Учебный план начального общего образования (адаптированная ООП) 25-26

Приложение к АОП НОО

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
для обучающихся ОВЗ с ЗПР (7.1, 7.2)
на 2025 – 2026 учебный год

г. Реж
2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план в Адаптированной образовательной программы начального общего образования
для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1, 7.2) МБОУ СОШ № 5 (далее Учебный план) разработан на
основе ФАОП НОО и фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает
в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план обеспечивает введение реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые
предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся
с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии
с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной
деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной
организации.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями
(логопедическими и психокоррекционными), направленными на формирование навыков адаптации
личности в современных жизненных условиях.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов
финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных
на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка не более 10
часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение коррекционных занятий (пункт 3.4.16
Санитарно-эпидемиологических требований).
Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР вариант 7.2 составляет 5 лет, вариант 7.1 – 4
года.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная рабочая
неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР. Обучение
проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, в первом классе - 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом
- не менее 8 недель. Для обучающихся на первом и втором годах обучения устанавливаются в течение
года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. В первом классе применяется
"ступенчатый" режим обучения: в первом полугодии (в сентябре - октябре - по 3 урока в день по 35
минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока по 40
минут каждый).
В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен учебный предмет
"Иностранный язык", в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы
первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного
человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования
иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и
культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.
Изучение учебного предмета "Иностранный язык" начинается для обучающихся с ЗПР 7.1. со 2

класса по 2 часа в неделю, для обучающихся ЗПР 7.2 с 3-го класса. по 1 часу в неделю. При проведении
занятий по предмету "Иностранный язык" класс делится на две группы.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными),
направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение
пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию
отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных
представлений, координации движений и улучшения осанки обучающихся. На индивидуальные
коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут.
Все предметы обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений учебного плана 1-4 класса оцениваются по четвертям и за год. Оценка результатов
освоения обучающимися ФАОП НОО ЗПР (кроме программы коррекционной работы) осуществляется
в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Промежуточная аттестация обучающихся ЗПР осуществляется в целях:




оценки достижения базового уровня планируемых результатов освоения обучающимися АООП
НОО;
оценки достижений конкретного обучающегося, позволяющей выявить пробелы в освоении им
ООП и учитывать индивидуальные потребности обучающегося в образовании;
оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.

Промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса проводится в виде учета текущих достижений
учеников, носит безотметочный характер и фиксируется в документах мониторинга качества
образования. Промежуточная аттестация для обучающихся 2-4 классов проводится в формах,
определяемых педагогическим работником и ООП.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной
итоговой аттестации освоения ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения
ФАОП НОО для обучающихся ЗПР) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
 особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
 привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
 присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
 адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые
единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно
прочитывается педагогическим работником вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;
 при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей
и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение
одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и
семантическому оформлению);
 при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение,
эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на
выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
 увеличение времени на выполнение заданий;
 возможность организации короткого перерыва (10 - 15 минут) при нарастании в поведении

обучающегося проявлений утомления, истощения;
 недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагогического работника, создание
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающегося.
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и
универсальных учебных действий, является основанием для перевода обучающихся в следующий
класс.
Предметы, курсы,
Классы
Формы промежуточной аттестации
модули
Русский язык
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в журнале
Литературное чтение 2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в журнале
Иностранный язык
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
(английский)
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в журнале
Математика
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в журнале
Окружающий мир
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в журнале
Основы религиозных 4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
культур и светской
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
этики
работ, зафиксированных в журнале
Изобразительное
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
искусство
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в журнале
Музыка
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в журнале
(Труд) технология
2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в журнале
Физическая культура 2–4-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в журнале.
Функциональная
2-3-й
Учет учебных достижений на основе накопленных текущих
грамотность
оценок и результатов выполнения тематических проверочных
работ, зафиксированных в журнале

УЧЕБНЫЙ ПЛАН НОО (ЗПР 7.1)
Предметная область

Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
("окружающий мир")
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство

Учебный
Количество часов в неделю
предмет/курс
1
2
3
4
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
Литературное чтение
4
4
4
4
Иностранный язык
0
2
2
2
(английский)
Математика
4
4
4
4

Всего

20
16
6
16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура

-

-

-

1

1

1

1

1

1

4

1
1
2
23

4
4
8
87

23

3
3
90
90

1
1
1
Технология
1
1
1
Физическая культура
2
2
2
Итого
20
22
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Функциональная грамотность
1
1
1
Итого
1
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
21
23
23
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при пятидневной неделе) в соответствии с
действующими санитарными правилами и
нормами

21

23

23

23

Количество учебных недель
Всего часов в год

33
693

34
782

34
782

34
782

(с учетом
16 часов в
сентябреоктябре)

135
2999
(с учетом
16 часов в
сентябреоктябре)

План внеурочной деятельности (недельный)
Учебные курсы
Разговоры о важном
Орлята России
Учись учиться
Легкая атлетика
Учусь говорить по-русски
Коррекционно-развивающие занятия
ИТОГО недельная нагрузка

1 класс
1
1
1
1
1
3
7

Количество часов в неделю
2 класс
3 класс
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
7
8

4 класс
1
1
1
1
1
3
8

Учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Предметные области

Классы

Количество часов в неделю

Всего

Учебные предметы

1

1
доп.

2

3

4

Русский язык и
литературное чтение

Русский язык

5

5

5

4

4

23

Литературное чтение

4

4

4

4

3

19

Иностранный язык

Иностранный язык
(английский)
Математика

-

-

-

1

1

2

4

4

4

4

4

20

Окружающий мир

2

2

2

2

2

10

Основы религиозных
культур и светской
этики
Музыка

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

1

5

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

1

5

Технология
Физическая культура
(Адаптивная физическая
культура)

1
3

1
3

1
3

1
3

1
3

5
15

Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательного процесса
Функциональная грамотность
Всего
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Внеурочная
деятельность:
коррекционноразвивающая область
коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия
Всего

21
-

21
-

21
2

21
2

21
2

105
6

21
21

21
21

1
22
23

1
22
23

1
22
23

3
108
111

5

5

5

5

5

25

2
3
26

2
3
26

2
3
27

2
3
27

2
3
27

10
15
133

Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Основы религиозных
культур и светской этики
Искусство

Технология
Физическая культура

Внеурочная деятельность (занятия по выбору обучающихся)
Учебные курсы
Разговоры о важном
Орлята России
Учись учиться
Легкая атлетика
Учусь говорить по-русски

1 класс
1
1
1
1
1

Количество часов в неделю
1 класс доп. 2 класс
3 класс
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4 класс
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».