МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Режевского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ (ВАРИАНТ 7.1) Уровень образования: основное общее, 1-4 класс Учитель-логопед: М.В. Бачинина г. Реж 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа коррекционно – развивающих логопедических занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции нарушений речи, обучающихся 1 – 4 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) с учётом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования. Рабочая программа направлена на оказание помощи обучающимся с ОВЗ с нарушениями устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок А.В. Ястребовой и Т.П.Бессоновой, Л. Н. Ефименковой и Г.Г.Мисаренко, Р.И.Лалаевой, Мазановой Е.В. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Целью программы является осуществление дифференцированного и системного подхода при коррекции и профилактике нарушений речи у обучающихся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении и общении. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: Коррекция нарушений устной и письменной речи. Психолого-педагогическая поддержка в освоении АООП НОО. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КУРСА Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих ограничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. Вариант 7.1 адресован обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. Принципы и подходы к формированию программы коррекционно-развивающей работы Принцип гуманизации – предполагает осуществление личностноориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализации, максимальную интеграцию в современную жизнь. Принцип индивидуального подхода – предполагает необходимость определения индивидуальной цели обучения для каждого ребенка с ОВЗ, с учетом его образовательных потребностей. Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития, обучающихся с ОВЗ, т.е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений. Принцип интегрированного подхода – предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития обучающегося. Принцип непрерывности — гарантирует непрерывность логопедической помощи обучающимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению. Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП — предполагает постоянное сотрудничество логопеда, педагога - психолога, учителя - дефектолога, педагогов, администрации ОУ, медицинских работников для наиболее успешной реализации цели обучения обучающегося с ОВЗ по АОП. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность обучающегося в ходе обучения. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. МЕСТО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно - развивающей области» и проводится во внеурочное время, с учетом режима работы школы. Количество занятий- 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 86часов. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В программе учтены индивидуальные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка. Основной формой организации коррекционно – развивающей логопедической работы являются индивидуальные и (или) групповые занятия. В группы подбираются обучающиеся с однородной структурой речевого дефекта. Наполняемость групп — 2-3 человека. Продолжительность индивидуального занятия – 30 минут, группового занятия – 40 минут (2 – 4 класс), 35 – 40 минут (1 класс). Диагностика (речевое обследование) проводится с 01 сентября по 15 сентября, с 11 января по 22 января и 15 мая по 30 мая. Коррекционно - развивающий период - с 15 сентября по 15 мая. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КУРСА 1. Диагностическое направление За основу взята методика Фотековой Т.А., предложенная автором Мазановой Е. В. для исследования речевой сферы детей младшего школьного возраста. Основная цель диагностического направления - прогноз вероятных трудностей в обучении, определение причин речевых недостатков. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, анализ письменных работ и качественная характеристика ошибок при написании, наблюдение за обучающимися в учебной деятельности, и, при необходимости, дополнительно, изучение уровня сформированности учебных навыков. Логопедическое обследование обучающихся начальных классов может проводиться во взаимодействии с педагогом - психологом и учителем - дефектологом учебного заведения. Диагностическая деятельность специалиста в течение учебного года имеет целью решения различных задач, и поэтому, в зависимости от этапа работы, мы выделяем: первичную диагностику, динамическое наблюдение, этапную (промежуточную) диагностику и текущее диагностирования. Первичная диагностика Целью этого этапа работы является определение уровня речевого и интеллектуального развития обучающихся начального звена, причин и механизмов речевых недостатков, выявление обучающихся, нуждающихся в первоочередной специализированной помощи. Первичная диагностика происходит с 1 по 15 сентября. На этом этапе учитель-логопед заполняет протокол обследования и логопедическую карточку на каждого обучающегося. Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики речевого и интеллектуального развития обучающегося, определения соответствия выбранных методов и приемов коррекции уровню приобретенных речевых навыков. Проводится с 15 по 31 мая. Этапная (промежуточная) диагностика Это диагностирование необходимо для определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности и констатации результативности приобретенных речевых навыков детей, посещающих логопедические занятия. Проводиться с 1 по 15 января. Текущая диагностика Она направлена на обследование обучающихся общеобразовательных школ по запросу родителей, педагогов, специалистов школьных психолого-медико - педагогических комиссий. Временных ограничений такое диагностирования не имеет и проводится в течение всего учебного года по мере необходимости. 2. Коррекционно- развивающее направление Коррекционно - развивающее направление работы учителя-логопеда представляет собой систему коррекционного воздействия на языковую и учебно- познавательную деятельность ребенка с речевыми нарушениями. В зависимости от структуры речевого дефекта и степени его проявления строится содержательное направление коррекционной работы. Основной формой организации логопедической работы являются групповые и (или) индивидуальные занятия. Занятия проводятся во внеурочное время, с учетом режима работы школы. Периодичность и продолжительность занятий зависит от характера нарушения и степени его проявления. Темы групповых и (или) индивидуальных занятий, а также учет посещения записываются в журнале посещения. Следует отметить, что учитель-логопед не только проводит коррекционно - развивающие занятия, но и обеспечивает коррекционно-развивающее логопедическое сопровождение каждого обучающегося, нуждающийся в помощи, проводит консультативную работу с родителями, педагогами. На этом этапе следует определить основные направления коррекционной работы: устранение различных нарушений речи и содействие преодолению обусловленной ими неуспеваемости по русскому языку; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; формирование необходимых для усвоения программного материала по русскому языку умений и навыков; предотвращения вторичных нарушений при чтении и на письме. Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда происходит на основе анализа педагогических, медицинских, психологических наблюдений. Поэтому учитель-логопед строит свою работу с учетом сотрудничества с различными специалистами (педагогом - психологом, учителем - дефектологом, врачом-психиатром, стоматологом-ортодонтом и другими). 3. Аналитическое направление Аналитическое направление предусматривает анализ влияния коррекционно – развивающей логопедической работы на речевое развитие обучающихся, и его оценку, обеспечение взаимодействия между специалистами. Это направление работы обусловлено необходимостью комплексного подхода к проблемам ребенка, который предполагает: системный анализ личностного, речевого и познавательного развития обучающегося, что позволяет не только выявить отдельные проявления нарушений развития, но и определить причины этих нарушений, отследить их взаимосвязь; создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязь развития и коррекции различных сторон личностного, познавательного и речевого развития ребенка; обеспечение специализированного сопровождения обучающихся; взаимодействие специалистов в пределах школьной психологомедико - педагогической комиссии. 4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление Консультативно-просветительское и профилактическое направление работы учителя-логопеда проводится для оказания помощи родителям, учителям и администрации школы по вопросам устранения существующих речевых недостатков, обучающихся и предупреждения вторичных нарушений чтения и письма, которые мешают обучающемуся полноценно овладеть учебным материалом в рамках школьной программы обучения. Задачи данного направления: профилактика вторичных и третичных нарушений в развитии ребенка; предупреждения перегрузок младших школьников; повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам обучения детей с ОВЗ; предоставление профессиональной помощи родителям и обучающимся в решении существующих проблем; привлечение педагогов и родителей в процесс коррекции нарушений речи. Для реализации вышеизложенных задач учитель-логопед использует следующие организационные формы работы: систематические выступления на родительских собраниях, педагогических совещаниях школы, методических объединениях учителей начального звена; анкетирование родителей, индивидуальное консультирование учителей и родителей по запросу, консультирование учителей и родителей по результатам обследования; обучающее консультирование с объяснениями этапов коррекционной работы и демонстрацией приемов коррекционно-развивающих упражнений. 5. Организационно-методическое направление Этот аспект деятельности учителя-логопеда состоит из участия в школьной ПМПК, методических объединениях, педагогических совещаниях, оформлении документации. Для участия в ПМПК (в том числе и для зачисления обучающегося с нарушениями речи на логопедические занятия) на каждого обучающегося заполняется речевая карта, или протокол, который содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка (данные педагогического наблюдения и психологического обследования, качественная характеристика психических процессов, сведения о раннем психомоторном и речевом развитие ребенка, особенности течения заболеваний и т.д.). Эти данные необходимы для квалификации речевого нарушения по нозологии и определения структуры речевого дефекта. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО, поэтому планируемые результаты формулируются в рамках следующих блоков универсальных учебных действий (далее УУД): • личностные; • регулятивные; • коммуникативные; • познавательные. В разделе «Программа коррекционной работы» не рассматриваются предметные результаты, хотя их формирование отчасти имеет место и в результате осуществления коррекционно-развивающей деятельности, но их непосредственное достижение не является задачей коррекционной работы. Кроме того, следует иметь в виду, что планируемые результаты по всем группам УУД формулируются только на уровне «ученик сможет», подразумевающем, что описываемых результатов достигнет большинство детей, получивших целенаправленную регулярную и длительную коррекционную помощь. Также необходимо учитывать, что личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные результаты достигаются в ходе комплексного осуществления коррекционной помощи на занятиях с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем - дефектологом и классным руководителем, логопедической и коррекционноразвивающей работы, поскольку педагоги-специалисты используют в коррекционной работе подход, подразумевающий систему общих методов и приемов работы, единство рассматриваемых тем. Планируемые личностные результаты. Ученик будет или сможет: * положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности; * с заинтересованностью воспринимать новый учебный материал и решение новых заданий; * способен к самооценке результатов своей работы на основе критериев успешности ее выполнения, задаваемых педагогомспециалистом; * с эмпатией относиться к чувствам и переживаниям окружающих людей. Планируемые регулятивные результаты. Ученик будет или сможет: * принимать и сохранять учебную задачу самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста; * учитывать определенные педагогом-специалистом ориентиры в новом учебном материале и сотрудничестве с ним; * планировать свои действия для выполнения задания во внешнем плане самостоятельно или при минимальной помощи педагогаспециалиста; * учитывать установленные правила поведения на занятиях и при выполнении заданий; * проводить пошаговый контроль результатов своей деятельности под руководством педагога-специалиста; * самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста вносить необходимые исправления в действия и задания на основе их контроля и оценки; * адекватно воспринимать оценку и предложения педагогов, других обучающихся, родителей. Планируемые коммуникативные результаты. Ученик будет или сможет: * выполнять несложные задания в паре с другим обучающимися; * строить короткое монологическое высказывание в соответствии с заданной темой, ориентируясь на план, схему, визуальную опору самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста; * учитывать мнение других обучающихся в группе и стремиться наладить сотрудничество в игре или выполнении учебного задания; * допускать существование различных точек зрения на выполнение некоторых задач; * самостоятельно или при помощи педагога-специалиста формулировать свое мнение или точку зрения; * использовать внешнюю и внутреннюю речь для регуляции своих действий; * строить диалог с партнером в паре при минимальной помощи педагога-специалиста; * задавать вопросы. Планируемые познавательные результаты. Ученик будет или сможет: * осуществлять запись традиционным способом выборочной информации об окружающем мире и в соответствии с заданием; * использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для выполнения заданий самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста; * строить короткие сообщения в устной и письменной форме с опорой на план (самостоятельно или при минимальной помощи педагогаспециалиста); * строить грамматически правильные синтаксические конструкции (самостоятельно или при минимальной помощи педагогаспециалиста); * различать оттенки лексических значений слов с помощью педагога-специалиста; * осмысленно воспринимать познавательные тексты и инструкции к заданиям и выделять существенную информацию из сообщений при помощи педагога-специалиста; * осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, лишнего объекта по заданным педагогом критериям; * осуществлять синтез как составление целого из частей (самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста); * находить самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста несложные закономерности расположения объектов в ряду подобных; * проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; * устанавливать простые причинно-следственные связи между знакомыми объектами или явлениями (самостоятельно или при минимальной помощи педагога-специалиста); * обобщать объекты и явления, подводя их под более общее понятие (самостоятельно или при минимальной помощи педагогаспециалиста); *устанавливать простые аналогии; *овладеть рядом общих приемов выполнения заданий; * строить простые рассуждения по заданной схеме или при минимальной помощи педагога-специалиста. Коррекционно – развивающие логопедические занятия также будут способствовать: - развитию фонематического восприятия; - формированию фонематического анализа, синтеза и представлений; - развитию звукослоговой структуры слова; - расширению и активизации словаря обучающегося; -формированию полноценных представлений о морфологическом составе слова и грамматическом оформлении речи; - формированию, развитию и совершенствованию прочных орфографических навыков; - развитию лексико-грамматического строя речи; -развитию внимания, памяти и мышления. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование 1 класс (68 часов) Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Подготовка к обучению грамоте. Задачи: 1) дать понятие о слове и предложении; 2) обобщить сведения по звукобуквенному составу языка; 3) уяснить смыслоразличительную роль фонемы; 4) учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами; 5) закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв. № ТЕМА п/п ЗАНЯТИЯ 1 Входная диагностика 2 Речь устная письменная 3 Что такое слово? 4 В мире звуков 5 6 7 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи, связной речи. и Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная. Что такое речь письменная. Слово – это название предметов, явлений, действий и т.д. Знакомство с ребусом. Уточнение представления детей о звуках. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух». Игротека Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма». Звуки и буквы – не В чём заключается различие между звуками и буквами. одно и то же. Что такое Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм. метаграммы? Кол-во часов 4 1 1 2 2 2 2 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Жили-были гласные Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове и согласные гласных и согласных букв. Игротека Повторение: буквы и звуки; буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм. Волшебник Роль ударения в слове. Понятие «омограф». Ударение Такие разные Способы отличия твёрдых согласных звуков от мягких. согласные Такие разные Парные и непарные звонкие и глухие согласные согласные Игротека Поиск омографов в предложениях. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости-глухости, твёрдостимягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов. Зачем шипят Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима». шипящие? Познакомьтесь: Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и алфавит! звуков. Игротека Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке. Привет, пословица Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы. Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи, связной речи. Промежуточная диагностика Поговорим о Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, предложении вопросительные, побудительные). Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры. Ещё немного о Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложении предложения, произносить соответствующей интонацией. Игротека Понятие «шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту. 2 1 2 2 2 2 2 2 2 1 3 1 3 2 22 22 23 24 Знакомимся с анаграммами Что такое текст? Что мы пишем с большой буквы? Игротека 25 О безударных гласных 26 27 О парных звонких и глухих согласных Слова приятели 28 Игротека 29 Слова – неприятели 30 32 Волшебное слово предлог Что такое фразеологизм? Игротека 33 Учимся различать 31 Придумывание предложений, разнообразных по цели высказывания и по интонации. Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы. Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста. Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные. Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имён собственных с заглавной буквы. Уточнение знаний о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки. Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова. Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары. Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождении среди группы слов синонимов, подборе синонима к данному слову. Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов. Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом. Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. Понятие «омоним». Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения. Упражнение в умении различать слова разных частей речи. 2 2 2 1 2 2 1 1 1 1 1 2 1 слова разных частей речи 34 Повторение Фразеологизмы и их значения. Упражнение в умении правильно употреблять предлоги в 1 тексте, подбирать синонимы, антонимы, грамотно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слов. 35 Повторение Упражнение в умении переводить звуковую запись слова в буквенную, называть тему и 1 основную мысль текста, придумывать анаграммы к данным словам, определять смысл пословиц, разгадывать русские народные загадки. 36 Повторение Упражнение в умении правильно называть буквы и звуки, составляющие слово, решать 1 метаграммы, объяснять смысл пословиц, подбирать пословицу, соответствующую основной мысли данного текста, различать виды предложений по цели высказывания и по интонации. Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи, связной речи 37 Итоговая 4 диагностика Тематическое планирование 2 класс (68 часов) Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Задачи: 1) активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения (с небольшим распространением ); 2) формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове; 3) формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё; 4) развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков; 5) формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки; 6) уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи); 7) обогатить словарный запас путем накопления представлений об окружающем мире. № п/п 1 ТЕМА ЗАНЯТИЯ Входная СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ Количество часов Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, 4 2 3 4 5 диагностика Знакомимся с анаграммами Что такое текст? Что мы пишем с большой буквы? Игротека 6 О безударных гласных 7 8 О парных звонких и глухих согласных Слова приятели 9 Игротека 10 Слова – неприятели 11 13 Волшебное слово предлог Что такое фразеологизм? Игротека 14 Учимся различать 12 письменной речи Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы. 1 Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста. Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные. Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имён собственных с заглавной буквы. Уточнение знаний о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки. Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова. Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары. Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождении среди группы слов синонимов, подборе синонима к данному слову. Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов. Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом. Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. Понятие «омоним». Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения. Упражнение в умении различать слова разных частей речи. 1 1 3 2 2 1 1 2 1 2 2 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 слова разных частей речи Что мы знаем о звуках и буквах Что такое лексика? Однозначные и многозначные слова Игротека Слова-братья Слова-наоборот Пословица недаром молвится Игротека Пословицы Играем со словарными словами Анаграммы Игротека Секреты некоторых букв Ещё раз о синонимах Игротека Слова, обозначающие Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух». Понятия: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова» Слова, имеющие одно и несколько лексических значений 1 Повторение: звукобуквенный разбор слова; лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова. Тематические группы слов. Синонимы. Подбор синонимов. Исключение лишнего слова из ряда синонимов. Антонимы. Подбор антонимов. Вычленение антонимов из текста. Пословицы – кладовая народной мудрости. Скрытый смысл пословицы. Подбор пословицы, выражающей главную мысль текста. Повторение: подбор синонимов, антонимов, вычленение их из текста; выявление скрытого смысла пословиц. Игры с пословицами Игры со словарными словами 1 Разгадывание анаграмм Повторение: пословицы, анаграммы; словарные слова Особенности букв Я, Е, Ё, Ю. разделительный твёрдый знак. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. Создание синонимичных и антонимичных пар. Вычленение синонимов и антонимов из выражений и текстов. Повторение: мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный мягкий знак; вычленение синонимов и антонимов из текста. Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. 2 2 3 1 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 33 предметы Слова, обозначающие действия предметов Слова, обозначающие признаки предметов Игротека 34 Повторение 35 36 37 Повторение Повторение Итоговая диагностика 31 32 Глагол как часть речи. Упражнение в изменении глаголов по временам (без терминологии). 3 Имя прилагательное как часть речи. Различение имён прилагательных по признакам вкуса, размера, форме, цвету. Имена прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы. Повторение: различение частей речи; одушевлённые и неодушевлённые предметы; подбор синонимов. Упражнение в определении темы и основной мысли текста. Составление рассказа по картинкам. Пословицы, близкие по смыслу; разгадывание русских народных загадок Звуки и буквы. Звукобуквенный разбор слова 2 Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, письменной речи. 2 2 2 1 4 Тематическое планирование 3 класс (68 часов) Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Задачи: 1) восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи; 2)закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове; 3) обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования; 4) подготовить к усвоению морфологического состава слова; 5) расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения; 6) развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции. № п/п 1 ТЕМА ЗАНЯТИЯ Входная диагностика СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ Количество часов Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, 4 письменной речи. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Что мы знаем о звуках и буквах Что такое лексика? Однозначные и многозначные слова Игротека Слова-братья Слова-наоборот Пословица недаром молвится Игротека 15 Пословицы Играем со словарными словами Анаграммы Игротека Секреты некоторых букв Шарады, анаграммы и метаграммы Ещё раз о синонимах 16 Игротека 17 Слова, обозначающие 11 12 13 14 Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух». Понятия: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова» Слова, имеющие одно и несколько лексических значений 2 Повторение: звукобуквенный разбор слова; лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова. Тематические группы слов. Синонимы. Подбор синонимов. Исключение лишнего слова из ряда синонимов. Антонимы. Подбор антонимов. Вычленение антонимов из текста. Пословицы – кладовая народной мудрости. Скрытый смысл пословицы. Подбор пословицы, выражающей главную мысль текста. Повторение: подбор синонимов, антонимов, вычленение их из текста; выявление скрытого смысла пословиц. Игры с пословицами Игры со словарными словами 3 Разгадывание анаграмм Повторение: пословицы, анаграммы; словарные слова Особенности букв Я, Е, Ё, Ю. разделительный твёрдый знак. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. Разгадывание шарад, анаграмм, метаграмм 1 1 3 Создание синонимичных и антонимичных пар. Вычленение синонимов и антонимов из выражений и текстов. Повторение: мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный мягкий знак; вычленение синонимов и антонимов из текста. Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена 2 2 2 2 2 1 1 1 3 2 2 2 18 19 предметы Слова, обозначающие действия предметов Слова, обозначающие признаки предметов 20 Игротека 21 Текст. Тема. Главная мысль Заголовок 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Работаем с фразеологизмами Игротека Пословицы Ещё раз о фразеологизмах Русские народные загадки Игротека Словарные слова Учимся различать имена существительные, прилагательные и глаголы Слова, которые существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Глагол как часть речи. Упражнение в изменении глаголов по временам (без терминологии). Имя прилагательное как часть речи. Различение имён прилагательных по признакам вкуса, размера, форме, цвету. Имена прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы. Повторение: различение частей речи; одушевлённые и неодушевлённые предметы; подбор синонимов. Упражнение в определении темы и основной мысли текста. Составление рассказа по картинкам. Роль заголовка. Заголовок отражает тему или главную мысль текста. Особенности заголовков. Фразеологизмы – сочетания слов, имеющие целостное значение. Фразеологизм и его значение. Употребление фразеологизмов в речи. Повторение: текст, тема, основная мысль, заголовок текста; фразеологизм и их значения. Игры с пословицами. Игры с фразеологизмами 2 2 2 2 1 1 1 1 1 Разгадывание русских народных загадок 1 Повторение: пословицы; фразеологизмы; русские народные загадки. Игры со словарными словами Упражнение в различении частей речи 1 2 2 Понятие «качества характера». Многообразие имён прилагательных, служащих для 1 32 помогают называть качества характера Игротека характеристики человека 33 34 35 36 37 Повторение Повторение Повторение Игротека Итоговая диагностика Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, Повторение: имена существительные, глаголы, имена прилагательные для определения качеств характера человека; словарные слова Пословицы, близкие п смыслу; разгадывание русских народных загадок Подбор заголовка к тексту; различение частей речи; подбор синонимов и антонимов Звуки и буквы. Звукобуквенный разбор слова Решение головоломок письменной речи. 1 1 2 2 1 4 Тематическое планирование 4 класс (68 часов) Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Задачи: 1) расширить и уточнить словарный запас учащихся как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования; 2) совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова; 3) уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций; 4) учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции. № п/п 1 2 3 ТЕМА ЗАНЯТИЯ Входная диагностка СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ Количество часов Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, 4 И снова о русском языке Крылатые слова и Роль русского языка в жизни общества, его красота и богатство 1 Смысл понятий: «крылатые слова», «афоризмы» 2 письменной речи. 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 афоризмы Копилка занимательных заданий Игротека Решение занимательных заданий Повторение: в чём заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова (фразеологизмы) и их значения; признаки афоризмов Об именах История возникновения древнерусских и современных имён. Разнообразие имён и их форм. О русских фамилиях История возникновения русских фамилий. Распространённые способы происхождения русских фамилий. В поисках Решение занимательных заданий сбежавших головоломок Игротека Повторение: история возникновения имён и русских фамилий Мы играем в Логогрифы – словесные загадки. Варианты игры в логогрифы. логогрифы Учимся Распространённые типы речевых ошибок, их распознавание и устранение распознавать речевые ошибки Копилка Решение занимательных заданий занимательных заданий Игротека Повторение: логогрифы, речевые ошибки Ох уж эти Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний фразеологизмы соответствующими фразеологизмами Работаем над Отличительные признаки стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмами рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя заданной теме. Словесные забавы Игры со словами. «Спунеризмы». «Буриме». Игротека Повторение: рифмы парные, перекрёстные, опоясывающие. Игры со словами. 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 18 Фразеологизмы 19 Ассорти для любителей русского языка Игротека Однородные члены предложения Копилка занимательных заданий Игротека 20 22 23 24 25 27 28 29 30 31 32 33 Про омонимы и их разновидности Копилка занимательных заданий Игротека Что такое «паронимы» Запоминаем словарные слова Копилка занимательных заданий Игротека Повторение История происхождения фразеологизмов: «язык до Киева доведёт», «после дождичка в четверг», «закидывать удочку». Подбор к ситуациям соответствующих фразеологизмов. Что такое «палиндромы». Решение занимательных заданий. 2 Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы. Выделение однородных членов предложения. Постановка знаков препинания. 2 3 Решение занимательных заданий 2 Повторение: однородные члены предложения, фразеологизмы. История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень» Омонимы – слова, схожие по звучанию, но различные по лексическому значению. Разновидности омонимов (омографы, омоформы, омофоны) Решение занимательных заданий 1 Повторение: омонимы и их разновидности; история происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак» Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов по лексическому значению 2 Игры со словарными словами 3 Решение занимательных заданий 2 Повторение: паронимы, словарные слова Русские имена и фамилии. Афоризм и логогрифы 3 1 2 2 2 34 35 36 37 Ассорти для любителей русского языка Копилка Текст Повторение 38 Повторение 39 Копилка занимательных заданий Итоговая диагностика 40 Решение занимательных заданий. 2 Решение занимательных заданий Тема. Главная мысль. Названия рифм. Происхождение и значение фразеологизма «как Мамай прошёл». Речевые ошибки. Однородные члены предложения, их вычленение в предложении. Палиндромы. Скрытый смысл пословицы. Решение головоломок. 2 2 2 Обследование состояния произносительной, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, письменной речи. 4 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КУРСА Коррекционно – развивающая логопедическая программа состоит из 3 разделов: 1 Коррекция нарушений лексико – грамматического строя речи. 2 Коррекция нарушений звукопроизношения. 3 Коррекция нарушений чтения и письма. Программа логопедической коррекции нарушений лексико – грамматического строя речи Развитие лексики (по темам). Методы: словесные дидактические игры для развития речи; дидактические игры с картинками; дидактический материал по развитию речи (письменные задания); Формирование грамматического строя речи. 2 2 Методы: формирование глубинной и поверхностной структуры предложения (опора на схемы: подбор предложения к данной графической схеме; запись предложения под соответствующей схемой; самостоятельное придумывание предложений по данной схеме; составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме; внутренняя схема высказывания); развитие навыков словоизменения и словообразования по этапам (изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т.д.): определение значения грамматической формы материале ряда словоформ; выделение звукового обозначения морфемы на основе сравнения ряда словоформ; буквенное обозначение выделенной морфемы; самостоятельное конструирование словоформы (с использованием картинок, исходной формы слова) развитие связной речи: беседа (включает три этапа – вступление, развитие темы, концовка); театрализации (игры- драматизации, театрализованные представления). Программа логопедической коррекции нарушений звукопроизношения Предварительный этап. Приёмы: словесные; наглядные; практические. Методы: развитие ручной моторики: конструирование из пуговиц букв, рисунков, схем; выкладывание из счетных палочек, спичек букв, схем, рисунков; работа с пластилином-изготовление прописных и печатных букв; прописывание букв, предложений, текстов; пальчиковые гимнастики с речевым сопровождением и без; дыхательные гимнастики, закрепление правильного дыхания в процессе речи; кинезиологические упражнения; развитие артикуляторной моторики (артикуляционные упражнения, гимнастика для губ, щёк и челюсти); развитие ритма; развитие слухового восприятия и внимания на речевом материале и без. Этап постановки звука. Методы: развитие восприятия речи (задания на имитацию слогов); формирование фонематического анализа и синтеза (определение места звука в слове, какой по счёту звук, назови первый, последний звук и т.д.); развитие артикуляторной моторики (артикуляционные упражнения, гимнастика для губ, щёк и челюсти); работа по непосредственной постановке звука; Способы: по подражанию; механический способ; постановка от других звуков; постановка звука от артикуляторного уклада; смешанный способ постановки. Этап автоматизации звука. Методы: включение звука в слоги (автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем в прямых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных); автоматизация в словах (сначала осуществляется с опорой на слоги (са-сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находиться в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем – в словах с стечением согласных); автоматизация в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, в связной речи; обогащение словаря, его систематизации, формирование грамматического строя речи (эта работа тесно связана с уроками русского языка). Этап дифференциации звуков речи (предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков). Методы: развитие слуховой дифференциации (твёрдых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, с-ш, з-ж, ц-с, ч-т, ч-щ); закрепление произносительной дифференциации (задания на имитацию слогов са-заса); формирование фонематического анализа и синтеза. Программа логопедической коррекции нарушений чтения и письма Развитие языкового анализа и синтеза. Методы: развитие анализа структуры предложения; развитие слогового анализа и синтеза. Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем). Методы: развитие фонематического анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем): дифференциация свистящих и шипящих, слухопроизносительная дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков, обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака, обозначение мягкости с помощью букв е, ё, ю, я, и. Устранение дислексии (фонематической, семантической, оптической, аграмматической, мнестической) и дисграфии (акустической, оптической, аграмматической и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза). Устранение оптической дисграфии. Методы: развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного; уточнение и расширение объёма зрительной памяти; формирование пространственного восприятия и представлений; развитие зрительного анализа и синтеза; формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, предложениях, текстах. развитие зрительно-моторных координации; Устранение аграмматической дисграфии. Методы: развитие функции словоизменения; формирование навыков словообразования; развитие умений морфологического анализа слова; работа над однокоренными словами; закрепление грамматических форм в письменной речи. Устранение дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Методы: коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова ( простые формы звукового анализа: выделение первого ударного гласного в слове, выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове, выделение гласного из середины слова, определение места звука в слове (звук в начале, середине, конце слова); сложные формы звукового анализа: определение последовательности звуков в слове, определение количества звуков, определение места звука относительно других звуков). коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова (концентрация внимания, работа над ритмической стороной речи, работа по развитию переключения и координации; уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слов). коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста (знакомство с предложением - определение основных признаков предложения, дифференциация набора отдельных слов и предложения; дифференциацию словосочетания и предложения; развитие анализа структуры предложения - определение границ предложения, определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложении; знакомство с предлогами - определение их значения, знакомство с написанием предлогов; знакомство с приставками - определение их значения; знакомство с написанием приставок; дифференциация предлогов и приставок; знакомство с текстом - определение основных признаков текста; дифференциацию отдельных предложений и текста; определение последовательности предложений в тексте). Устранение акустической дисграфии. Методы: дифференциация гласных звуков, затем согласных (сначала свистящие, а затем - шипящие, аффрикаты и соноры); работа над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э – Е: работа по дифференциации звонких и глухих согласных в следующей последовательности: 3 - С, Ж - Ш, В - Ф, Б-П, Д-Т, Г-К. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Оборудование Школьные парты – 2 (1 – одноместная, 1 – двухместная) Школьные стулья – 3 Стол учителя – 1 Кресло учителя - 1 Зеркало настенное – 1 Доска магнитная (меловая)– 2 (1 – для обучающихся, 1 – для учителя) Шкафы – 1 Тумба – 1 Часы настенные -1 Ноутбук – 1 Учебно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса Теоретическая литература по логопедии 1. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. 2. Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи (учебно – методическое пособие). 3. Власова Т.А. Дети с временными задержками развития. 4.Воронина Т.П. Дискалькулия, или почему ребёнок плохо считает? Конспекты занятий. 5. В.П.Кащенко. Педагогическая коррекция. 6.С.Ю.Шишкова. «Буквограмма. В школу с радостью». Коррекция и развитие письменной и устной речи. 7.Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. Информационное обеспечение 1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/ 2. Психологический центр "Адалин" http://adalin.mospsy.ru/ 3. Портал "Логопеды.ru" http://logopedy.ru/portal/ 4. Логопункт.ru http://www.logopunkt.ru/ 5. Логопункт.ru 6.http://www.logopunkt.ru/ 7. Логопед.ру 8.http://www.logoped.ru/index.htm/ 9. Логопед 10http://logopediya.com/ Обследование речи обучающихся 1. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. Коррекция нарушений письменной речи Коррекция оптической дисграфии 1. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. 3. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии. 4. Яцель О.С. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников. Конспекты логопедических занятий. 5. Картотека стихотворений «На что похожа буква». 6. Дидактическая игра «Угадай букву», «Найди пару букве». Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза 1. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. 2. Мазанова Е.В. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Коррекция акустической дисграфии 1. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. 3. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. Коррекция аграмматической дисграфии 1. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. Коррекция дислексии 1. Картотека стихотворений «На что похожа буква». 2. Дидактическая игра «Угадай букву», «Найди пару букве». 3. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. Коррекция нарушений устной речи (дидактические игры и пособия) Формирование звукопроизношени 1. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. 2. Логопедическая тетрадь на звуки «С», «СЬ». 3. Логопедическая тетрадь на звуки «З», «Ц». 4. Логопедическая тетрадь на звуки «Л». 5. Логопедическая тетрадь на звуки «Р». 6. Логопедическая тетрадь на звуки «Ч», «Щ». 7. Логопедическая тетрадь на звуки «Ш», «Ж». 8. Е.Н.Спивак. «Звуки Ш, Щ, Ж, Ч». Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков. 9. Е.Н.Спивак. «Звуки Р, Рь, Л, Ль». Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков. 10. О.В.Егорова. «Звуки Т, Ть, Д, Дь». Речевой материал и игры по автоматизации дифференциации звуков. 11. О.В.Егорова. «Звуки Ф, Фь, В, Вь». Речевой материал и игры по автоматизации дифференциации звуков. 12. О.В.Егорова. «Звуки П, Пь, Б, Бь». Речевой материал и игры по автоматизации дифференциации звуков. 13.М.Ф.Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. 14. Артикуляционная гимнастика. 15. Картотека скороговорок «Говори правильно». Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа 1. Развивающие игры Воскобовича. Коврограф «Ларчик». 2. Счёты большие деревянные (посчитай количество слогов, слов, предложений и т.д.). 3. Набор разноцветных крышек для выкладывания букв, слогов, слов, рисунка. 4.Набор пуговиц разного размера и цвета для выкладывания букв, слогов, слов, рисунка. 5. Цветные палочки для выкладывания слогов, слов, рисунка. 6. Дидактическая игра «Зашифруй предложение». 7. Дидактическая игра «Составь слово». 8. И.В.Клюхина. «Разбор слова по составу». 9. Набор разноцветных крышек для выкладывания букв, слогов, слов, рисунка. 10.Набор пуговиц разного размера и цвета для выкладывания букв, слогов, слов, рисунка. Формирование лексико-грамматического строя речи 1. Школьник Ю.К. Подводный мир. Обитатели морей и океанов. 2. Пимон М.Р. Твоя первая энциклопедия. Жизнь леса. 3. Матвеев С.А. Учимся на отлично. Все правила русского языка с упражнениями. 4. Шклярова Т.В.Орфографический словарь (начальная школа). 5. Предметные и сюжетные картинки для обучения рассказыванию. Обучение грамоте 1. Пособие «Учимся читать». 2. Развивающие игры Воскобовича. Коврограф «Ларчик». 3. Лото «Весело учиться». 4. Касса. «Гласные, согласные буквы и цифры». 5. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. Развитие связной речи 1. Климанова Л.Ф. Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 4 класс. 2. Климанова Л.Ф. Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 3 класс. 3. Климанова Л.Ф. Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 2 класс. 4.Климанова Л.Ф. Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс. 5.Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. 6.О.И.Крупенчук. «Стихи для развития речи». 7.И.В.Клюхина. «Школьный словарик синонимы и антонимы». 8. Предметные и сюжетные картинки для обучения рассказыванию. 9. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. Развитие мелкой моторики 1. Пропись. Первые шаги. 2. Медеева И.Г. Азбука прописи. 3. Пальчиковая гимнастика «Умные пальчики». 4. Дидактическое пособие «Рельефные картинки». И.А.Лыкова. 5. Дидактическое пособие «Цветные пёрышки». И.А.Лыкова. 6. Дидактическое пособие «Картины из пластилина». Юлия Ленгина. 7. Дидактическое пособие «Пластилиновый счёт». Анастасия Николаева. 8. Дидактическое пособие «Пластилин в картинках. Корова». 9. Дидактическое пособие «Пластилин в картинках. Кит». 10.Пропись. «Каллиграфическое написание строчных букв». 11.Пропись. «Каллиграфическое написание прописных букв». 12.Пропись. «Каллиграфическое написание цифр, букв, слогов». 13. Мозаика «Десятое королевство». 14. Коробочка с различными предметами для развития мелкой моторики рук (бусы, верёвочки с узелками, мелкие игрушки, су – джок и т.д.). 15. Набор шишек для развития мелкой моторики рук. 16. Цветные палочки для выкладывания слогов, слов, рисунка. 17. Настольная игра «Твистер. Ловкие пальчики». 18. Коробка с природным материалом (выкладывание композиций из морских камушек, ракушек, «Чёртовых пальчиков»). 19. Набор бусин и бисера. 14. Набор резиночек. 15. Щётки для массажа рук. 16. Раскраски и трафареты. 17.Материал для творчества. Развитие речевого дыхания 1. Каталог игровых упражнений на развитие дыхания. Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления 1. Развивающие кинезиологические упражнения. 2. Игры на сплочение детского коллектива. 3. Каталог дидактических игр «Весёлые картинки». 4. Игра – лото «Шесть картинок». 5. Игра «Угадай Кто? И Что?». 6. Развивающие игры Воскобовича. Коврограф «Ларчик».