочинения-рассуждения на основе А.И.Солженицын «Матренин двор» прочитанного текста. -Проблема сложности личности в эпоху застоя. Основные средства связи между предложениями в тексте Виды и формы вступления -Проблема «нутряной» России. В.Осеева «Бабка» -Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей»; -Проблема нравственного выбора; Ю.Яковлев «Он убил мою собаку» - Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей», -Роль учителя в судьбе ребенка, 64 Виды заключения - Взаимоотношения человека и животного. О.Уайльд «Мальчик-звезда»; - Проблема «отцов» и «детей», -Проблема нравственного выбора, - Проблема поиска нравственных ценностей, - Взаимоотношение человека и 65 66 Типы ошибок. природы. А.Каверин «Два капитана» Грамматические ошибки - Роль книги в жизни человека; М.А.Булгаков «Собачье сердце» - Судьба человека в тоталитарном государстве; - Нравственный выбор, - Проблема воспитания, 67 Речевые ошибки К.Г.Паустовский «Золотая роза» -Проблема служения человеку; -Понимание категории «счастья» 68 Логические ошибки 4. Список используемой литературы, Интернет-ресурсов. 1. Базовое пособие: Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. — Ростов-на-Дону: Легион, 2011. 2. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. — М.: Айрис-пресс, 2007. 3. Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С. — М.: Просвещение, 2009 4. Любичева Е.В. Русский язык. На пути к экзамену: ЕГЭ. Сдаѐм без проблем? — М.: Эксмо, 2007. 5. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развѐрнутым ответом. Русский язык / Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Капиносс В.И. и др. — М., 2015. 6. И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева Отличник ЕГЭ.Русский язык. Решение сложных задач/ ФИПИ.- М.: Интеллект-Центр, 2010 . 7. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2007, № 24. 8. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2006, № 12. 9. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. — М.: АСТ: Астрель, 2009 10. fipi.ru 11.Yakovlevaen1.ucoz.ru Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)