Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273)), регламентирующий право детей с ОВЗ и инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. В нескольких статьях ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ.
Инвалид– лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
При определении статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» необходимо следовать определению: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»(ФЗ № 273,ст.2, п.16).
Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Прохождение ПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.
В школе созданы следующие специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:
- В МБОУ СОШ № 5 реализуются Адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья («Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ФЗ № 273, ст. 2, п. 28; ст. 79, п. 1);
- по медицинским показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся организуется обучение на дому;
в целях обеспеченияуспешногоосвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков развития в школе осуществляется психолого-педагогическое сопровождение, которое включает работу с детьми педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и социального педагога;
- для сопровождения обучающихся с ОВЗ в школе работают 2 тьютора;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗв образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса– обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Доступ в помещения и учебные кабинеты инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организован согласно приказа по МБОУ СОШ № 5. Все работники школы проинструктированы по вопросам обеспечения доступаи сопровождениялиц с ОВЗ и инвалидов в здании школы.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к объектам для проведения практических занятий детей - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется тьюторами. Помещения для занятий детей с ОВЗ и инвалидов находятся на первом этаже здания школы.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к библиотечным ресурсам детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется тьюторами и сотрудниками школы, прошедшими инструктаж по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к спортивным объектам школы детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется тьюторами и сотрудниками школы, прошедшими инструктаж по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Размещена информация
для инвалидов по зрению на входе в здание, в коридоре. Учебные кабинеты, места
проведения массовых мероприятий оборудованы звукоусиливающей аппаратурой,
проекторами, экранами.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Вход в школу оборудован кнопкой вызова персонала школы и тактильной цветной информационной табличкой с шрифтом Брайля, контрастной маркировкой дверей, предупредительной разметкой ступеней лестницы, телескопическим пандусом.
Зоны целевого назначения доступны полностью всем. Санитарно-гигиеническое помещение (туалетная комната) на первом этаже доступна полностью инвалидам, лицам с ОВЗ(имеется передвижной опорный поручень).
Специальные условия питания
В столовой школы созданы условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организация питания обучающихся в Учреждении осуществляется за счет средств бюджета и родителей (законных представителей) обучающихся. Питание обучающихся осуществляется в столовой на 90 посадочных мест.
Для лиц с ОВЗ организованно двухразовое горячее питание за счёт бюджета.
Специальные условия охраны здоровья
·
Планирование и проведение работы по охране здоровья обучающихся в том числе
детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в
двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинское обслуживание
обучающихся в МБОУ СОШ №5 осуществляется медицинским фельдшером, который
осуществляет контроль здоровья детей, дает направления к врачам узких
специальностей, а также ставит прививки согласно Календарю прививок.
Медицинский кабинет состоит из процедурного и смотрового кабинетов. Медицинский
кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует
санитарно-гигиеническим требованиям, имеется достаточное количество
медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр
детей.
В образовательном учреждении с целью
охраны здоровья обучающихся проводятся следующее мероприятия:
·
медицинские осмотры и диспансеризация;
·
обеспечение адаптации в образовательном учреждении;
·
осуществление систематического медицинского контроля за физическим
развитием обучающихся и уровнем их заболеваемости;
·
обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного
учреждения;
·
осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил. Состояние и
содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих
санитарно-эпидемиологических правил;
·
проведение санитарно – противоэпидемиологических и профилактических
мероприятий;
·
организация питания обучающихся;
организация
и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для
занятия ими физкультурой и спортом;
·
профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных,
слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ,
их аналогов и других одурманивающих веществ;
·
пропаганда и обучение навыкам ЗОЖ, требованиям охраны труда;
·
оказание первичной медико-санитарной помощи;
·
профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в
организации;
·
обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания;
·проведение занятий курса дополнительного образования Юный медик
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям детей- инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется тьютором
и сотрудниками школы, прошедшими инструктаж по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы доступные инвалидам и лицам с ОВЗ размещены на сайте в разделеЭОИС
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Заключен договор о
безвозмездном оказании услуг по использованию технических средств реабилитации
с ГАСУ СО Режевской дом-интернат для престарелых и инвалидов.