Пояснительная записка.
Несмотря на то, что итоговая аттестация в формате Единого Государственного Экзамена
уже приобрела штатный формат, педагоги овладели современными приемами успешной
подготовки выпускников к сдаче экзамена по русскому языку, наибольшие трудности у
выпускников вызывает написание сочинения-рассуждения ( рецензии) по предложенному
тексту.
В целом задания к тексту представляет собой многоаспектный анализ текста (смысловой,
композиционный, типологический, стилистический, языковой) и является заданиями
повышенного уровня сложности. Возникающие трудности связаны с несколькими
факторами: недостаточной коммуникативной компетенцией старшеклассников,
сформированностью рецептивных и продуктивных коммуникативных умений:
-умения понимать и интерпретировать содержание исходного текста,
-создавать связное высказывание, аргументируя в нѐм собственное мнение по поводу
прочитанного,
- умения последовательно излагать собственные мысли,
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и
лексическое богатство языка,
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и
пунктуационными нормами литературного языка.
А также недостаточным количеством учебных часов, так как анализ одного текста
предполагает занятия в рамках одного занятия, что невозможно осуществить в рамках
предмета.
Данный факультативный курс предназначен для подготовки выпускников к написанию
сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и
Государственных образовательных программ по русскому языку, расширяет и углубляет
содержание базового курса «Русский язык».
Данная программа предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 68 часов,
носит сугубо практический характер. Наиболее оптимальная форма реализации данной
программы- малая группа учащихся( не более 15 человек), так как это количество
учащихся позволит более качественно включить каждого в творческий процесс создания
сочинения-рассуждения.
В качестве литературных текстов используются:
- тексты, входящие в программу по литературе общеобразовательного учреждения, но
интерпретируемые с нового взгляда , так как изучались в 5- 7 классах;
- тексты , не входящие в обязательную программу по литературе для
общеобразовательных учреждений.
Значимость этой части в структуре всего экзамена велика, так как именно это задание
позволяет в достаточно полном объѐме проверить и объективно оценить
коммуникативную компетенцию выпускников, оценить их практическую грамотность.
Цель данного курса — обеспечение качественной подготовки учащихся к написанию
повышенного уровня сложности задания: сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Задачи.
Совершенствовать умения:
- понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в
нѐм);
- определять тему текста, проблему, авторскую позицию;
- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания;
- комментировать сформулированную проблему с опорой на исходный текст (
иллюстрирование);
- развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения; выстраивать
композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность
изложения, грамотно вводить в рассуждение аргументы;
- выбирать необходимый стиль и тип речи;
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и
пунктуационные.
Методы и формы обучения:
- эвристическая беседа,
- проблемные задания,
- выполнение творческих работ,
- практикумы, работа с текстом,
- анализ языкового материала,
- работа с таблицей,
- групповая работа,
- написание сочинения-рассуждения,
- исследование,
- редактирование,
- самоанализ, взаимоанализ работ,
- моделирование,
- стилистический анализ,
- отбор необходимого материала,
- систематизация изученного материала,
-работа с Интернет-ресурсами
Содержание программы
Тема 1. Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (1 час).
Критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Практическая работа по оцениванию сочинений . Знакомство с Демо-версией.
Тема 2. Проблема текста (6 часов).
Тема, основная мысль текста, проблема. Типы проблем: философские, социальные,
политические, нравственные, экологические, эстетические. Способы выявления проблем в
публицистических и художественных текстах. Способы формулирования проблем.
Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при
формулировании проблемы и способы их устранения.
Тема 3. Комментарий к проблеме (5 часа).
Комментарий, иллюстрации.Типы комментария: текстуальный и концептуальный. Типы
информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Типовые конструкции
для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки
при комментировании проблемы.
Тема 4. Авторская позиция (4 часа).
Авторская позиция. Средства выражения позиции автора: слова-маркѐры, оценочная
лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения.
Авторская позиция в публицистическом тексте. Авторская позиция в художественном
тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции.
Типовые ошибки при формулировании позиции автора и способы их устранения.
Тема 5. Аргументация собственной позиции (6 часов).
Аргумент. Аргументация. Виды аргументов: рациональные (логические),
иллюстративные, ссылки на авторитет. Виды аргументации: поддерживающая и
опровергающая. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод.
Типичные ошибки при аргументации и способы их устранения. Особенности введения
аргументов из жизненного опыта, основанных на краеведческом материале.
Тема 6. Композиция сочинения-рассуждения (4 часа).
Композиция сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. Основные средства
связи между предложениями в тексте: местоимения, предлоги, союзы, вводные слова,
синонимы, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление,
вопросительные предложения, порядок слов. Виды и формы вступления: проблемный
вопрос, общие сведения о проблеме, создание определѐнного эмоционального настроя,
обращение к фактам биографии автора, его взглядам и убеждениям, описание чувств,
мыслей и впечатлений, возникших после чтения текста. Виды заключения: обобщение
основных мыслей автора, вопросительное предложение, в том числе риторический
вопрос, призыв, обращение к читателю, использование цитат.
Тема 7. Речевое оформление сочинения (4 часа).
Типы ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические. Грамматические
ошибки: ошибочное словообразование, ошибочное образование форм частей речи,
нарушение согласования и управления, ошибки в построении простого, осложнѐнного и
сложного предложения. Речевые ошибки: употребление слова в несвойственном ему
значении, нарушение лексической сочетаемости слов, плеоназм, тавтология, смешение
паронимов, неуместное использование просторечных слов, фразеологизмов,
эмоционально-окрашенных слов или слов иной стилистической окраски, смешение
лексики разных исторических эпох (анахронизм), неоправданное повторение одного и
того же слова, ошибки при употреблении фразеологизмов. Логические ошибки: подмена
понятий, нарушение причинно-следственных отношений, нарушение логики
развѐртывания мыслей, отсутствие связей между высказываниями. Фактические ошибки:
подмена понятий и фактов, неверная характеристика примера или явления.
3.Учебно-тематическое планирование
№
1
2-3
тема занятия
художественное произведение
Критерии оценивания сочинения-рассуждения
в формате ЕГЭ.
Тема, основная мысль текста, проблема
Е.И.Носов «Кукла»
- проблемы воспитания;
-проблема памяти о ВОв;
4-5
Типы проблем: философские, социальные,
политические, нравственные, экологические,
эстетические.
-проблема нравственного выбор.
К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»
- проблема взаимоотношений человека
и природы;
- проблема неравнодушного
отношения к своему делу;
6-7
Способы выявления проблем в
публицистических и художественных текстах.
- проблема нравственного выбораблагодарности.
Д.С.Лихачев. «Письма о добром и
прекрасном»
-проблема нравственного выбора;
-проблема русского характера;
- проблема отношения к языку;
-проблема истинного патриотизма;
8-9
Способы формулирования проблем
проблема отношений к памятникам
культуры.
В.Закруткин «Матерь человеческая»
- Проблема женщины на войне.
- Проблема истинного патриотизма;
- Проблема предназначения женщины;
10-11
Типовые конструкции для формулирования
проблемы.
-Проблема ответственности за судьбу
своей Родины.
В.П.Астафьева «Мальчик в белой
рубахе»
- проблема ответственности за
окружающих;
- проблема материнской любви;
-проблема раннего взросления детей;
12-13
14-17
Типичные ошибки при формулировании
проблемы и способы их устранения.
Комментарий, иллюстрации
- проблема памяти прошлого нашей
страны.
Е.И.Носов «Живое пламя»
-проблема героизма в годы Великой
Отечественной войны;
-Проблема человеческой памяти;
Г.Щербакова повесть «Вам и не
снилось»
-проблема взаимоотношений отцов и
детей»;
-проблема юношеской любви;
18-19
Типы комментария: текстуальный и
концептуальный, подтекстовая.
-Роль учителя в жизни подростков.
Дѐгтев «Выбор»:
-проблема человека на войне;
-проблема поиска смысла жизни;
20-21
Типы информации в тексте: фактуальная,
концептуальная, подтекстовая.
-проблема взаимоот ношений между
мужчиной и женщиной;
А.Приставкин «Фотографии»
-проблема жестокости войны;
-раннее взросление человека на войне.
- Проблема ответственности за
ближнего;
22-23
24-25
Типовые конструкции для комментирования
проблемы.
Введение цитат в текст сочинения. Типичные
ошибки при комментировании проблемы.
- Проблема взаимоотношений близких
людей.
Притча.
Высказывания великих людей на
различные темы:
- нравственность,
-героизм, патриотизм,
-природа,
26
Авторская позиция.
-наука.
М.А.Шолохов «Судьба человека
-проблема героизма в годы Великой
Отечественной войны ;
-проблема одиночества;
-проблема истинного патриотизма.
- проблема ответственности за
близкого;
- проблема объединяющего чувства во
время Великой Отечественной войны.
27-29
30-32
Средства выражения позиции автора: словамаркѐры, оценочная лексика, средства
выразительности, вводные слова,
побудительные предложения.
Авторская позиция в художественном тексте.
Автор и рассказчик.
И.Бунин «Вечер»
- проблема понимания счастья;
-проблема умения видеть прекрасное в
обыденном.
С.Алексиевич «Чернобыльская
молитва»
-проблема экологической катастрофы;
-проблема ответственности человека
за научные открытия;
33-35
-проблема взаимоотношений человека
и государства.
К.Паустовский «Телеграмма»
Типовые конструкции для выражения
авторской позиции. Типовые ошибки при
формулировании позиции автора и способы их -Проблема отцов и детей
устранения.
-проблема быстротечности времени
-проблема нравственного выбора
36-40
Аргумент. Аргументация.
-проблема милосердия.
А.Толстой «Русский характер»
-проблема нравственного выбора
41-43
-Проблема героизма русского
человека в годы ВО войны.
Виды аргументов: рациональные (логические), Творчество Э.Асадова (Личность,
иллюстративные, ссылки на авторитет.
творчество)
- Тема любви,
- Тема романтизма,
-Становление личности,
44-46
47-49
Виды аргументации: поддерживающая и
опровергающая.
Структура аргумента: тезис, логический
переход, аргумент, микровывод.
- Нравственный выбор.
О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»
-проблема нравственного выбора
В.Г.Короленко «Слепой музыкант»
-роль музыка в жизни человека
-поиск смысла жизни
50-52
-стремление достичь своей цели
Типичные ошибки при аргументации и способы фильм «Дорогая Елена Сергеевна»
их устранения.
-взаимоотношение отцов и детей
-человек и эпоха
-становление личности подростка
-проблема нравственного выбора.
53-56
60-61
62
63
Особенности введения аргументов из
жизненного опыта, основанных на
краеведческом материале.
- Влияние телевидения на воспитание
подрастающего поколения.
Цитаты о русском языке
-проблема сохранения русского языка.
- Проблема неоправданного
заимствования слов в русском языке.
Композиция сочинения-рассуждения на основе А.И.Солженицын «Матренин двор»
прочитанного текста.
-Проблема сложности личности в
эпоху застоя.
Основные средства связи между
предложениями в тексте
Виды и формы вступления
-Проблема «нутряной» России.
В.Осеева «Бабка»
-Проблема взаимоотношений «отцов»
и «детей»;
-Проблема нравственного выбора;
Ю.Яковлев «Он убил мою собаку»
- Проблема взаимоотношений «отцов»
и «детей»,
-Роль учителя в судьбе ребенка,
64
Виды заключения
- Взаимоотношения человека и
животного.
О.Уайльд «Мальчик-звезда»;
- Проблема «отцов» и «детей»,
-Проблема нравственного выбора,
- Проблема поиска нравственных
ценностей,
- Взаимоотношение человека и
65
66
Типы ошибок.
природы.
А.Каверин «Два капитана»
Грамматические ошибки
- Роль книги в жизни человека;
М.А.Булгаков «Собачье сердце»
- Судьба человека в тоталитарном
государстве;
- Нравственный выбор,
- Проблема воспитания,
67
Речевые ошибки
К.Г.Паустовский «Золотая роза»
-Проблема служения человеку;
-Понимание категории «счастья»
68
Логические ошибки
4. Список используемой литературы, Интернет-ресурсов.
1. Базовое пособие: Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс
интенсивной подготовки. — Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
2. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном
экзамене. — М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть С. — М.:
Просвещение, 2009
4. Любичева Е.В. Русский язык. На пути к экзамену: ЕГЭ. Сдаѐм без проблем? — М.:
Эксмо, 2007.
5. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развѐрнутым
ответом. Русский язык / Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Капиносс В.И. и др. — М., 2015.
6. И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева Отличник ЕГЭ.Русский язык. Решение сложных задач/
ФИПИ.- М.: Интеллект-Центр, 2010 .
7. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование
занятий, организация урока, система упражнений // Русский язык. Еженедельное
приложение к газете «Первое сентября», 2007, № 24.
8. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Основные этапы работы
над сочинением на ЕГЭ по русскому языку // Русский язык. Еженедельное приложение к
газете «Первое сентября», 2006, № 12.
9. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. —
М.: АСТ: Астрель, 2009
10. fipi.ru
11.Yakovlevaen1.ucoz.ru
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)