Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
УТВЕРЖДЕНА
Директор
Наймушина Н.Н.
Приказ №224а/03-02 от «01»
сентября 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности по биологии для 6 класса
«Занимательная биология»
Составитель: учитель биологии
Помазкина Дарья Сергеевна
г. Реж, 2025
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная биология» для 6 классов
разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного
образовательного стандарта второго поколения основного общего образования
• на основании Закона РФ «Об образовании», пункт 7: «Разработка и утверждение рабочих
программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей),
Сроки реализации рабочей программы: 2025-2026 учебный год.
Особенности преподавания предмета в данном классе
Данная рабочая программа разработана для учащихся 6-х классов разного уровня подготовки.
На уроках применяются физминутки: динамические и зрительные.
В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология»
реализует следующие цели:
создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности
учащихся в биологической деятельности;
обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления
направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с химией, географией,
обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области
«Биология»:
Образовательные:
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений
живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
проводить наблюдения за культурными растениями.
- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального
творчества.
Развивающие:
- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.
- Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем,
доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране
окружающей среды.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических
экспериментов, работы с различными источниками информации.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
культурными растениями и животными.
- Развитие монологической устной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
- Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую
активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.
- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности
природы, объединение и организация досуга учащихся.
Общая характеристика учебного курса
В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.
Программа ориентирована на обучающихся 6 классов, особенностью которых является
активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.
Программа реализуется в постоянном составе учащихся как одновозрастных, так и
разновозрастных.
Режим занятий- 34часа, 1 раз в неделю.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют
такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в
коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и
точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе,
представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и
практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в
программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение
наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося:
тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам
самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и
интереса к предмету.
Учебно-тематический план
№ Тема занятий
п/п
Количество часов
Всег
о
25
Теоретич. Практич
13
12
1
Интересный мир биологии
2
Занимательные опыты и эксперименты по
биологии
3
0
3
3
Познаем себя
6
0
6
4
Итого:
34
13
21
Место курса в учебном плане
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а
также научные методы и пути познания человеком природы. В учебном плане МБОУ «СООШ
№3 на освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 34 часа.
Количество тем регионального содержания – 12;
Количество лабораторных работ – 3;
Количество экскурсий -2;
Количество бесед – 34;
Количество тестов – 1.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию
современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение
биологических знаний.
Биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во
всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание
любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой
природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний,
овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными,
ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в
соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования
познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и
собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Прогнозируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- определение основных экологических понятий;
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- наиболее типичных представителей животного и растительного мира Хакасии;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям
существования (примеры);
- какую пользу приносят представители животного мира;
- съедобные и ядовитые растения своей местности;
- лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.
- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической
деятельности по сохранению природного окружения;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- наблюдать предметы и явления природы;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний,
выводов;
- подготовить доклад, презентацию;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Результаты освоения курса
Личностные результаты обучения:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать
выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации:
текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками,
анализировать и оценивать информацию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и
познавательной деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий;
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков
живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями,
грибами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для
сохранения биосферы;
различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения
на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных
видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на
здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы,
микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Контрольно-измерительные материалы:
1. Формы контроля знаний:
Фронтальный и индивидуальный опрос.
Отчеты по лабораторным работам.
Творческие задания.
Информационно-поисковая работа с использованием ИКТ.
2. Основной инструментарий для оценивания результатов:
Творческие работы.
Содержание курса
1. Интересный мир биологии (25ч)
По страницам Красной книги.
«Винегрет – шоу».
Биологическая викторина.
Легенды о цветах.
Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни».
Виртуальное путешествие «В мире динозавров».
Викторина «Час цветов».
Виртуальная экскурсия в археологический музей – заповедник «Танаис».
Экологический турнир «В содружестве с природой».
Викторина о птицах.
Оформление коллажа «Братья наши меньшие».
Самые «печальные» страницы из жизни животных.
Взаимоотношения животных.
Способы защиты животных.
Самые быстрые, ловкие, сильные.
Кое – что о внешнем виде животных.
Великаны и лилипуты животного мира.
Человек и биосфера.
Организм и среда обитания.
Культурные растения.
Комнатные растения.
Лекарственные растения.
Съедобные и ядовитые растения.
Флора и фауна водоёмов.
Флора и фауна леса.
Флора и фауна луга.
2. Занимательные опыты и эксперименты по биологии (3ч)
Л/р №1 по теме «Строение клеток плесневых грибов».
Л/р №2 по теме «Изучение микропрепаратов по ботанике».
Л/р №3 по теме «Изучение зоологических микропрепаратов».
3. Познаем себя (6ч)
Определение норм рационального питания.
Определение темперамента.
Оказание первой медицинской помощи.
Приготовление фитонапитков.
Итоговое занятие «Мой биологический интерес».
Круглый стол «Я и биология».
Тематическое планирование по предмету: внеурочная деятельность
«Занимательная биология» 6 класс
Название
Коли
раздела (темы чество
)
часов
Интересный
25
мир биологии
№
Тема урока
1
По страницам Красной книги.
2
«Винегрет – шоу».
3
Биологическая викторина.
4
Легенды о цветах.
5
Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за
здоровый образ жизни».
6
Виртуальное путешествие «В мире
динозавров».
7
Викторина «Час цветов».
8
Виртуальная экскурсия в
археологический музей – заповедник
«Танаис».
9
Экологический турнир «В
содружестве с природой».
10
Викторина о птицах.
11
Оформление коллажа «Братья наши
меньшие».
12
Самые «печальные» страницы из
жизни животных.
13
Взаимоотношения животных.
14
Способы защиты животных.
15
Самые быстрые, ловкие, сильные.
16
Кое – что о внешнем виде животных.
17
Великаны и лилипуты животного
мира.
18
Человек и биосфера.
19
Организм и среда обитания.
Занимательны
е опыты и
эксперименты
по биологии
Познаём себя
20
Культурные растения.
21
Комнатные растения.
22
Лекарственные растения.
23
Съедобные и ядовитые растения.
24
Флора и фауна водоёмов.
25
Флора и фауна леса.
26(1)
Л/р №1 по теме «Строение клеток
плесневых грибов».
27(2)
Л/р №2 по теме «Изучение
микропрепаратов по ботанике».
28(3)
Л/р №3 по теме «Изучение
зоологических микропрепаратов».
3
6
29(1)
Определение норм рационального
питания.
30(2)
Определение темперамента.
31(3)
Оказание первой медицинской
помощи.
32(4)
Приготовление фитонапитков.
33(5)
Итоговое занятие «Мой
биологический интерес».
34(6)
Круглый стол «Я и биология».
Материально-техническое обеспечение учебного курса
Печатные пособия
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и
голосеменные растения, «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»,
«Зоология».
Наборы картинок в соответствии с тематикой.
Натуральные объекты
Гербарии
Основные группы растений
Коллекции
Голосеменные растения
Семена и плоды
Комплекты микропрепаратов
Ботаника I , Ботаника II
Наборы муляжей
Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы
Приборы
Раздаточные
Микроскоп
Демонстрационные
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ
Столик подъёмно-поворотный с двумя плоскостями
Лупа ручная
Транспаранты
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»
Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Настенная доска.
Список книгопечатной продукции
Для обучающихся
1. . Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
2. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атласопределитель)- М.: Дрофа, 2010.
3. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атласопределитель) - М.: Дрофа, 2010.
4. Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атласопределитель) - М.: Дрофа, 2010.
5. Клинковская, Н. И., Пасечник, В.В. Комнатные растение в школе: кн. Для учителя. – М.:
Просвещение, 2000.
Для учителя
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли.
Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и
др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с. - (Стандарты второго
поколения).
2. Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 – 223с. –
(Стандарты второго поколения).
3. Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное
общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В.
Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
4. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.:
Просвещение, 2012. – 80с.
Интернет-ресурсы
1. Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен
педагогическим опытом, практические рекомендации).
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru
3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/
education
4. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
5. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
6. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зо
Дополнительная литература:
1. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001 г.,
2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 2002.