Компьютерная грамотность 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ№5
_______Н. Н. Наймушина
Приказ №224а/03-02 от 01.09.25 г.

Программа по внеурочной деятельности
«Компьютерная грамотность»

Для обучающихся 5 классов
Составитель:
Орлова Инга Викторовна,
Учитель информатики

2025г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» на
базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает
его структурирование по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по
тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 287);
- Примерной рабочей программы основного общего образования
«Информатика.Базовый уровень» (для 5–6 классов образовательных организаций).
Рабочая программа может быть скорректирована педагогами с учетом:
- Основной общеобразовательной программы основного общего образования
образовательной организации;
- Рабочей программы воспитания образовательной организации;
- Учебного плана образовательной организации.
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются:
Изучение информатики в 5 классе вносит значительный вклад в достижение главных
целей основного общего образования, обеспечивая:
●​ формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект»,
«система», «модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия для успешного
продолжения учебно-познавательной деятельности и основы научного
мировоззрения;
●​ формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого условия
профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном обществе;
●​ формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире
универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе
средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе
овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно

планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную
деятельность, представлять и оценивать её результаты;
●​ формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой
экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с данными,
коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.​
Общая характеристика учебного предмета «Информатика»
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:
●​ сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов в
различных системах;
●​ основные области применения информатики, прежде всего информационные
технологии, управление и социальную сферу;
●​ междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование
мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания
принципов функционирования и использования информационных технологий как
необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные
знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики,
находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для
формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных
и личностных результатов обучения.
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует в
себе:
●​ цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как
в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности
при освоении всех без исключения учебных предметов;
●​ теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической
информатики и практического программирования, изложение которых
осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в

младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом
изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее
развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного
обобщения в старших классах;
●​ информационные технологии как необходимый инструмент практически любой
деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования
определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих
четырёх тематических разделов:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии.

Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане
Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы
основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса
информатики в 5 классе. Время на данный курс образовательная организация может
выделить за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений.​
Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики
происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической
линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне
начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в
сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для
дальнейшего обучения. Курс информатики основной школы опирается на опыт
постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое
осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5–6
классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и
обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса
информатики основной школы в 7–9 классах.

Основные виды учебной деятельности

Раздел

Учебное содержание

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

Тема 1.
Компьютер —
универсальное
вычислительное
устройство,
работающее по
программе (2
часа)

Правила гигиены и безопасности
при работе с компьютерами,
мобильными устройствами и
другими элементами цифрового
окружения.Компьютер —
универсальное вычислительное
устройство, работающее по
программе. Мобильные
устройства. Основные
компоненты персональных
компьютеров и мобильных
устройств.
Процессор.Оперативная и
долговременная память.
Устройства ввода и вывода

Приводить примеры ситуаций
правильного и неправильного
поведения в компьютерном
классе, соблюдения и
несоблюдения гигиенических
требований при работе с
компьютерами.Называть
основные компоненты
персональных компьютеров и
мобильных устройств, объяснять
их назначение.Объяснять работу
устройств компьютера с точки
зрения организации процедур
ввода и вывода информации

Тема 2.
Программы для
компьютеров.Фа
йлы и папки (3
часа)

Программы для
компьютеров.Пользователи и
программисты.Прикладные
программы (приложения),
системное программное
обеспечение (операционные
системы). Запуск и завершение
работы программы
(приложения).Имя файла (папки,
каталога).Практические работы:
1. Запуск, работа и завершение
работы клавиатурного
тренажёра.​
2. Создание, сохранение и
загрузка текстового и
графического файла.​
3. Выполнение основных
операций с файлами и папками
(создание, переименование,
сохранение) под руководством
учителя

Объяснять содержание понятий
«программное обеспечение»,
«операционная система»,
«файл». Определять
программные средства,
необходимые для осуществления
информационных процессов при
решении задач

Тема 3. Сеть
Интернет.Прави

Сеть Интернет. Веб-страница,
веб-сайт. Браузер. Поиск

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.Осуществлять поиск

ла безопасного
поведения в
Интернете (2
часа)

информации на веб-странице.
Поисковые системы. Поиск
информации по ключевым
словам и по изображению.
Достоверность информации,
полученной из
Интернета.Правила безопасного
поведения в Интернете. Процесс
аутентификации. Виды
аутентификации
(аутентификация по паролям,
аутентификация с помощью
SMS, биометрическая
аутентификация,
аутентификация через
географическое
местоположение,
многофакторная
аутентификация).Пароли для
аккаунтов в социальных
сетях.Кибербуллинг.Практически
е работы 1. Поиск информации
по ключевым словам и по
изображению. Сохранение
найденной информации

информации по ключевым
словам и по
изображению.Обсуждать способы
проверки достоверности
информации, полученной из
Интернета.Обсуждать ситуации,
связанные с безопасным
поведением в
Интернете.Различать виды
аутентификации. Различать
«слабые» и «сильные» пароли.
Анализировать возможные
причины кибербуллинга и
предлагать способы, как его
избежать

Тема 4.
Информация в
жизни человека
(4 часа)

Информация в жизни человека.
Способы восприятия
информации человеком. Роль
зрения в получении человеком
информации. Компьютерное
зрение. Действия с
информацией. Кодирование
информации. Данные —
записанная (зафиксированная)
информация, которая может
быть обработана
автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его
роль в жизни человека
алгоритмы и программы

Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Различать виды
информации по способам её
восприятия человеком.
Осуществлять кодирование и
декодирование информации
предложенным способом.
Приводить примеры применения
искусственного интеллекта
(робототехника, беспилотные
автомобили, интеллектуальные
игры, голосовые помощники и
пр.)

Тема 5.
Алгоритмы и
исполнители (3
часа)

Понятие алгоритма. Исполнители
алгоритмов. Линейные
алгоритмы.Циклические
алгоритмы

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.Приводить примеры
неформальных и формальных
исполнителей в окружаю- щем
мире.Приводить примеры
циклических действий в
окружающем мире

Тема 6. Работа
в среде
программирован
ия (8 часов)

Составление программ для
управления исполнителем в
среде блочного или текстового
программирования.Практические
работы: ​
1. Знакомство со средой
программирования.​
2. Реализация линейных
алгоритмов в среде
программирования.​
3. Реализация циклических
алгоритмов в среде
программирования

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного
средства.Определять условия и
возможности применения
программного средства для
решения типовых задач

Тема 6. Работа
в среде
программирован
ия (8 часов)

Составление программ для
управления исполнителем в
среде блочного или текстового
программирования.Практические
работы:​
1. Знакомство со средой
программирования.​
2. Реализация линейных
алгоритмов в среде
программирования.​
3. Реализация циклических
алгоритмов в среде
программирования

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного
средства.Определять условия и
возможности применения
программного средства для
решения типовых задач

Тема 7.
Графический
редактор (3
часа)

Графический редактор.
Растровые рисунки. Пиксель.
Использование графических
примитивов. Операции с
фрагментами изображения:
выделение, копирование,
поворот,отражение.
Практические работы: ​
1. Создание и редактирование
простого изображения с
помощью инструментов
растрового графического
редактора. ​
2. Работа с фрагментами
изображения с использованием
инструментов графического
редактора

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного
средства. Определять условия и
возможности применения
программного средства для
решения типовых задач.
Планировать последовательность
действий при создании и
редактировании растрового
изображения

Тема 8.
Текстовый
редактор (3
часа)

Текстовый редактор. Правила
набора текста. Текстовый
процессор. Редактирование
текста. Проверка правописания.

Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного

Расстановка переносов.
Свойства символов. Шрифт. Типы
шрифтов (рубленые, с
засечками, моноширинные).
Полужирное и курсивное
начертание. Свойства абзацев:
границы, абзацный отступ,
интервал, выравнивание.
Вставка изображений в
текстовые документы. Обтекание
изображений текстом.
Практические работы:​
1. Создание небольших
текстовых документов
посредством
квалифицированного
клавиатурного письма с
использованием базовых средств
текстовых редакторов.​
2. Редактирование текстовых
документов (проверка правописания; расстановка переносов).​
3. Форматирование текстовых
документов (форматирование
символов и абзацев).​
4. Вставка в документ
изображений

средства. Определять условия и
возможности применения
программного средства для
решения типовых задач.
Анализировать преимущества
создания текстовых документов
на компьютере по сравнению с
рукописным способом

Тема 9.
Компьютерная
презентация (3
часа)

Компьютерные
презентации.Слайд. Добавление
на слайд текста и изображений.
Работа с несколькими
слайдами.Практические работы
1. Создание презентации на
основе готовых шаблонов

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.Анализировать
пользовательский интерфейс
применяемого программного
средства.Определять условия и
возможности применения
программного средства для
решения типовых задач

Тема 10. ​
Резерв (2 часа)

Обобщающее повторение и
контрольная работа.

Организация учебного процесса
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса
относятся: фронтальное обсуждение вопросов с педагогом, работа с учебным курсом,
творческие проекты, практические работы.

Используются сквозные виды учебной деятельности обучающихся, которые проходят
через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими
связующими звеньями: использование технологий смешанного обучения,
информационных и здоровьесберегающих технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или
проблемный характер. Основной способ организации познавательной деятельности
обучающихся - это работа с онлайн-сервисом Яндекс Учебник. В процессе работы над
курсом осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации
во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога с
учителем ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы.
Для участников образовательного процесса представлена система поддержки LMS.
Обучающиеся имеют доступ в личный кабинет, где сохраняются их результаты и
представлена вся необходимая теоретическая информация. Учителя имеют возможность
предоставить ученикам задания разного уровня, включая задания с автоматической
проверкой.

Содержание учебного предмета
Цифровая грамотность ​
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами
и другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное
вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства.
Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор.
Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Программы для
компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения),
системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение
работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога). Сеть Интернет.
Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые
системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность
информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете.
Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям,
аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация
через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для
аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль
зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с
информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная)
информация, которая может быть обработана автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические
алгоритмы. Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или
текстового программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических
примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот,
отражение. Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор.
Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства
символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и

курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал,
выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений
текстом. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений.
Работа с несколькими слайдами.
Планируемые образовательные результаты
Изучение информатики в 5 классе направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета. ​
Личностные результаты​
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами предмета. ​
Патриотическое воспитание:
●​

ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного
общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации
современного общества.

Духовно-нравственное воспитание:
●​ ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в
сети Интернет.
Гражданское воспитание:
●​ представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных,
познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;
стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:

●​ наличие представлений об информации, информационных процессах и
информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития
науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию;
любознательность; стремление к самообразованию;
●​ овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
●​ наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной литературой, разнообразными средствами информационных
технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
●​ установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
●​ интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и
информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики
и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:
●​ наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
●​ освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в
виртуальном пространстве.

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике
отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными,
коммуникативными, регулятивными.

Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия

Общение:
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
- принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия
с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
- выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное
принятие решений, принятие решений в группе);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;

- делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за
решение.
Самоконтроль (рефлексия):
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
●​ соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими
элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного
поведения в Интернете;
●​ называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных
устройств, объяснять их назначение;
●​ понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная
система», «файл»;
●​ искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по
изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая
опасность для личности и общества распространения вредоносной информации;
●​ запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
●​ пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа
управления исполнителем», «искусственный интеллект»;

●​ составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или
текстового программирования с использованием последовательного выполнения
операций и циклов;
●​ создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать
правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания;
устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать
документы с помощью изображений;
●​ создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты
графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения;

Тематическое планирование курса информатики 5 класса (1 час в неделю, 34
часа в год)
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы: российская образовательная
платформа Яндекс Учебник, URL: https://education.yandex.ru/uchebnik/main

Раздел/тема

Количество часов

Компьютер

3

Программы и данные

3

Компьютерные сети

2

Информация в жизни человека

4

Алгоритмы и исполнители

3

Работа в среде программирования

8

Графический редактор

3

Текстовый редактор

3

Компьютерные презентации

3

Резерв

2

Итого

34

Календарно-тематическое планирование курса информатики 5 класса (1 час в
неделю, 34 часа в год)

Тема раздела

№
урока

Часы

Компьютер (3 часа)

1

1

Компьютер

2

1

Устройство компьютера

3

1

Устройства ввода и вывода

4

1

Программное обеспечение

5

1

Файлы и папки

6

1

Программы и их запуск

7

1

Интернет

8

1

Безопасное поведение в
интернете. Контрольная
работа по разделу «Цифровая
грамотность»

9

1

Информация

10

1

Кодирование

11

1

Искусственный интеллект

12

1

Путь к GPT. Контрольной
работы по разделу
«Информация в жизни
человека»

13

1

Алгоритм и исполнитель

14

1

Способы записи алгоритмов

15

1

Виды алгоритмов

16

1

Простые программы

17

1

Несколько тестов

18

1

Условный алгоритм, урок 1

19

1

Условный алгоритм, урок 2

20

1

Цикл с условием

Программы и
данные (3 часа)

Компьютерные сети
(2 часа)

Информация в
жизни человека (4
часа)

Алгоритмы и
исполнители (3
часа)

Работа в среде
программирования
(8 часов)

Тема урока

Дата по
плану

Дата по
факту

Графический
редактор (3 часа)

Текстовый редактор
(3 часа)

Компьютерные
презентации (3 часа)

Резерв (2 часа)

21

1

Цикл с параметром

22

1

Решение задач

23

1

Контрольная работа по теме :
“Алгоритмизация и основы
программирования”

24

1

Компьютерная графика

25

1

Растровые рисунки

26

1

Графический редактор

27

1

Функции текстового редактора

28

1

Редактирование текста

29

1

Изображения в текстовом
документе

30

1

Презентации

31

1

Дизайн презентаций

32

1

Дизайн слайдов

33

1

Обобщающее повторение

34

1

Итоговая контрольная работа

​
Использование внешних сервисов, ссылки в курсе информатики 5 класса (1 час в
неделю, 34 часа в год) ​
​
Чтобы не зависеть от установленного ПО, облегчить работу школьникам и учителям и не
тратить время урока на скачивание и установку необходимых программ, программа ЭОР
предлагает использование онлайн-сервисов.
​

Название
сайта

Ссылка

Пояснение

Яндекс Учебник

https://education.yandex.ru/uc
hebnik/main

В материалах курса встречаются ссылки
на другие материалы учебной платформы
(например, ссылка на другое занятие, на
другую карточку проходимого занятия).

Яндекс Игры

https://yandex.ru/games/app/2
00316

В уроке «Компьютер» используется
ссылка на игру «Тетрис» в качестве
наглядного примера эволюции
компьютерных технологий и видеоигр.

Яндекс Поиск

https://ya.ru/

Ссылка на Яндекс Поиск применяется для
развития навыков эффективного
формирования поисковых запросов и
критического анализа результатов поиска.

Яндекс
Картинки

https://yandex.ru/images/

В уроке "Интернет" используется сервис
Яндекс Картинки для обучения поиску
визуальной информации. Ученики
практикуют навыки поиска, используя
QR-код и изображения котов из учебных
карточек, загружая их в поисковую
систему.

Чат с Алисой

https://alice.yandex.ru/

В уроках «Искусственный интеллект» и
«Путь к GPT», «Дизайн презентаций»
используется интерактивный инструмент,
позволяющий ученикам
взаимодействовать с системой
искусственного интеллекта. Эта
практическая часть урока направлена на
развитие навыков формулирования
эффективных запросов (промптов) для
генерации текста с помощью ИИ.

Яндекс
Документы

https://docs.yandex.ru/

Чтобы не зависеть от ПО, установленного
на компьютерах класса, и не тратить
время, предназначенное на знакомство с
материалом, на установку необходимых
программ, в модуле про текстовые
документы мы используем сервис Яндекс
Документы, работа ведётся там.

Задания на
Scratch

https://scratch-game.website.y
andexcloud.net/

Ссылки на внутренний ресурс Яндекс
Учебника, содержащий интерактивные
дидактические материалы (модули 1.1
«Цифровая грамотность», 1.2
«Программы и данные», 3.1 «Алгоритм и
исполнители»)

ILoveIMG

https://www.iloveimg.com/ru/re
move-background

В модуле 4.1 «Графический редактор»
используется данный сервис для
обработки изображений (удаление фона).
Он необходим для отдельных задач
проектной работы.

Gifius

https://gifius.ru/

Ссылка на данный ресурс используется в
дополнительном задании «Растровая
графика» для создания GIF-анимации с
помощью готовых рисунков ученика.

Шедеврум

https://shedevrum.ai/text-to-im
age/

В модуле 4.2 «Текстовый редактор»
используется сервис Шедеврум для
создания иллюстраций к проекту по
работе с фразеологизмами. Сервис
позволяет генерировать изображения с
помощью текстовых запросов (промптов).

Flaticon

https://www.flaticon.com/ru/

Сервис Flaticon используется для поиска
иконок и стикеров для своих проектов,
которые будут создавать школьники в
графическом редакторе. Сервис
бесплатный и не требует регистрации.

Libre Office
Impress

https://www.libreoffice.org/dow
nload/download-libreoffice/

В уроках по работе с презентациями и
текстовыми документами LibreOffice
используется как свободно
распространяемый офисный пакет для
офлайн-работы, доступный для
скачивания с официального сайта.

Также в ЭОР встречаются:
●​ Нерабочие ссылки-примеры на фишинговые, мошеннические сайт для отработки
темы безопасности в сети (модуль 1.3 «Компьютерные сети», урок «Безопасное
поведение в интернете. Контрольная работа по разделу “Цифровая грамотность”»).

●​ Ссылки на образцы и заготовки заданий, расположенные на Яндекс Диске (работа
с документами, презентациями). Ученики также выполняют некоторые
задания на Яндекс Диске (модули 4.1 «Текстовые документы», 4.3
«Компьютерная презентация»).
●​ Ссылки на внутренний ресурс Учебника, содержащий интерактивные
дидактические материалы (модули 1.1 «Цифровая грамотность», 1.2 «Программы и
данные», 3.1 «Алгоритм и исполнители»)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».